Сообщество закрыто

Как жить с вязким характером?

Когда в четырнадцать-пятнадцать лет подростки начинают смотреть на свой характер как на что-то внешнее по отношению к самим себе, когда анализируют полученное в наследство от родителей и природы, они испытывают сильные чувства. Редко встретишь подростка довольного своим характером. Но есть среди ребят такие, кто, трезво оценивая свое «наследство», приходит в ужас.

  Главные черты «вязкого» связаны с особенностями организма человека. Физиология – предпосылка основного свойства такого характера – недостаточной подвижности нервных процессов. Возможно, в детстве подросток перенес серьезное заболевание или травму, но чаще «вязкость» характера – наследственная особенность нервной системы. Люди, обладающие таким характером, агрессивны, им сложно успокоить свой гнев. Стоит лишь мысленно вернуться к случившемуся, как немедленно оживают сопровождавшие стресс эмоции. Мстительность таких детей и подростков хорошо известна учителям и родителям. С завидным упорством дети отстаивают свои интересы, наказывают обидчиков или тех, кого к ним относят. Они честолюбивы и самоуверенны. Поощрений им всегда не хватает.
Кажется, что подросток с застревающим характером имеет сильные защитные механизмы. Однако это не так. Болезненно чувствительный, он постоянно страдает от мнимого «плохого отношения» к себе, его недоверие к людям не обоснованно, а подозрительность превосходит все разумные пределы.
При этом такие ребята прекрасно знают, где и как нужно себя вести. В классе это может быть аккуратный, педантичный, очень честолюбивый и высоко интеллектуальный человек, возможно, лишь несколько угрюмый и необщительный. Но дома он превращается в тирана, может доводить до слез маму и бабушку придирками, угрозами, постоянной готовностью все держать под своим контролем.
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ не налаживаются. Он часто говорит, что терпит много страданий из-за несправедливых насмешек и издевательств сверстников. Много думает и говорит о том, что отомстит, что никогда этого не забудет. Когда характер выражен ярко, отношения со сверстниками упираются в вопрос власти. Для такого подростка важно не просто стать лидером, но властвовать. Поэтому он охотно отыскивает компании из младших и слабых, тех, кто не способен дать ему отпор, устанавливает порядки, всегда выгодные для него самого. Симпатиями такие подростки не пользуются, их власть держится на страхе.
В некоторый семьях воспитание можно сравнить с тесной комнатой, стены которой рядом – рукой подать: и здесь запрет, и там – «нельзя». В других семьях многое разрешено, много свободы. Но есть такие, где воспитание напоминает комнату, стены которой ходят ходуном. Запреты и разрешения никогда не находятся на одном и том же месте. Представьте себя в такой комнате. Тревога и неумолимое желание опереться о «стенку», найти предел дозволенного – вот что естественным образом формируется у ребенка в такой ситуации. Его обрекают на постоянные метания между исполнением его желаний и наложением на них запрета. В конце концов у подростка вырабатывается враждебное отношение к самому строгому воспитателю. Если взрослый «качается», подобно маятнику, между запретами и вседозволенностью, то у ребенка возникает чувство ненависти-любви к этому человеку. Он и очень привязан и одновременно выставляет взрослому огромный счет.
КАК И О ЧЕМ С НИМИ ГОВОРИТЬ. Подростки с ярко выраженным «вязким» характером в тяжелые моменты угрюмо-злобного настроения нуждаются в покое. Внимание подростка к своему здоровью, к своему благополучию облегчает задачи взрослого, готового заботиться о нем. Разговоры должны быть обстоятельны и неторопливы. Всегда делайте акцент на положительные черты подростка: любовь к порядку, аккуратность, обстоятельность, трезвость расчетов. И очень мягко говорите об отрицательных свойствах натуры.
Сами подростки признают свою склонность к мрачному расположению духа, крепкий сон, трудность пробуждения, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и склонность к ревности. Но в отношении с окружающими они считают себя гораздо более уступчивыми, чем есть на самом деле.
Более адекватна самооценка подростков, «вязкие» черты характера у которых выражены мягче. При доброжелательном контакте такие ребята признают свою взрывчатость, несдержанность. Показав какой ущерб им самим может нанести их характер, посоветуйте им уходить от раздражающих ситуаций, в возбужденном состоянии искать уединения, отдушины в любимом занятии. Объясните опасность для людей с их характером алкогольного опьянения (подростки часто пытаются заглушить эмоциональные бури с помощью крепких спиртных напитков).


Angelina
Angelina
001179
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества