Дидактическая игра или, проще говоря, обучающая, является самым известным методом развития малышей. С детьми раннего возраста используют такой вид дидактической игры как игры с предметами.
Задачи таких обучающих игр:
1.Развивать сенсорное восприятие.
2.Развивать слуховое внимание.
3. Способствовать развитию количественного счёта.
4. Способствовать развитию лексико-грамматических конструкций.
5. Способствовать развитию ориентировки в собственном теле, в пространстве
6. Способствовать развитию эстетического восприятия
7. Развивать познавательную активность, заинтересованность в процессе и результате.
Давайте вместе рассмотрим примеры дидактических игр.
Хочу сразу сказать, что практически любую игру на мелкую моторику мы можем превратить в дидактическую.
1. Возьмем, к примеру, ЗАСТЕЖКИ-КАРАБИНЧИКИ (о них было в предпосте)
Итак, как можно с ними играть:
— учить открывать и закрывать
— подбирать детали по цвету
— изучать понятие целое – части
— считать: 1 деталь, 2 детали (чем старше ребенок, тем больше деталей считаем. В 2 года малыш должен уметь считать до 10)
— представить одну застежку как машинку, собирать машинки, комбинируя разные цвета (в старшем возрасте, ближе к 4 годам ребенок может эти цвета называть, например, – желто-красная, сине-зеленая)
— выстраивать «машинки» друг за другом в ряд, в линию, показывать первую, последнюю «машинку», опять же, посчитать количество (с года до 1,5 лет считаем до 5)
— строить «машинкам» гаражи, дороги, заправки, горки, мосты
— играть в игру «Какая машинка уехала?» (даем ребенку запомнить 3-4 цвета, один убираем)
— играть в игру «Какие машинки поменялись местами?» (из 3-4 две меняем местами)
— изучать предлоги, озвучивая, куда едет «машинка»: заехала НА мост, съехала С моста, объехала аллею, выехала ИЗ гаража (в нашем возрастном диапазоне все это озвучиваем мама) и пр.
2.МАТРЕШКА
Матрешку можно осваивать уже с года. Поначалу учимся разбирать, собирать, совмещать рисунок, рассматривать, показывая части тела и лица. Далее начинаем:
— изучать величину: большая матрешка, маленькая (к 1,5 лет средняя матрешка, к 2 годам – самая большая, поменьше, еще меньше, еще меньше… самая маленькая)
— изучать высоту (высокая матрешка, низкая)
— расставлять матрешек в разнобой и прятать в одну из них «сюрприз», а потом перемешать, чтобы малыш нашел
— кормить матрешек, используя камешки, палочки, фишки. Увеличивать количество «еды» на 1. Самой маленькой матрешке – 1 фишку, а следующей дать на 1 больше и т.д.
— счет количественный 1,2,3… и порядковый первая, вторая, третья… последняя.
— ориентировка в пространстве: повернуть матрешку к себе лицом, отвернуть, поставить всех матрешек друг за другом по направлению вправо, влево.
— если в матрешке есть звери и люди, проговариваем главные отличия зверей от человека. Проговариваем, как звери голос подают, где живут и пр.
3. КОНСТРУКТОР
Для начала мы знакомим годовалого малыша с конструктором, учим, как крепить детали друг к другу. Чтобы ему было интереснее, берем наклейки – изображения знакомых животных, предметов, игрушек, разрезаем пополам и клеим на половинки конструктора, а после предлагаем ребенку найти половинки и соединить. Для детей постарше предлагаем
— построить башню (дорожку – в зависимости от способа крепления деталей)
— построить две башни, одну высокую, другую низкую (или две дорожки, длинную и короткую)
— найти такую же деталь по цвету, форме
— перевозить детали в машине
— сортировать детали по цвету в стаканчики или коробки
— сделать башенку как у мамы (по образцу. Например, соединить цвета деталей – красный, желтый, зеленый)
— определить где первая деталь, где последняя.
— посчитать детали в башне
— построить из деталей стол, дом, цветок – по образцу
— построить ступеньки, прибавляя по 1 детали вверх (отработать понятия «подниматься-спускаться») и пр.
4. КУБИКИ
С кубиками мы знакомим ребенка, как только он научается сидеть самостоятельно. Первое, что мы учим – ставить кубик на кубик, стоим своеобразную башенку. Потом количество кубиков увеличивается. Так вот еще с кубиками можно:
— строить дорожки (и ходить по ним либо пальчиками, изображая человечка, либо игрушками)
— строить гараж для машинки, дом, мост, мебель для куклы
— строить дорожки из одного цвета – длиннее, из другого – короче (также и башенки, выше и ниже)
— строить дорожки с чередованием двух цветов – с 1,5 лет (детям с 2 лет – трех, четырех)
— построив башенку, снимать с вершины по 1 кубику, по 2
— строить ступеньки
— перевозить кубики в машине
— ввести понятие «угол», найти все углы у кубика
— считать количество
— изучать понятия первый, последний, посередине
— изучать предлоги с помощью перемещения игрушки (кот на кубике, за кубиком, перед кубиком, под кубиком) для не говорящих и плохо говорящих детей просим показать, где кот сидит на кубике и пр.
— играем в игру «какой кубик пропал?» (с 1,5 лет, даем запомнить 3-4 и убираем один)
— берем кубики разных цветов и маленькие игрушки, например, зверей. Распределяем игрушки на кубики – «домики». Звери живут в домиках, кот в синем доме, пес в зеленом, мышка в желтом, корова в красном. Пошли звери гулять… пришли – и забыли, кто в каком домике жил. Помоги им!
5. ШНУРОВКА
В зависимости от того, какие у вас детали (звери, фигуры, еда и пр), можно играть в такие игры:
— нанизывать только съедобные фигурки, не съедобные, живые- не живые предметы
— нанизывать только красные, синие или желтые (по какому-то другому признаку)
— сделать бусы, как у мамы (повторить последовательность)
— посчитать детали, найти первую и последнюю
— без нанизывания можно поиграть в игру «какая деталь пропала?» (из 3-4)
— нанизывать детали, угадывая из по описанию мамы, по подсказке (например, деталь «жираф» — это животное. Оно в пятнышках, у него длинная шея, он ест листья и траву, он желтого цвета и пр.)
В целом, я думаю, понятно, куда и в каком направлении двигаться. Самое главное, нужно помнить, что задания мы даем на усложнение – от простых, которые ребенок уже самостоятельно выполняет, к сложным. Также помним, что мы ребенка учим, а не принимаем у него экзамен, и если у малыша что-то не выходит или он вам не спешит отвечать или показывать – недопустимо его шантажировать (вот если не сделаешь, то я тоже…) выказывать недовольство, разочарование или другие негативные эмоции. Игра – сам процесс, в первую очередь должен приносить ребенку и вам удовольствие! Также помните, что в раннем возрасте (1-3 лет), психологические процессы носят неустойчивый характер, важно неоднократно и долговременно закреплять знания и умения малыша, при этом постоянно подсовывая ему что-то новое, стимулировать и обязательно поощрять.
Если возникли вопросы по играм (или у вас есть игра, но вы не знаете, как ее дальше развить), спрашивайте!
А пока подведем итоги!
Итак, чтобы подтолкнуть речь малыша:
1. Отрабатывайте указательный жест (если его еще нет, помогайте ребенку вытянуть указательный палец), касайтесь пальчиком предметов, проводите по контуру и обозначайте словом.
2. Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того, чего ребенок хочет, провоцируя его речь.
3. Провоцируйте любые звуки и подражания, преувеличивайте ваше удивление, радость и восхищение, повторяйте за малышом слова, если у него получилось правильно сказать.
4. Проговаривайте за ребенка его просьбы, давая образец для подражания: «Мама, дай пить», «буду банан» и т.д.
5. Комментируйте свои действия и происходящее вокруг.
6. Подхватывайте и обыгрывайте любой слог или звук ребенка, «да-да-да» превратить в «дай», «ма-ма-ма» в мама или «мяу» и т.д, согласно ситуации.
7. Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте игрушки предметы ближе к губам.
8. Обращенная к ребенку речь должна состоять из коротких фраз (3-4 слова), можно обращаться к малышу отдельными словами и репликами «иди сядь», «сними носки» и пр. Постепенно усложнять содержание речи (с появлением и развитием речи у ребенка).
9. Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.
10. За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание – добивайтесь какого-либо звука.
11. Используйте различные игры, потешки, логоритмику, развивайте мелкую и крупную моторику.
12. Меньше телевизора — он не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом, общайтесь, играйте и все у вас получится! ?
Комментарии
18В закладки! ?
Очень интересно, и познавательно. Где ты была раньше?! ?
Я так понимаю, подведены итоги-продолжения не будет!? ??♀️
Ахх)) Юль, вам с Мишей вполне можно играть в большую часть того, что я написала.
Хм, а вы, мадам, хотите продолжения?))
Слушай, Юль, ты натолкнула меня на мысль написать немного о речи с 2 до 3 лет. Так и для себя кое что вспомню))
я поддерживаю идею написать о речи для детей от 2 до 3-х лет))))
Кать, ты тоже читаешь? ??
Буду очень рада продолжению))) ?
ну как тут откажешься)))
Раз есть спрос, будет и предложение… тьфу, продолжение??
????
да, тоже читаю. Но в целом все это знаю уже) только жалею что поздно начала заниматься. В год я только мелкую моторику ей развивала и книжки читала и все.
Да я тоже только около 2 взялась по полной заниматься. ? Миша легко обучаем, всё схватывает на лету, но на речь это никак не влияет. ??♀️
Спасибо !)а вот по поводу матрёшки… многие ли дети ее любят? я вчера хотела купить матрешку, но чего/то подумала что возможно будет пылиться на полке ..
Оксан, вот я тоже в 10 месяцев ее дала — не оценили, открывать, закрывать научились, потом грызть начали, убрала. А после года прямо интерес проснулся, складывать туда камешки цветные, персонажей определять (у нас сказка Теремок) и Чебурашка-матрешка, ну и все остальное потихоньку будем делать. Я знаю точно, что двухлетки от матрешки в восторге. Занималась с таким возрастом
Спасибо, буду знать, я как чувствовала что нужно повременить с ней, как будет постарше удобно показывать на ней категории больше -меньше ))
Великолепный материал. Читаю и наслаждаюсь. Будит воспоминания о прошлом. Спасибо!?
Наташ, благодарю!?? приятно, что пост вызвал положительные воспоминания)))
Соланж, я Вас только очень прошу — не удаляйте свои посты, как некоторые делают со временем. Я еще не все посмотрела, а пока времени нет, но все это нужно. Я в закладки внесла посты. Очень доходчиво пишите.
Татьяна, обещаю — ничего не удалю, оставлю это здесь на веки вечные?
и спасибо, что оценили материал!