Более 70 тысяч жителей Владивостока ушли на фронт, то есть примерно каждый третий. Здесь формировались стрелковые бригады, которые участвовали в самых крупных сражениях Великой Отечественной. Дальневосточники стояли насмерть в 1941 г. у стен Москвы. Морские пехотинцы-тихоокеанцы вступали в бой прямо с эшелонов. Им даже не успели выдать маскировочные халаты. Они же воевали под Ленинградом, в Сталинграде и на Курской дуге.
При этом ослаблять восточные рубежи командование тоже не могло. Ведь была вероятность нападения Японии. И как главная база Тихоокеанского флота, город был превращен в непреступную крепость. Очень пригодились оставшиеся еще со времен Русско-японской войны фортификационные сооружения. Матросы и горожане строили новые укрепления. Береговая линия ощетинилась стволами 47 стационарных и подвижных батарей разного калибра. Самые большие — 305-мм — пушки Ворошиловской батареи на острове Русский прикрывали Владивосток с юга.
В течение всей войны корабли и подлодки Тихоокеанского флота охраняли дальневосточные рубежи. Но часть флота в строжайшей секретности отправили из Владивостока на западные морские театры боевых действий. Так легендарная подлодка С-56 в 1942 г. в составе отряда из шести лодок совершила сложнейший переход по маршруту Владивосток – Камчатка – Аляска: прошла вдоль западного побережья Америки в Панамский канал, затем поднялась до Канады, пересекла Атлантику и пришла на Северный флот. В пути подлодки дважды попадали в сильнейший шторм, не раз были атакованы врагом.
Имена тысяч павших воинов-тихоокеанцев увековечены на плитах мемориала в центре приморской столицы. Боевые потери нес и торговый флот Владивостока. 47 гражданских судов, перевозивших грузы по ленд-лизу в СССР из США и Канады, не вернулись в порт приписки. Пароходы курсировали без боевого охранения между портами западного побережья Северной Америки и нашим Дальним Востоком. Их бомбили и торпедировали на пути следования через Тихий океан. Эти маршруты получили название «огненных рейсов». В них участвовала уроженка Владивостока, первая в мире женщина капитан дальнего плавания Анна Щетинина.
Самолеты, танки, оружие и боеприпасы, одежда и продовольствие – всего около 9 миллионов тонн. Здесь свой трудовой подвиг совершали докеры и железнодорожники, которые круглосуточно разгружали суда и тут же формировали эшелоны для отправки на фронт. Более половины всех поставок по ленд-лизу в СССР прошло через порт Владивостока.
когда забывают ошибки-то они повторяются(((