По следам поста Любы Силецкой..
Кто со мню давно, те знают, что я не фанат всего советского, но есть вещи, которые было бы не плохо оттуда вернуть, воскресить или хотя бы не забыть.
И знаю о том, как там что было устроено не из третьих уст, а как участник процессов, ибо дама я уже.. взрослая, родилась и часть осознанного детства провела при СССР.
Итак, из личного опыта. Про образование.
Которое и тогда и даже сейчас, несмотря на все старания новой постсоветской верхушки по ее развалу, остается одной из сильнейших в мире.
Так вот, дети в СССР были отдельной кастой, которая а) должна была быть развита лучше всех - лучшие условия содержания (я не с другими странами, а внутри страны смотрю - реально детям отдавалось все самое лучшее), лучшие условия обучения, лучшие условия для развития и самовыражения Таких социальных лифтов как при СССР, где любой ребенок из глубинки мог стать академиком или олимпийским чемпионом в мире не было и до сих пор нет.
Детей развивали и воспитывали максимально хорошо со всех точек зрения - здоровья, физической культуры, образования, интеллекта, силы воли, характера, идеологии и самооценки (об этом чуть позже) ради того, чтобы они потом выросли в максимально полезных, самостоятельных и плодотворных людей и принесли максимум пользы стране.
б) дети не должны были при всем этом мешать взрослым РАБОТАТЬ. Т.е мамин декрет был оба раза по 6 месяцев и дальше на работу. А куда ребенка? А об этом заботилось государство - сеть яслей, садов (и круглосуточных в том числе), школ с продленками, детских организаций по воспитанию, оздоровлению и досугу, которая не оставляла ребенка после уроков одного, но интересовалась, контролировала, помогала. Я вспоминаю и октябрят с нашими вожатыми-старшеклассниками, и пионеров и т.д.
Когда после уроков родители не парились, что дети торчат перед телеком или не пойми где и что - они спокойно работали и знали, что дети под присмотром в продленке или в кружке, или в школе на общественных занятиях.
Но я ушла в сторону школы, а хотела всего лишь рассказать о детском саде. Свои воспоминания.
Вообще система образования в СССР (включая сады) была построена на принципах поэтапного развития психики и компетенций.
Представление о том, что развитие ребенка - научить читать-считать и в идеале какой-нибудь иностранный - это прямо сказать очень кастрированное описание потребностей ребенка.
В дошкольном возрасте гораздо важнее развивать в ребенке его а) ЛЮБОПЫТСТВО - интерес к познанию, б) умение обрабатывать и ПОНИМАТЬ информацию, в) РАСШИРЕНИЕ кругозора г) развитие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за себя и свои поступки д) зачатки НРАВСТВЕННОГО воспитания - что такое хорошо и что такое плохо. То, о чем в современном обществе очень много споров и несогласий.
Так вот, о расширении кругозора - да, сейчас некоторые мамы тоже пытаются дать своим детям некоторое представление о мире с помощью карточек, книжек и т.д. Но это некоторые. А большинство детей приходят в школу совершенно не понимая элементарного устройства мира.
А при СССР такую "подготовку" проходили ВСЕ и это было нормой.
Почему я об этом вспомнила? У моей первоклассницы по окружающему миру проходили посмотреть одежду народов России... Просто показали несколько картинок и все. Это хорошая гимназия. Что в обычных школах?
И я вдруг вспомнила, что в моем детстве мы в детском саду все знали как устроена наша страна, сколько и каких республик и какие у них названия, языки, костюмы и даже танцы.
У меня где-то есть фотография, где мы в садике танцуем ЛАТЫШСКИЙ танец и родители нам к этому празднику шили латышские костюмы - юбочки с каким-то национальным орнаментом (все своими руками) и даже какие-то тапочки мастерили на деревянных колодках! Это все в глубинке России - в обычной волжской провинции.
ВОт настолько тогда уделялось внимание к людям, живущим в нашей стране. А еще мы танцевали молдавский, белорусский и якутские танцы! А в другой группе были кавказские.
Кстати, моей младшей сегодня в садик потребовалось три косыночки трех цветов для праздника (на всю группу три) и родительский комитет купил по 2 метра ткани на каждую косынку и отдали было их ШИТЬ В АТЕЛЬЕ!!! Там с дураков потребовали цену как за дизайнерский наряд, благо я успела отловить их и отменить заказ. Сделала все сама дома бесплатно за пол часа.
Но смысл, что нынешние мамы настолько инфантильны, что даже тупо вырезать косынку не способны самостоятельно. Даже посчитать расход ткани (вопрос острый, тк. там ссора по общим деньгам - перерасход большой, детям на 8 марта денег ан подарки даже по 100 руб нет).
Но я опять отклонилась.
Смысл моего поста - не вс, что было в СССР - плохо.
Образование там в том числе и дошкольное, было великолепным.
И оно не подразумевало только читать-писать и считать, а было гораздо глубже и объемнее.
Я бы хотела, чтобы та система хотя бы частично вернулась во ВСЕ наши государственные садики, чтобы наши детки были грамотнее, образованнее и развитее, чем их хотели сделать те, кто все это умышленно порушил.
И вишенка на торте - недавно наткнулась на статью в известном английском издании)))
К вопросу о качестве советского образования и в частности обучению математике)))
" Американские родители учат детей российской математике, чтобы дать им фору
Times: американцы платят тысячи долларов за обучение детей «русской математике»
Американцы не жалеют денег на обучение детей математике по «советской методике», потому что это дает больше шансов на поступление в самые престижные университеты США.
https://inosmi.ru/20230224/matematika-260893692.html
И я вам могу с 200% гарантией сказать, что это - правда, тк. 70% моих одноклассников (физ-мат лицей) после универа уехали работать университеты США, Великобритании, Швейцарии, Германии и Израиля. Они там как раз этому и учат.
Ну вот как-то так)))
Кто со мню давно, те знают, что я не фанат всего советского, но есть вещи, которые было бы не плохо оттуда вернуть, воскресить или хотя бы не забыть.
И знаю о том, как там что было устроено не из третьих уст, а как участник процессов, ибо дама я уже.. взрослая, родилась и часть осознанного детства провела при СССР.
Итак, из личного опыта. Про образование.
Которое и тогда и даже сейчас, несмотря на все старания новой постсоветской верхушки по ее развалу, остается одной из сильнейших в мире.
Так вот, дети в СССР были отдельной кастой, которая а) должна была быть развита лучше всех - лучшие условия содержания (я не с другими странами, а внутри страны смотрю - реально детям отдавалось все самое лучшее), лучшие условия обучения, лучшие условия для развития и самовыражения Таких социальных лифтов как при СССР, где любой ребенок из глубинки мог стать академиком или олимпийским чемпионом в мире не было и до сих пор нет.
Детей развивали и воспитывали максимально хорошо со всех точек зрения - здоровья, физической культуры, образования, интеллекта, силы воли, характера, идеологии и самооценки (об этом чуть позже) ради того, чтобы они потом выросли в максимально полезных, самостоятельных и плодотворных людей и принесли максимум пользы стране.
б) дети не должны были при всем этом мешать взрослым РАБОТАТЬ. Т.е мамин декрет был оба раза по 6 месяцев и дальше на работу. А куда ребенка? А об этом заботилось государство - сеть яслей, садов (и круглосуточных в том числе), школ с продленками, детских организаций по воспитанию, оздоровлению и досугу, которая не оставляла ребенка после уроков одного, но интересовалась, контролировала, помогала. Я вспоминаю и октябрят с нашими вожатыми-старшеклассниками, и пионеров и т.д.
Когда после уроков родители не парились, что дети торчат перед телеком или не пойми где и что - они спокойно работали и знали, что дети под присмотром в продленке или в кружке, или в школе на общественных занятиях.
Но я ушла в сторону школы, а хотела всего лишь рассказать о детском саде. Свои воспоминания.
Вообще система образования в СССР (включая сады) была построена на принципах поэтапного развития психики и компетенций.
Представление о том, что развитие ребенка - научить читать-считать и в идеале какой-нибудь иностранный - это прямо сказать очень кастрированное описание потребностей ребенка.
В дошкольном возрасте гораздо важнее развивать в ребенке его а) ЛЮБОПЫТСТВО - интерес к познанию, б) умение обрабатывать и ПОНИМАТЬ информацию, в) РАСШИРЕНИЕ кругозора г) развитие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за себя и свои поступки д) зачатки НРАВСТВЕННОГО воспитания - что такое хорошо и что такое плохо. То, о чем в современном обществе очень много споров и несогласий.
Так вот, о расширении кругозора - да, сейчас некоторые мамы тоже пытаются дать своим детям некоторое представление о мире с помощью карточек, книжек и т.д. Но это некоторые. А большинство детей приходят в школу совершенно не понимая элементарного устройства мира.
А при СССР такую "подготовку" проходили ВСЕ и это было нормой.
Почему я об этом вспомнила? У моей первоклассницы по окружающему миру проходили посмотреть одежду народов России... Просто показали несколько картинок и все. Это хорошая гимназия. Что в обычных школах?
И я вдруг вспомнила, что в моем детстве мы в детском саду все знали как устроена наша страна, сколько и каких республик и какие у них названия, языки, костюмы и даже танцы.
У меня где-то есть фотография, где мы в садике танцуем ЛАТЫШСКИЙ танец и родители нам к этому празднику шили латышские костюмы - юбочки с каким-то национальным орнаментом (все своими руками) и даже какие-то тапочки мастерили на деревянных колодках! Это все в глубинке России - в обычной волжской провинции.
ВОт настолько тогда уделялось внимание к людям, живущим в нашей стране. А еще мы танцевали молдавский, белорусский и якутские танцы! А в другой группе были кавказские.
Кстати, моей младшей сегодня в садик потребовалось три косыночки трех цветов для праздника (на всю группу три) и родительский комитет купил по 2 метра ткани на каждую косынку и отдали было их ШИТЬ В АТЕЛЬЕ!!! Там с дураков потребовали цену как за дизайнерский наряд, благо я успела отловить их и отменить заказ. Сделала все сама дома бесплатно за пол часа.
Но смысл, что нынешние мамы настолько инфантильны, что даже тупо вырезать косынку не способны самостоятельно. Даже посчитать расход ткани (вопрос острый, тк. там ссора по общим деньгам - перерасход большой, детям на 8 марта денег ан подарки даже по 100 руб нет).
Но я опять отклонилась.
Смысл моего поста - не вс, что было в СССР - плохо.
Образование там в том числе и дошкольное, было великолепным.
И оно не подразумевало только читать-писать и считать, а было гораздо глубже и объемнее.
Я бы хотела, чтобы та система хотя бы частично вернулась во ВСЕ наши государственные садики, чтобы наши детки были грамотнее, образованнее и развитее, чем их хотели сделать те, кто все это умышленно порушил.
И вишенка на торте - недавно наткнулась на статью в известном английском издании)))
К вопросу о качестве советского образования и в частности обучению математике)))
" Американские родители учат детей российской математике, чтобы дать им фору
Times: американцы платят тысячи долларов за обучение детей «русской математике»
Американцы не жалеют денег на обучение детей математике по «советской методике», потому что это дает больше шансов на поступление в самые престижные университеты США.
https://inosmi.ru/20230224/matematika-260893692.html
И я вам могу с 200% гарантией сказать, что это - правда, тк. 70% моих одноклассников (физ-мат лицей) после универа уехали работать университеты США, Великобритании, Швейцарии, Германии и Израиля. Они там как раз этому и учат.
Ну вот как-то так)))
Но!!! Сравнивая моё школьное образование с тем, что сейчас получает моя дочка в Германии, я вижу разницу!
С 1 по 4 класс дети выучили наизусть 4-5 стихотворений! Два из них я лично выпрашивала дать.
Сейчас дочка в 5 классе гимназии. С начала учебного года 1 стихотворение на немецком (он родной), 1 стихотворение на английском (он первый иностранный).
Мы дома учим стихотворения сами. И меня никто не сможет переубедить, что это бесполезное занятие!!! Ритм, рифма, смысл, память, умение выступать перед аудиторией!!!
Я молчу про отсутствие литературы как отдельного самостоятельного предмета!!!
Мы занимаемся с детьми. Считаем это важным.
К счастью у меня в начальной школе была великолепная учительница, заслуженный учитель республики и великолепный человек, я её помню до сих пор. А в Петербурге я ходила в обычную школу, спального района и даже там, несмотря на бардак начала 90х учителя у нас были замечательные. Пытались сдружить класс. Например, девочка умная одна в больницу попала, так мы всём классом к ней поехали. Когда я, лежала, ко мне приезжали тоже. Получала письма от одноклассников. Тут я такого даже не могу представить. Вообще нет подобного.
Бабушка моя была учителем, у неё была огромная внеклассная работа, домой приходила поздно вечером, ездила по семьям трудных детей, разговаривала с родителями, решали проблемы, дополнительно занималась с ними. Ну это пораньше 50-70 годы.
По маме дед тот из Тульской области — закончил строительный вуз, ***, полковник, преподавал в *** училище.
Бабушка, там вообще аут. Она всю жизнь была благодарна СССР и образованию. Там глушь Белоруссии, местечко за чертой оседлости. Никаких вообще перспектив быть не могло. Закончила рабфак, уехала в Ленинград, закончила уже Герцена и стала учителем.
И только вторая бабушка пострадала от СССР. Ну там родители купцы, понятно все свои состояния и дома растеряли, хорошо что не жизнь. Тоже выучилась на учителя.
О развитии тоже спорный вопрос. Бесплатно, без блата и без супер-пупер таланта в нашем городе я могла ходить только постучать на сломанных барабанах во дворец пионеров и побегать по лестницам стадиона на конькобежном спорте, потому что от этого спорта было только название, ни коньков, ни льда не было. Я ходила в музыкальную школу, но училась на вечернем отделение, т.к. ни блата ни слуха не было, и это означало, что за меня родители платили больше, чем за дневное отделение, и не мало, я скажу, по тем временам, моя мама до сих пор вспоминает.
А сейчас мои дети в обычной совершенно бесплатной государственной итальянкой школе учатся играть на музыкальном инструменте с отличными преподавателями, и здесь по всей стране так. Поэтому считаю, что у каждого свой личный опыт, и каждому есть с чем сравнить.
Мы были очень бедной семьей, но при СССР (до 91года, можно еще отминусовать несколько лет перестройки) у нас что с образованием, что с кружками-школами было все ок. Это обычный провинциальный город, его дальняя окраина. И было все- и секции, и музыкалки, и адекватные хорошие учителя. И детские сады.
Я совершенно бесплатно училась и бросила 2 музыкальные школы, совершенно без блата поступила в физ-мат школу. И мои одноклассники так же.
Я понимаю, что каждый уехавший из РФ уехал не просто так, а от чего-то плохого. И, сделав выбор остаться, у него были аргументы это сделать. Но это не значит, что так плохо и тошно было по всей стране.
Просто Вам не повезло. И, повторюсь, скорее всего в Вашем печальном детстве речь идет о перестоечном и пост перестроечном периоде (после 1985 г), когда советская система уже была поломана и нам уже со всех углов и чайников навязывали проамериканские блага.
Я тоже прошла 90-е. И это тоже было ужасно. Но это был уже не СССР.
Танцы помимо дворца пионеров были в дворцах культуры, их 4 было в городе, я каждый год ходила на отбор, но конкурс даже на народные танцы был огромный. Это я про город пишу, у нас хоть бассейны были в спортомплексе, и в некоторых школах, а в деревнях и поселках бассейнов не было, не знаю, может лыжные базы были, но такой «однобокий» спорт тоже нельзя назвать про «все блага», про все блага можно сказать, когда выбор есть огромный и можно все попробовать и выбрать то что нравится или больше подходит. В бассейн я бесплатно ходила, у меня там папа работал. Это сейчас мои дети могут попробовать все виды спорта и танцы, хоккея только нет в нашем городе, севернее есть.
Думаю, что не только мне так не повезло, очень рада, что где-то в другом ссср было лучше.
С 90ми я точно не путаю, у меня в трудовой книжке стаж с 1993 года, я уже была подростком, не ребенком.
Что касается переезда в другую страну, я уже будучи замужем, очень не хотела переезжать и мы 7 лет жили в разных странах. Переехала к мужу только из-за детей, они папу не видели и забывали. То есть из рф я не сбежала, я оставила работу, дом, родителей, друзей, все к чему привыкла, все что сама для себя«построила».
Адаптация была долгой и сложной, со временем, конечно, привыкла, поэтому очень хорошо вижу разницу моего детства и моих детей, хотя муж итальянец всегда бубнит, якобы в его детстве было еще лучше. В рф давно не была, не могу сравнивать.
Но в моем же посте речь не об этом. Вообще не об этом.
Там же написано, что в продолжении поста другой девочки.
А пост той девочки был в том, что «почему у нас не так как в Европе дети в 5 лет ходят в сад, а не в школу».
И я ей объяснила, что советская система образования, в которой было несколько ступенек, включая сад и ясли, не с неба свалилась, а была изначально основана на глубоком изучении потребностей развития детской психики, интеллекта и физиологии.
И что раз в 5 лет наши педагоги-ученые считали, что ребенку важнее клеить-рисовать-петь изаниматься физической активностью, а не зубрить азбуку и арифметику, значит так было физиологичней.
Потому что в те времена задачи перед нашим образованием были вполне себе понятными и правильными — воспитать и обучить максимально умного, образованного, а значит и полезного человека, который будет отдавать свои знания и таланты на благо страны. Именно так и было.
Да, возможно, что в отдельных местах были перегибы или недолёты — не везде все было ровно и одинаково.
Но цель и направление было точно правильным. И методы так же правильными с учетом того, сколько деревенских и провинциальных детей смогли «выйти в люди» и сделать карьеру что в науке, что в других сферах.
Советская система образования была тогда признана если не лучшей, то одной из. И я привела несколько доказательств того.
То, что происходит сейчас — жесть какая-то… Нас пытались реформировать как на западе, а получилось ужас что.
То сломали, а построить чего-то нового, лучшего не смогли. Иностранные кальки у нас не прижились — менталитет, видимо, другой. Да и масштабы страны другие. Так что сделать «как там» не получилось, а как было поломали.
И сейчас, когда все поняли, что надо что-то менять, иначе окончательно развалим образование.
И я уверена, что при придумывании новой системы образования нужно брать не чужие схемы, а основываться на своей привычной, отработанной… На том, что не раз доказало свою эффективность.
Взять из СССР все самое полезное и эффективное и модернизировать под современных детей и потребности.
А взять оттуда из прошлого есть что, согласитесь. Я глобальном.
Я поняла, что вы хотели сказать.
Добавлю, что если если равняться на запад, надо с себя и семьи начинать, общество должно быть взрослым, родители должны быть именно родителями, и папы в том числе, а не только в качестве «помощи» мамам, но есть одно но, государство само все это тормозит, соглашусь с вами, всё-таки наверное было бы привычнее и правильнее возродить часть ссср.
Еще как мы недавно разговаривали с моей знакомой, что в союзе ее родители не думали о том, как и где и за какие деньги будут учиться их дети потому, что было все бесплатно. А сейчас, когда у нее одна дочь поступила, а вторая будет поступать в следующем году моя знакомая понимает, что в свои 45 лет ей еще пахать и пахать, чтобы помочь своим дочерям получить высшее образование, которое по цене растет каждый год и стоит дофига.
Путин вроде, как трешал про то, что советское образование самое лучшее и нужно все хорошее и лучшее оттуда взять и применить в наших школах, но по хоже это трешанием так и осталось.
А сейчас люди научились делать деньги из воздуха и нет нужды бросать ребенка в ясли еще до первого слова, а можно наблюдать, как растет твой ребенок. Очень плохо, верно.
И я не считаю, что нужно сидеть и считать затраты на ткань, работу и время, когда можно заплатить и за тебя все сделают 🤷🏻♀️ в этом просто нет необходимости.
Сейчас многие переезжают учиться/работать/жить за границу, было бы желание. Может быть просто не все хотят уезжать?
Образование тогда и правда было лучше, зато возможностей сейчас больше. А то, что люди не умеют ими пользоваться, это уже другой вопрос и их проблемы
У меня два ребенка в разных заведениях — старшая в гимназии, где родители спокойно тратят на примитивное получасовое мероприятие по 4-5 тысяч и детский сад, где куча малообеспеченных детишек, которые за сад толком заплатить не могут, для которых по 100 руб на игрушку к 8 марта для ребенка скинуться — дорого.
Я считаю, что общественные деньги надо тратить с умом, если уж вам это доверили — и не исходя из своих личных возможностей и прихотей, а учитывая пожелания и возможности большинства. Тратить 1,5 тысячи на косынку на 2-минутный номер и оставлять воспитателей и детей без подарков — это прям неразумно.
Про нянь, сидение дома, переезды за границу и прочие столичные «обычности» — то здорово. Но это все — частности. У кого есть возможности и желание, те воспользуются.
А я же имела ввиду общую государственную политику образования, где школа — не сфера услуг, а детский сад — не место только для присмотра за ребенком. Это все-так часть развития общества, ступенька, а не кто во что горазд.
Общая политика образования как в СССР, которая давала много вариантов развития и родителям и детям должна быть. База.
А уж отклонения от базы в лучшие стороны — частное дело каждого.
Да, система образования в СССР была куда лучше, в садиках развивали, в школах детей действительно учили, а не как сейчас — проверяли то, чему детей родители дома научили. Любой выпускник ВУЗА мог рассчитывать на рабочее место после получения диплома, сейчас — получил диплом, и можно смело курьером по доставке еды работать, потому что по специальности не устроиться.
я так понимаю вы примерно с 78 года рождения? тоже помню в саду одевались в национальные костюмы и танцы
Мы не одевались и не танцевали.