Сообщество закрыто

Младший школьник: школьные проблемы

… Считается, что ученику для становления самооценки, развития учебной мотивации и сохранения душевного комфорта необходима особая атмосфера в классе (ее называют атмосферой психологической поддержки) и положительные в целом оценки его учебной работы и поведения. 

Положительные оценки должны преобладать над отрицательными, должны быть исключены оценки неопределенные, при которых ребенок не понимает, как он ответил и что думает об этом учитель, и крайне негативные оценки – упреки, нотации, сарказм и т.п. 

Самое сильное воздействие оказывают глобальные оценки личности, используемые иногда учителями вместо оценок результатов деятельности: «Ты глуп (или тупой, совершенно неспособный)» вместо «Ты решил эту задачу неправильно», или «Ты хулиган» вместо «Ты поступил плохо, так делать нельзя». 

Западные психологи называют такие оценки, «переходящие» на личность, «убийственными реакциями». 

В одном эксперименте, проведенном в американской школе, психологи, проведя тестирование, дали учителям сведения об уровне интеллектуального развития учащихся. Сведения были точными в отношении детей с высоким и низким интеллектом, и половины детей со средними интеллектуальными показателями. О другой половине «средних» детей было сказано, что это ученики с высоким уровнем интеллектуального развития и, таким образом, у учителей были созданы высокие ожидания. В конце учебного года оказалось, что у детей со средними показателями в первой группе ничего не изменилось, а у таких же детей из второй группы, от которых педагоги ждали проявления высоких способностей, повысилась успеваемость и, более того, у некоторых из них уровень интеллектуального развития. 

Это явление было названо «эффектом Пигмалиона» (Пигмалион в древней легенде силой своей любви оживил холодную мраморную статую). 

Подчеркнем, что сбываться, «самореализовываться» могут и положительные, и отрицательные ожидания.  

В младшем школьном возрасте появляются такие же невротические реакции, как у дошкольников – ночные страхи, тики, энурез, заикание. Нервные тики (например, подергивание щеки), энурез (недержание мочи во время сна) и заикание больше свойственны мальчикам, а ночные страхи – девочкам. 

… Если переживания, страхи и связанные с ними явления вызваны учебными проблемами, сложностями в отношениях с учителем и одноклассниками, они могут быть компенсированы в семье, при понимании и разумной заботе родственников. И наоборот, трудности в отношениях с родителями могут в какой-то мере сглаживаться благодаря теплым отношениям с учителем и легкому вхождению в группу сверстников в школе. Тяжелая для ребенка ситуация усугубляется при конфронтации родителей и учителя. Если требования и оценки семьи и школы расходятся, это «бьет» прежде всего по ребенку, так что родители стремятся или наладить отношения с учителем, добиться компромисса, или, когда это невозможно, перевести ребенка в другой класс или школу.

Вспомните свою школьную жизнь. В средних классах Вы считали одних учителей справедливыми, других – нет, одних любили, других не любили; а как Вы относились к Вашей первой учительнице? Были ли особенно счастливые моменты в то время, когда Вы учились в начальной школе? Очень тяжелые? Какая атмосфера была в классе? Как Вы считаете, повлияло ли все это на Вашу дальнейшую жизнь? А как чувствует себя Ваш ребенок в своем классе?

И.Ю.Кулагина


Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
01581
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Кирилл
18 лет
Анастасия
16 лет
Ижевск
не знаю почему, но в моем классе все друг друга называли только по фамилии, и это с первого класса пошло, так и осталось до окончания школы, класс был каждый сам по себе, не дружный.Теперь у меня сын старший закончил первый класс, очень хочется чтобы все было хорошо, но не всегда так бывает, злость на учителей тоже присутствует.