А нам в журнал "Наследник" вот такое письмо прислали

Дарья Находкина

Многодетность или святость?

(жена) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием… (1Тим.2:15)

Я слышала не раз, что женщина спасется чадородием. Но много ли мы знаем многодетных святых кроме святой мученицы Софии с ее тремя ангелоподобными дочерьми? А еще? Может, надо ближе рассмотреть святые супружеские пары? Но нам ничего не известно о том, были ли вообще дети, например, у святых Адриана и Наталии или у Петра и Февронии. И для меня, многодетной мамы, выглядит это как-то неутешительно. И не то чтобы я словам Евангелия не верю. Верю. Если Господь сказал: спасется чадородием, значит –спасется. Просто я никак не пойму – как?!

Раньше, еще до рождения детей, и первые годы после их появления я думала, что именно этим я и спасаюсь. Но вот теперь, когда их у нас четверо, я понимаю, что с каждым годом все безнадежнее удаляюсь от собственного спасения. Нет, дети в этом не виноваты. Я их очень люблю и счастлива, что они у нас есть. Но теперь я понимаю, как глупо было думать, что сам факт их рождения духовно меня возвысит. Ну вот к примеру. Будучи еще беременной первым ребенком, я причащалась каждую неделю, потому что так сказал мой духовный отец. А что теперь? В храм – через воскресенье, объясняя это тем, что когда-то нужно просто спать. Причастие – раз в месяц-полтора. За годы беременно-кормящего состояния практически перестала соблюдать пост в среду и пятницу. Как-то попробовала вернуться к этой традиции, но отказать себе в утренней молочной каше оказалось почти немыслимо. И вообще встал вопрос – а что же, если не она?

Я очень ленивая с детства. И вот, еще с первым младенцем на руках, я вдруг осознала, что теперь полениться у меня нет никакой возможности. Ну не малейшей. Я все время что-то делаю, а вечером не ложусь спать, а почти что теряю сознание (до первого призывного крика). И я обрадовалась, – Господь устроил мне такую жизнь, в которой лень оказалась побеждена. Не тут-то было. Как только подрос мой младшенький, лень вернулась и уютно устроилась на прежнем месте. И вот печальное открытие: грехи не только не побеждаются многодетностью, но некоторые даже укореняются и матереют. Моя природная раздражительность выросла за эти годы в разы. И если еще несколько лет назад в моем лексиконе не было слова «орать», то теперь оно прочно в нем поселилось. А жуткие фразы, которые меня всегда ужасали в чужих устах – «сколько раз тебе говорить!», «закрой рот!», «если ты сейчас же не прекратишь, то я….» — теперь то и дело звучат моим голосом, и я не могу с ними справиться! И вообще, мне кажется, пока я не стала матерью, я не знала, что такое гнев.

А сколько суеты? Господи, сколько же суеты! Врачи – старшему прививку, младшему стоматолога, среднему – карту в сад (в которую входит и прививка, и 33 стоматолога), а самому младшему пока никого не надо, но он тоже заодно идет в поликлинику, потому что оставить не с кем. А учебники, тетради, кружки-секции-музыкалка, помноженные на четыре? Расписание в голове, а еще надо отзвониться классной руководительнице, чтобы девочку отпустили пораньше, а потом двум воспитательницам разных групп — что мальчиков заберем попозже, а еще договориться с бабушкой, что она приедет отпустить маму на работу, а потом – с папой, что встретит бабушку, у которой сумки тяжелые. А еще маме из родительского комитета, чтобы купили контурные карты и нам тоже. Итого… Однажды в конце одного из особо выдающихся по количеству организационных задач дней я искала в телефоне нужный номер и все листала и листала журнал сегодняшних вызовов. Убедившись, что цепочка их почти бесконечна, я решила ради интереса посчитать. Вычла из всех звонков те, что были по работе и – вот результат!–по семейным вопросам 64 вызова! Да, такое бывает не каждый день, но… сколько же суеты, Господи!

Мы уже слышали в ответ на то, что у нас четверо детей: «Какие молодцы! Да вы святые люди!» Но мы не святые. Вообще. Ни разу. Мне иногда кажется, что мы гораздо хуже других, нормальных, людей, не ищущих подвигов и живущих спокойной жизнью. Они меньше хмурятся, реже кричат, больше радуются.

Мы так не умеем. И немного завидуем им.

И еще мы не очень любим тех наших соседей, которые не любят нас. Они имеют полное право, – наши дети иногда ведут себя в доме как на стадионе (и возле дома, бывает, тоже). Мы все понимаем, но свою антипатию к вечно недовольным соседям так и не победили. И где же наше христианское человеколюбие?!

И куда подевалось доверие Богу, которое на первых детях было колоссальным, – мы решались рожать, не имея ни кола, ни двора, скитаясь с квартир родственников на необустроенную дачу, а потом обратно в город (по причине жутких морозов) с восьмимесячным животом и двухлетним ребенком… А сейчас, когда у нас теплый загородный дом со всеми удобствами, откуда-то взялись страхи, что следующий малыш может оказаться нам не по силам…

И откуда берется в нас, многодетных, вот это вот «нам все должны»? Кто должен-то? Родственники? Учителя? Люди в очереди? Врачи в поликлинике? Государство? Как-то подумала: государство нам платит пособия, предоставляет нам всякие льготы, худо-бедно поддерживает. Но разве мы – многодетные семьи – можем в ответ гарантировать, что наши дети станут достойнымичленами общества и оправдают все эти государственные вложения (которых за все годы жизни каждого ребенка наберется приличная сумма)? И опять получается, что в наших добровольных, никем не навязанных трудах кроется корень нашей неблагодарности.И, кстати, бесконечного ропота.

Можно говорить о жертвенности материнства… Да, конечно, но и у нее есть предел.

Как-то успокаивала малыша, который не давал папе и братьям обнимать маму: «Подожди, не толкайся! В конце концов, твоя доля собственности тут только одна шестая!» И вот, старшие, быстренько все подсчитав, хором спрашивают: «Одна папина, четыре наших, а чья еще одна часть?» Да мамина же, мои дорогие, мамина!!! И вот, спустя 15 лет мамских подвигов, ты вдруг осознаешь, что впереди у тебя еще много книжек про гудронаторы и асфальтоукладчики, что школа с домашкамив твоей жизни еще на 13 лет (а за спиной уже 10 своих и 8 детских первых сентября), что годы уходят, красоты не прибавляется, нервы измотаны, а ты еще ничего не сделала! И вот на пике этого самопожертвования тебе вдруг страшно захочевается пожить для себя, как-то все это наверстать. Ну, то, чем живут другие, нормальные, женщины – шопинг, SPA-салон, кино (не детское!) и еще какое-нибудь совершенно бесполезное в хозяйстве хобби. Ужас, как все это привлекательно! И где я в этом состоянии оказываюсь на пути к спасению души? Ясно где – на обочине.

А когда младенец на руках, ты вообще не знаешь, где она там, твоя душа. И чувствуешь одно только дико усталое тело. И только его потребностями и живешь.

И все-таки я верю, что Господь спасает меня. Но не потому, что у меня дети, а потому, что любит. И мне кажется, что святость вообще никак не связана с многодетностью. Человек, который ее достигнет, может быть малодетным или бездетным. Да, у последнего, наверное, и шансов больше. И рассчитывать на бонусы и льготы по многодетности точно не стоит. Можно только надеяться.


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ксения

Спасибо вам, ваш пост — это мой крик души. Все именно так и обстоит: противоречивость ситуации, и очень сильная. Хотя я уверена, что рождение детей в первую очередь спасает от праздности и ставит мозги в нужное русло. Осознавать свою греховность, видеть свои недостатки и не пытаться их оправдывать — это уже много. Остается мелочь — выйти из уныния и понудить себя на духовную жизнь. Тут недавно был пост со словами о.Артемия о том, что лакмусовая бумажка — это отношения с близкими. Это очень точно. Так вот в многодетной семье Царство Божие внутри нее есть. Наверное так. Попробуй каждого полюби со всеми достоинствами и недостатками, прояви столько любви сколько проявляет Господь к нам всем — сложно, трудно, но мы ведь любим, хоть и орем чаще, чем этого бы хотелось, нервничаем, раздражаемся устаем....

У меня складывается впечатление, что лукавый завалил работой нас специально, чтобы мы забывали о духовном, и мне, пока что, из этой рутины выбраться не удается. Уныние захватывает, усталость берет верх.Даже дети порой тупят будто специально, чтобы довести до белого коления… Ох, помоги на Господи со всем этим справиться.....

Пожаловаться
Татьяна

Уж точно не спасает! Раздражительность, гнев, зачастую уныние. И праздность присутствует (уложив детей и все сделав могу часами бесцельно бродить по Интернету).

На общение с Богом иногда и сил-то нет.

Спасение — не в количестве детей или полном их отсутствии, а в чем-то другом...

Пожаловаться
Нина
Я думаю, что женщина спасается чадородием в прямом смысле, у нее нет времени грешить. Если все время находиться в беременно-кормящем состоянии, то уж не до грехов. Чревоугодие, блуд эти достаточно тяжелые грехи беременную или кормящую не каксаются. У многодетных мам да есть м.б. раздражение, но почти нет гордыни. Многодетные родители очень ко многому себя понуждают, многого себя лишают и ограничивают, многие не во имя Господа, а по ситуации, но для души полезно. Так что я думаю именно крепкая семья и много детей воспитывают взрослого чел и не дают ему/ей грешить.
Пожаловаться
Алина
Вы все так точно описали. Как про меня.
Пожаловаться
Елена
Все верно!
Пожаловаться
Дана Скалли
Интересные рассуждения. Но главное что женщина не ставит себя героиней и осознает свои проблемы над которыми надо работать.

Она ни с кого ничего не требует и понимает что она недостойна, думаю Господь по достоинсву оценит такое состояние души и обязательно спасет!!!

Пожаловаться
ЯгоDка
Детки все ваши???
Пожаловаться
Максим Первозванский
Мои☺☺☺
Пожаловаться
ЯгоDка
Круто!!!!!!
Пожаловаться
Разве это письмо?) Очень добротная и актуальная статья. Спаси Бог автора. Очень ее понимаю.
Предыдущая статья
И работать интересно, и детей еще хочется. Коллизия выбора.
Следующая статья
Подарок судьбы!