В моем классе был мальчик, который плохо справлялся с программой. Он сокращал слова в диктанте, т.к. не успевал за учителем, он не успевал выполнить контрольные, он долго не мог усвоить информацию, которую остальные схватывали на лету. Класс у нас был «типа элитный», в который набирали по результатам тестирования в начальной школе. Сам факт тестирования и отбора, как я понимаю, держался в секрете. По крайней мере, мои родители узнали о том, что я удостоилась чести учиться в каком-то супер-пупер классе с углубленным изучением чего-то там, только по факту того, что меня превого сентября не оказалось в списках пятого Б, в который я по логике должна была пойти. Но оказалось, секретом вся эта свистопляска с отбором была только для пофигистов. Ответственные родители, стремящиеся дать своему ребенку самое лучшее образвание невзирая на способности и склонности самого ребенка, осаждали кабинет завуча и директора месяцами, таская конвертики, убеждая и уговаривая. И мама этого мальчика, про которого я вдруг вспомнила, добилась таки «элитного образования» для сына. Только он не вписался. Он отсиживал положеные уроки и шел в свою дворовую компанию, в составе которой шатался по улицам до вечера, пока не придет мама, чтобы вместе с ним делать домашнее задание. А его мама настойчиво ходила к классному руководителю, требовала особого отношения и особого понимания. Ну, он доучился кое-как, никто его не отчислил. Но я до сих пор не понимаю, на кой ляд это было надо его родителям. Это самый яркий пример. Были и такие, кто учился еле-еле, выезжая с тройки на четверку благодаря репетиторам и круглосуточной зубрежке, но их родители упорно держилась за «элитный» класс. И в вузе на потоке присутствовали товарищи, которых родители вот так тянули всю школу, потом пристроили на платное отделение, и снова тянули оплату обучения, притом, что ребята явно не справлялись, не понимали материала, а одна девочка вообще собиралась после получения диплома работать нянечкой в детском саду и параллельно получать пед. образование, чтобы стать воспитателем. И все это были не мажоры, а дети простых тружеников.
Я тогда не понимала, и сейчас не понимаю: нафига? Кому это надо? Все равно родительские амбиции в итоге остаются неудовлетворенными, а у ребенка формируется чувство вины и неполноценности. Ну, отучился бы парень в обычном классе, твердым хорошистом, поступил в технический вуз на какие-нить летательные аппараты, куда вечный недобор, а работал бы в итоге тем же самым «менеджером по продажам», только сэкономил кучу нервных клеток и бездарно потраченного времени. Или вообще после девятого класса пошел в пту, стал наладчиком, а там уже, если душа просит, можно и на заочном выучиться тому, к чему появился интерес (если появился). Вот странно мне. Я готова платить за приобретение моим ребенком конкретных навыков, которые он способен освоить (курсы ин. яза, дополнительные занятия по интересному предмету и т.п.), готова платить за психологический комфорт моего ребенка. Если у ребенка действительно уровень выше среднего, то ему проще находиться среди себе подобных, чтобы не скучать на уроках, чтобы интересы одноклассников совпадали… И я буду понимать, что оплачиваю не образование, а именно психологический комфорт. Зачем платить за психологический дискомфорт собственного ребенка? Он ведь все равно не усвоит больше того, что он может усвоить по своей природе. Уж лучше я оплачу дополнительные занятия чем-нибудь, не связанным со школьной программой, но интересным ребенку. Поэтому мне мало понятен ажиотаж вокруг престижных лицеев, включая взятки при поступлении. По-моему, это просто способ заработать на родительских амбициях, – один из множества сравнительно честных способов отъема денег у населения.