Полезные игрушки детям от 1 до 3 лет

Скомпановано из материалов сайта psytoys.ru.

1. Пирамидки. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.

После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много). Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса.

От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. У такой пирамидки края колец скошенные, так, что сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), эта игрушка на ощупь гладкая.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

2. Вкладыши — это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки.

К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки.

Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5 и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

3. Транспортные игрушки. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа — или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки — тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы.

Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке — яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Кроме улучшения координации.

Одновременно можно начать знакомить малыша с различными видами транспорта. Для этого понадобятся:
небольшой паровозик с крупными деталями (особенно хороши для этого возраста паровозики с дополнительными функциями конструктора или пирамидки);
— легковой или грузовой игрушечный автомобиль — он должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей (хорошо также, если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша);
— кораблик или лодочка пригодится для игр в ванной (при выборе следует обратить внимание, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде)
— небольшой легкий самолет, удобный для руки ребенка, должен вмещать в свою кабину маленькую матрешку или любого другого персонажа.

4. Составные картинки — представляют собой различные вариации игры-головоломоки, суть которой — из отдельных кусочков собрать целое изображение.

Картинки-вкладыши представляют собой рамки, в которые собираются картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х лет. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления.

Разрезные картинки могут быть разрезаны по прямым линиям или по контуру нарисованной части (голова, туловище, лапы и хвост собаки).

5. Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др.

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши пособия, в которых ножки (штырьки) имеются на поле, а не на фишках.

6. Материалы для творчества – это все, из чего можно творить, создавать что-то свое, новое. Таким образом, в эту категорию попадает не только товар, который продается под этим названием в магазине, но и и все, что может пригодится в этом качестве из домашних запасов, даров природы и т.д.

Создание всевозможных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие и многое другое). В том числе, творчество способствует развитию самосознания.

Для детей от 1,5 до 3 лет основное требование к материалам для творчества – безопасность и соответствие моторным возможностям ребенка. В этом возрасте все, с чем сталкивается малыш, он воспринимает, как материал для экспериментирования — его интересует сам процесс, а не результат.

Для творческих открытий детишек этого возраста подойдет:

Белая альбомная бумага для рисования;

Тонкая цветная бумага, обычная и гофрированная;

Хлопчатобумажная или льняная ткань, на которых тоже можно рисовать;

Нетоксичный клей. Лучше всего подойдет самодельный клейстер из муки.

Пальчиковые краски — лучше выбирать те, которые рекомендованы для самых маленьких (от года до трех лет).

Пластилин также лучше использовать только специальный, созданный на основе муки и натуральных красителей.

Вместо покупного пластилина можно также использовать соленое тесто домашнего приготовления или специальный воск с ланолином для лепки.

В качестве дополнительного материала для перебирания, пересыпания и пр. пригодятся:

Крупы мелкие (такие как гречка, рис);

Фасоль;

Макаронные изделия различных форм.

7. Кубики, конструкторы. Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.

Около года можно предложить малышу его первые кубики. Вначале лучше использовать звучащие кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые тканью или специальным моющимся виниловым материалом. Такие кубики можно подбрасывать и даже использовать для игр типа «лови-бросай». Играя с такими кубиками, ребенок не поранится и не сделает себе больно.
Звучащие кубики из дерева более устойчивы, строить из них малышу будет удобнее. Кроме того, поверхность деревянных, не покрытых лаком, кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений.

К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. В это время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п.

Около 2-х лет ребенок приобретает достаточную ручную ловкость для действия с блочными конструкторами из пластмассы. Самый известный такой конструктор – «Лего». Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.

8. К образным игрушкам относятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию.

Для детей от года до трех лет общение с куклой — это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним — кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек .

Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 — 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции.

Кукла-голыш с набором одежды. Основное предназначение этой игрушки – игры в воде.

Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр.

Маленькие пластиковые фигурки животных С ними ребенок сможет освоить первые сказочные сюжеты. Они должны быть узнаваемыми и максимально реалистичными.

Мягкие игрушки, изображающие животных также должны быть максимально приближены к настоящим. С ними можно разыгрывать те же сюжеты что и с куклами.

9. Кукольное хозяйство. Кукольные аксессуары включают в себя всевозможные приспособления для «кукольной жизни» — расчески и флакончики «духов», посуду и мебель, ванночки и полотенца, и, конечно же, дома с соответствующей обстановкой. Кукольные атрибуты необходимы для полноценной детской игры. Они помогают малышам найти и удержать сюжет, придают игре динамику и особую «реалистичность». В то же время, в раннем и дошкольном возрасте, слишком большое их количество ограничивает игру, сводит ее к набору действий по применению всех предметов, и может затормозить развитие воображения и мышления ребенка.

10. Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

«Верхолазы» — образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.
Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

«Воздушные» игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Кугельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

11. Игрушки для песка и воды. Игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий.

К основному арсеналу для песка, который будет актуален для ребенка в возрасте от года до трех относятся традиционные лопатки, ведерки, формочки, игрушечное сито, грабельки. Лопаток должно быть несколько: маленьким совочком ребенку будет удобно насыпать песок в формочки и ведерки.

Для игр с водой на улице ребенку этого возраста пригодятся лейки, а также те же ведерки, лопатки и мельница, что и для песка.

Для игр в песке и воде, начиная с первого года жизни, пригодятся разнообразные емкости (с ручкой или двумя, с дырочками на дне и без, прозрачные и нет и т.д.), деревяшки, камушки.

Детям от 2,5 лет особенно понравятся стеклышки, обкатанные в море — ведь они так волшебно преображаются в воде. Понравятся малышам этого возраста самодельные кораблики из бумаги, скорлупы орехов, пенопласта.

12. Музыкальные игрушки. В качестве первых музыкальных инструментов для малыша в возрасте около года хорошо подходят звучащие шары. Такие деревянные шары с различным наполнителем продаются как по отдельности, так и в наборе.

Чтобы стучать, уже годовалому малышу подойдет небольшой барабан.

Не меньший интерес представляет для малышей колокольчик или бубенчик.

С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания: два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от ребенка навыка быстрого переключения.
Кастаньеты и и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти.

13. Игрушки для физ. развития.

Детям от года для развития координации движений и общей моторики необходимыигрушки-каталки. Первой каталкой может стать тележка или какой-нибудь персонаж на палке для толкания перед собой, малышам от двух лет подойдут задние каталки – на веревочке.
Обязательно должны быть под рукой у малыша и мамы мячики:
Текстильные – для перекатывания;
Надувные – для отбивания и подбрасывания;
Небольшие деревянные или пластиковые шары для закатывания в воротца, скатывания с горки;
Резиновые – пригодятся для игр на улице.
Для развития мелкой моторики, координации руки и глаза очень полезны:
игрушки-кугельбаны – конструкции для скатывания шариков или колесиков;
динамические игрушки-потешки (клюющие петушки, игрушки –дергунчики и т.п.)
Дополнительную тренировку силы и ловкости пальчиков можно осуществить с помощью
панели с колышками или шариками для забивания молотком, всевозможных шнуровок.

Хорошо тренируют руку игра в кегли и кольцеброс. Для малыша от 2-х лет детали игры должны быть достаточно крупными и легкими (наборы, подходящие для самых маленьких как правило, пластмассовые).
Непременным атрибутом подвижных игр станет лошадка-скакалка на палочке. Особенно хороша такая игрушка на колесиках с перекладиной в верхней части.
Лошадь-качалка также очень полезная игрушка для детей от 2-х лет. Она помогает малышу научиться держать равновесие и укрепляет мышцы ног.

Для физического развития малыша от двух с половиной лет, помимо соответствующих игрушек, комнату хорошо оборудоватьспециальным спортивным комплексом.

14. Книжки-картинки. Книжки становятся привлекательной и полезной игрушкой уже со второй половины первого года жизни.

Книжки-картонки для малышей от года должны быть толстые, с небольшими стихотворениями или короткими историями и сказками.
Книжка-раскладушка
раскладывается в гармошку, и малыш может сразу увидеть всю историю целиком.
Книжки в форме животного обычно содержат короткую историю про изображенного персонажа, встречаются такие книжки с подвижными частями.
Книжка с вращающимся кругом
подходит детям от года для рассматривания вместе с взрослым, который рассказывает ребенку историю и побуждает его искать подходящих персонажей.
Книжки
-задвижки
бывают разные. Например, часто под скользящие задвижки, которые малыш должен отодвинуть, спрятана часть иллюстрации. Встречаются также книжки, действующие по тому же принципу, изображающие какого-нибудь персонажа. Если потянуть за язычок внизу, домашний или лесной зверь открывает рот.
Серия книжек для ванной, которые в тёплой воде меняют цвет наверняка заинтересует малыша. На его глазах свершается чудо – в воде он может видеть спрятанные картинки.
Книжки с одним или несколькими персонажами на веревочке нравятся многим детям. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры малыша.
Мягкая книжка – пальчиковый театр
пригодится для тех же целей. Отверстие посередине переплёта позволяет кукольным героям появляться на любой странице.

Наборы картинок.

Для детей от двух лет предназначены тематические наборы картинок типа «Мои игрушки», «Семья», «Кто в доме живет?».

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Читайте далее: развивающие игрушки для детей старше 1 года


Олюшка
Олюшка
Таганрог
32610258
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Kristinka
Kristinka
Марина
7 лет
Псков

Полезный и подробный список! У нас вроде все есть. Кроме музакальных — я их сама особо не жалую. Теперь вот думаю — может обделяю ребенка? :)

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

ну вряд ли прям обделяете, но попробовать конечно можно)

Пожаловаться
Kristinka
Kristinka
Марина
7 лет
Псков
Так пробовали :) Родительские нервы долго не выдерживали и игрушки быстро «ломались» :)
Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

это тоже бывает

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Таганрог
отличная статья!В закладки!!!
Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Ого! У нас, оказывается, все из этого есть. Даже кукольные принадлежности нашлись — у бабушки играет с ними.
Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

это же здорово, ребенок развивается во всех направлениях)




Пожаловаться
syperMama
syperMama
Злата
9 лет
Таганрог
Спасибо до конца не дочитала в закладки оставила;)
Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Максим
12 лет
Мария
9 лет
Таганрог

очень много.

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

статья да, большая, а игрушек, если всё собрать — не так уж и много получается)

Пожаловаться
Натуся
Натуся
Виктория
8 лет
Таганрог
Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Андрей
21 год
Топки

Многое уже есть, осталось от первого. Кукольные принадлежности придется покупать)))) Да и обновить надо

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

мы вот тоже скоро в магазин отправимся)

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Андрей
21 год
Топки

Пожаловаться
Юлия Коконина
Юлия Коконина
Михаил
7 лет
Гай

в закладки))все куплю)) и мы в своей однушке будем спать на игрушках

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

о да))) я тоже скоро собираюсь в магазин, боюсь только одного захода не хватит))

Пожаловаться
Юлия Коконина
Юлия Коконина
Михаил
7 лет
Гай

ну у меня из списка много чего есть))я тут загорелась сухим бассейном

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

классная вещьа у нас половина игрушек уже поломанная, вот недавно бубен порвал и юлу с шарами сломал, а книги уже до дыр зачитанные, надо библиотеку обновлять. А я загорелась каталкой, вот что-то наподобии

Пожаловаться
Lena
Lena
Москва
лень читать)) почитаю когда подрастем ближе к году, а пока в закладки))
Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

а мы скоро в магазин пойдём за игрухами

Пожаловаться
Lena
Lena
Москва
А я вчера ходила :-P

Хороших вам игрушек:-)

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог

спасибо)