Сообщество закрыто

Изгои в классе. Предупреждать ситуацию или разгребать последствия?

«В классе моего сына есть хулиганская группировка, которая дразнит и высмеивает моего ребенка. Они обзываются на него нехорошими словами: „дурак“, „тупица“, „толстый“ и так далее. Я считаю, что пока не надо вмешиваться. Мальчики должны сами разобраться», – так считала одна из мам, обратившихся в Центр «Взаимодействие» за психологической консультацией.

Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит группировка обнаглевших подростков или когда девочка имеет дело один на один с мальчиком в два раза сильнее ее. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют. Иначе вы рискуете, что вашего ребенка изуродуют не только психологически, но и физически. Здесь действует простой закон физики. Дети – обидчики, как правило, намного превосходят своих жертв по физической силе.

Какие дети наиболее подвержены тому, чтобы стать изгоем в классе?

Зарубежные психологи выделяют следующие психологические факторы риска: в первую очередь, это дети с физическими отклонениями в развитии. Дети – инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями.


Такие дети могут стать не только изгоями в классе, но и быть обременительными для своих родителей. Родители, которые больше заботятся о том, как они и их ребенок выглядят в глазах окружающих, чем о самом ребенке, рассматривают его как символ собственного поврежденного самоотражения. Они могут пренебрегать психологическими потребностями ребенка: в любви, во внимании, в принятии, в защите и так далее.

Кроме того, дети могут способствовать насилию, как со стороны класса, так и со стороны учителей своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно расценивать, как провоцирующее. Дети – жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические (слишком тесные) связи с родителями, обладают слабым социальным опытом и поддержкой.

Психологи выделяют некоторые поведенческие черты жертвы:

подвергается высмеиванию, толчкам и пинкам, старается избегать драк, его вещи отнимают или уничтожают, приходит домой в порванной одежде, в царапинах и синяках, сверстники не принимают его в свои игры, с ним почти никто не дружит, старается держаться вблизи от учителя.

Если это портрет вашего ребенка, то у вас есть повод прояснить ситуацию в его школе и классе. Унижения, оскорбления, издевательства и высмеивание ребенка расцениваются психологами как психологическое насилие.

Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя.

В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье. Нужно больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха.

Если ваш ребенок обладает реальными физическими дефектами, важно, чтобы вы к этому спокойно относились. Дети прекрасно чувствуют состояние родителей и являются его индикаторами.

Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, что вы считаете его привлекательным. В силу своего эгоцентризма дети приписывают ошибки взрослых самим себе: «Если врачи так долго не могут меня вылечить, значит это я такой плохой», «Если отец пришел с работы и не поздоровался со мной, значит во мне что-то не так, я в чем-то провинился».

Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить.

Если вы решили разобраться с обидчиками, то вам необходимо не только серьезно с ними поговорить, но и выяснить ситуацию в их семьях. Обидчиками, как правило, становятся дети, которые хронически подвергаются насилию и пренебрежению либо со стороны группы сверстников, либо со стороны взрослых. Насилие порождает насилие. В одной ситуации ребенок оказывается жертвой, в другой обидчиком. Обычно, обидчики получают удовольствие от своей роли, так как им наконец-то удается приобрести чувство силы и контроль над ситуацией. 

Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация «изгоя в классе» складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.

Девочки, а как у вашего ребенка сложились отношения в классе?

Орлова Екатерина
Орлова Екатерина
Анастасия Алексеевна
19 лет
Василиса Прекрасная и Премудрая
13 лет
Тверь
074890
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
 Евгения
Евгения
Альбина
21 год
Арсений
17 лет
Ульяновск
Моему сорви-голове достается по полной программе. Изгой с кулаками и со своим мнением. Весело!!!
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
Мне в 7-м классе объявили остракизм! Весь класс. Ка я кайфовала целых 1,5 месяца, никто ко мне не лез, не просил сделать домашние задания или в чем-то помочь разобраться, не клевал меня за то, что я не примыкаю ни к одной из группировок… Я даже ни одного синяка не поставила никому за эти 1,5 месяца… но любому счастью приходит конец, чем ближе были четвертные контрольные, тем чаще на комсомольском собрании поднималась тема, что «остракизм- это не метод решения проблемы в социалистическом обществе!» Как я просила его продлить…
Нет, опять же решением класса, его с меня сняли… Блин, а как было хорошо… Но мне папа сказал, что если они опять хотят сесть и ножки свесить, то Я могу объявить остракизм классу и тогда никакие собрания не помогут, потому что 1 человек – это не общество и его решения обсуждению и пересмотру коллективом не подлежат. Так и сказала всем. Притихли… на какое-то время. А потом опять- девчачьи истерики, синяки и шишки пацанам, испорченные о дурные головы книжки… и все варианты контрольных за один урок, 10 сочинений вместо одного… отчеты и доклады… Слава богу, что через год мы уехали на Сахалин. Или я бы кого-нибудь покалечила. Ну, не нуждалась я в классе. Мне школьной волейбольной команды хватало.

Перед самым отъездом папа выложил передо мной пачку- говорит- смотри это твоя жизнедеятельность в школе за 8 лет: 72 счета, разбитые окна, поломаные парты и шкафы, порваные формы, отломаные ручки дверей, дубликаты учебников в библиотеку...
Я бы написала свои похождения школе в журнале, но туда доця заглядывает. Не буду. От греха.
Пожаловаться
 Светлана
Светлана
Белгород
А я, признаться, сама была в компании агрессоров школьных, сейчас как вспомню, так стыдно… Но мы конечно не позволяли себе каких-то драк, просто дразнили очень сильно некоторых одноклассников. Сейчас то я понимаю, как им наверное было плохо...



Пожаловаться
Сафонова Светлана
Сафонова Светлана
Химки

В третьем классе сын сменил школу. Первые пол года приводил то одного друга, то другого. Потом друзей не стало, а он мальчик общительный. Иногда стал приходить с синяками. провели серьёзную беседу, оказалось, что его периодически бьют 3 – 4 человека из класса (по одному на него не нападали). Стали разбираться, почему это происходит. И оказалось (выяснили из разговора с сыном), что сын сам провоцирует класс. Объяснила ему в чём он не прав и подсказала, как изменить своё поведение в коллективе. На этом проблемы с адаптацией в новой школе закончились. После того, как поведение сына изменилось у него появилось много друзей в классе. А в школу я разбираться не ходила.
Чаще всего ребёнок сам настраивает класс против себя. А основная задача родителей в этом случае вовремя заметить проблему и подсказать своему ребёнку, как изменить своё поведение, чтобы его приняли в коллектив.

Пожаловаться
Елена
Елена
Дарья
15 лет
Артемий
13 лет
Лука
8 лет
Омск
У меня к таким вещам очень внимательное отношение. Когда училась в школе были определенные проблемы, поэтому всегда наблюдаю за Ярославом, интересуюсь отношениями. Когда бываю в школе, стараюсь понаблюдать за его общением с одноклассниками. Для меня это, действительно больная тема. Прекрасно понимаю, что всегда оберегать не получится, но и унижать своего ребенка не позволю.