Огромное количество людей застревает в подростковом периоде, и, собственно говоря, так и живут подростками — либо бунтующими, либо отстранёнными, неуверенными в себе. И интересно, что часто это проявляется, когда мы сами становимся родителями. То есть конфликты с нашими детьми начинаются, как правило, именно в том возрасте, на котором застряли мы. Очень много людей говорят: «Всё было хорошо, пока мой ребёнок не стал подростком». А по сути своей, ребёнок стал с нами одного возраста. И вот тут мы просто начинаем бодаться за первенство. Потому что сами не пережили свои подростковые проблемы, и теперь с ними соприкасается наш ребёнок.
Подростковые противоречия:
♥ Огромное желание посоветоваться, чтобы кто-то из значимых оказал поддержку, подсказал, научил — с одной стороны. И полное отрицание авторитета — с другой.
Когда подросткам начинаешь советовать, они воспринимают всё «в штыки». С одной стороны хотят слушать, а с другой: «Да чё ты понимаешь? Да больно ты много знаешь… Мне это вообще не интересно».
В этом возрасте самыми значимыми становятся не родители, а сверстники. Ребёнок отворачивается от родителей, родители чувствуют потерю своей значимости, возникает конфликт. Родители хотят вернуть ребёнка в семью, а он ориентирован вовне. В результате 2 варианта исхода событий. Первый вариант — бунт, протест, уход из дома. Но это не худшая реакция. Худшая реакция – второй вариант, когда ребёнок с вами соглашается и оседает дома. Огромное количество людей, желая быть хорошими мальчиками и девочками, фактически, не проявляют своё развитие, как таковое. Мы даже можем не выйти замуж, потому что мама расстроится или маме женихи не нравятся и т.д.
В подростковый период очень важно родителям поддержать стремление ребёнка найти хорошего друга среди сверстников. Очень плохо, когда родители не разрешают приводить друзей домой. Потому что это единственный способ влиять на ребёнка. Единственный способ, когда мы можем кормить детей, уделять им какое-то внимание, заботиться. Если нам, простите, гораздо дороже, чтоб ковры не пачкались, мебель не ломали и тишина была в доме, то в этот момент мы на самом деле упускаем своих детей.
♥ Интерес к противоположному полу вместе с полным его отрицанием.
♥ Желание самоутвердиться и неумение это сделать.
♥ Огромная потребность быть красивым, но вместе с тем, крайнее недовольство своей внешностью. В этот период в организме всё начинает расти неравномерно, тело какое-то чудное становится, прыщи лезут. Из-за того что в этот период начинают активироваться гормоны, появляется много новых эмоций, в том числе много гнева. И прыщи в это время – это скрытый гнев. Он таким образом сбрасывается.
♥ Внутренняя ранимость и демонстративная грубость снаружи. Один мальчик на консультации мне говорил: «Я лидер! Поэтому я должен быть крутым. Но я иногда чувствую, что ещё чуть-чуть и у меня потекут слёзы. Например, могу увидеть собачку и у меня слёзы на глазах. Но я же крутой, и я убегаю, мне страшно от этого чувства». В этот момент он делает вывод: «Я думал, я лидер, а, на самом деле, я тряпка». Но очень важно донести до ребёнка, что это норма, что это у него такой период, что его сердце — не каменное, что лидер – это не человек с каменным сердцем. Как раз именно лидер может позволить себе и поплакать, и расчувствоваться. Это на самом деле лидерские качества. Лидер – это не сухарь, который может орать и строить всех, это как раз таки не лидер, а изверг, может быть.
В чем нуждается больше всего подросток? Если новорождённый ребёнок нуждается всё время быть на руках, то подросток нуждается вырваться. Если вы его держите, он будет всячески протестовать и сбегать. Поэтому самое главное, что должен сделать родитель в этот период – поддержать, разделять ребёнка и его поведение: «Мне не нравится твоя компания, мне не нравится твоё поведение. Но ты в любом случае хороший. Я тебя очень люблю и буду поддерживать». Это ощущение поддержки для подростков очень-очень важно.
Задача родителей в этом возрасте – стать ребёнку другом. Потому что для ребёнка невозможно слушать наставления сверху, нужно научиться давать наставления на уровне равных.
Текст из лекции М.Таргаковой (Воспитание детей в подростковом периоде)