а вы бы подписали?

Запретить преподавание в школах Российской Федерации предмета «Основы православной культуры», а также любого другого предмета — навязывающего детям религиозные взгляды. Вернуть в школьный курс уроки астрономии.

Осно́вы правосла́вной культу́ры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу вместо астрономии (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской области и республике Марий Эл, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России.

1700 ученых, инженеров, врачей, студентов и аспирантов России обратились к Президенту РФ с просьбой запретить преподавание ОПК в школах.

Открытое письмо учёных Президенту РФ

Глубокоуважаемый господин Президент!

В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса “Основы православной культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности, десять академиков, среди которых – два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс». Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.

Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.

1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры»».

2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщённости, создавая питательную среду для экстремизма.

3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.

4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность “09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”, которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в основе которого лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России, в других странах — участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а учёные степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением.

В “письме 227” противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в «обскурантизме и нигилизме», расчистке «дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин», нетерпимом отношении «к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим», их называют «воинствующими атеистами и ненавистниками России». Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.

Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.


Linda
114707

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Еленка

Подписала бы, ибо не фиг, верить или не верить, это личное дело каждого, и не чего навязывать!

Пожаловаться
Мирослава
в нашей школе нет отдельных уроков и разделения учеников. Учат основам всех религий. И я только ЗА! Мы все крещёные, но знать о других религиях, культурах и т. д. необходимо всем.
Пожаловаться
Обязательно!!!
Пожаловаться
Олаф
Да многабукофф(( я бы подписала))) давай ссылку в личку или в вк!))
Пожаловаться
Тань Ка

да, кроме навязывания религии не надо забывать, что мы живем в стране с несколькими ведущими конфессиями… у дочери в классе 5-6 мусульман, их куда девать на эти уроки? моя атеистка, пока на своей шкуре не поймет, что есть кто-то, все равно не поверит… и будут дети либо глумиться над верой, либо по коридорам шляться...

Пожаловаться
Анна

Лучше бы основательней занялись программой и преподаванием МХК (Мировая художественная культура)!!! Вот там и мифология, и религиозные течения, и искусство во всех его проявлениях изучается! Вот уж в универе были удивлены, что в моей школе в расписании имелся такой предмет!!! А как нам, ученикам, он нравился) Даёшь астрономию, МХК, Этику и психологию семейной жизни!!!!)

Пожаловаться
Гав ПростоГав
Я подписывала, только для галочки — никто его у них и не вел
Пожаловаться
Ирина Сухова
Да!
Пожаловаться
шизаНУ таЯ

если как исторический аспект изучения, то я за, если иной, то подпишу за себя и своих детей

Пожаловаться
Linda
когда я училась в школе то в конце каждой главы по истори был раздел посвещенный культуре и религии того времени которое по предмету изучали… в данном контексте рассказывали и про ислам и про православи… но просто как культурный пласт.это явление присудствовало и события сним связаные в истории, вот и рассказывали
Пожаловаться
шизаНУ таЯ
я вот из школьной программы такого не помню. вот в техникуме да, был раздел в истории о религиях. Изучали, работы писали, мнения свои, сравнивали, что общего, что разного, было интересно.
Пожаловаться

Кстати, я не против, чтобы на МХК рассказали вкратце о религиях и Макаронном монстре)

Пожаловаться
Linda
кстати официальная религия зарегина про макаронного монстра) так что за дискриминация… я тож про него хочу
Пожаловаться
NAT
Нет. Не подписала бы.
Пожаловаться
Линетт
Я однозначно против ведения такой херни в школе.
Пожаловаться
Ира Иванова
Я категорически против опк в школах. Все равно что нам ислам изучать. Смысла от данного предмета не вижу. Тем более по себе помню в курсе уроков мхк есть религии, все достаточно популярно там расписанно.

Мало нам и так конфликтов с ч*рками так давайте сразу в школах дети пуст из-за религий деруться. Маразм одним слоаом

Пожаловаться
Виктория

уж лучше астрономию или экономику вернули, кому действительно интересно, они могут спокойно ходить в церковь, по тв не мало каналов о просвещении и пр...

я не против, но не считаю уж столь важным предметом

Пожаловаться
Я против введения преподавания ОПК!
Показать ещё
Предыдущая статья
ну и на что мне тратить деньги
Следующая статья
попытка номер два)) зайдите
Актуальные посты