До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:
- Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка и т.д.).
- Отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т.д.).
- Отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
- Замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
- Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т.п.).
- Смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т.п.).
- Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т.п.).
- Сокращение длинных незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т.п.).
- Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т.п.).
Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью – малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь – как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.
Материал взят из журнала «Наш малыш»