МАЛЬЧИКИ И ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - КАК СМЯГЧИТЬ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ?


1. Лучше отправить мальчика как можно более позже, а не раньше по возрасту. Желательно, чтобы он был старше на год (то есть, в классе шестилеток с 7 лет, в классе семилеток с 8). 2. Давать возможный в ваших условиях максимум двигательной активности (даже в очень маленькую квартиру поместится элементарный спорткомплекс, а в хорошую погоду желательно выходить на прогулки в такие места, где можно бегать и шумно играть). 3. В дошкольный возраст и младший школьный делать упор на развитие грубой моторики и ни в коем случае не критиковать за то, что «неправильно держит карандаш», «вылезает за контур» и вообще за несовершенство мелкой моторики — для мальчика это норма. 4. Выбирать самую молодую учительницу :) помните, что непрерывный стаж в… дцать лет для школьной учительницы скорее диагноз, а не заслуга (эмоциональное выгорание наступает уже в первые годы). Да, и высшее образование всегда лучше, чем «педучилище» — все же в универе хоть как прочитают психологические курсы, хотя лучшие студенты в школу редко идут, но тем не менее. И в том, чтобы поинтересоваться стажем и образованием учительницы нет ничего плохого и незаконного, это право родителей. 5. Дать возможность мальчику заниматься чем-то таким, что повысит его статус в классе — пусть он научится тому, что не умеет никто из одноклассников. 6. Дать возможность адекватно выражать соревновательность и устраивать «мужские сражения» — спорт, пейнтбол и т.п. Желательно, чтобы на занятиях и секциях был мужчина-учитель или тренер (я понимаю, что совет поискать учителя начальной школы утопичен) 7. Ни при каких обстоятельствах не ругать за отметки. Даже если работа выполнена плохо и отметка низкая, найти, что можно похвалить. Хвалить ДЕЙСТВИЕ — то есть, «вот эту букву ты уже хорошо написал», а не отметку, если отметка хорошая! Мальчик первым делом должен видеть то, что он сделал, а не то, как к этому отнеслись окружающие (учительница и класс). Увы, но такие случаи, когда ученик старался-пыхтел и получил плохую отметку — не редкость. Постарайтесь замечать старания вашего мальчика и хвалить его за усердие и приложенные усилия. 8. Не сравнивайте с одноклассниками вообще, тем более — с девочками. 9. Давайте возможный максимум изучения «руками» — всякие наборы вроде юного техника, физика и тп. плюс к этому различные виды конструирования. 10. Я знаю, как важно родителям найти «хорошую школу», чтобы была сложная программа, высокий уровень образования, и чтобы чадо поступало в назначенный папой ВУЗ желательно по окончании первого класса. Постарайтесь мне поверить — я работала как раз в очень хорошей языковой школе — что на первые три года обучения можно забыть свои амбиции. Дети настолько вымуштрованные всяким «развитием» поступают в школу, их настолько морально забивают там и учителя, и родители, им необходимо соответствовать высоким целям, что к концу начальной школы у них уже психосоматика, уже нет ни желания и ни физических сил учиться дальше. Пусть в начальных классах мальчик поучится не в «крутой» школе, где в «первый класс вроде института» (с), зато сохранит физическое и психическое здоровье. Потом можно поступить в какую хотите гимназию, а подтянуться до нужного уровня той программы гораздо легче, если у мальчика работает мышление, сформированы интересы и есть мотивация, нежели когда его вгоняют в «копипаст» и тянут за уши от первого класса до последнего курса ВУЗа. ***Примерно лет с шести (границы, как всегда, условны), мальчику требуется наставник, ему необходим мужской авторитет, в нем есть потребность в формировании собственного маскулинного образа, ориентируясь на выбранный образец. Мы уже как-то упоминали, что в период 6-10 лет ребенку необходимо увидеть и попробовать множество видов человеческой деятельности — для того, чтобы в подростковом возрасте у него сформировался образ того, чем он собирается заниматься профессионально. Ребенок не может познавать деятельность в теории, ему нужно все пробовать активно. Для мальчика это особенно важно, поскольку мальчики дольше девочек сохраняют главенство кинестетического (двигательного) канала восприятия. В этом возрасте (с шести лет) мальчику необходим такой человек, который может выступать харизматическим лидером и «влюбить» его в какую-либо созидательную деятельность. Как раз с этой целью раньше мальчиков отдавали в подмастерья, чтобы он, наблюдая за работой влюбленного в свое дело профессионала, перенимал эти качества. Даже в обычной речи типично «мужские» действия отличаются от типично «женских» законченностью, тогда как женские скорее относятся к рутине: «прибить полки» или «вышивать крестиком». Первое несет в себе конкретное действие, которое можно закончить и получить результат, второе — бесконечный однообразный процесс. Понятно, конечно, что женщине больше, чем мужчине, нужно быть вовлеченной в рутину — в связи с бытовыми домашними делами («поддерживать огонь в очаге»), и с ухаживанием за маленькими детьми (многократно повторяющиеся ежедневные действия). Мужчины более нацелены на конкретное действие, на результат, а не на процесс. Теперь вспомним первый класс — результат как таковой либо недостижим (невозможно выучить математику! это процесс на все годы обучения), либо не подразумевается (пропиши эти буквы — здесь есть только рутинный процесс, нет четкого результата). Таким образом, мальчик лишается прохождения этого «результативного» компонента, который очень легко было достичь юным подмастерьям когда-то (вот конкретная деятельность и осязаемый результат). На первый взгляд может показаться, что здесь та же система «копипаст» — сидит мастер, делает некие изделия, мальчик сидит и подражает. Но цель обучения была перенять ремесло, и в итоге сделать свой «каменный цветок», то есть овладеть техникой, а не идеей. Хороший мастер — это когда на основе известной техникой может предложить новаторскую модель. В современной модели обучения (если мы не берем военные училища или религиозные школы) в начальной школе, как раз в возрасте, когда мальчику нужен наставник как представитель определенной профессии, у него появляется учительница. Учительница — многие написали, что она как мама. То есть, мальчик уходит от сильного женского авторитета (мамы) не к мужскому, как надо бы, а к еще более сильному женскому! В современном обществе считается, что авторитет учительницы начальных классов должен быть выше родительского. Кроме того, что учительница не может быть «мужским авторитетом», она еще не дает развиваться профессиональным интересам — ее деятельность никак не может служить мальчику примером для подражания и никто из мальчиков не мечтает стать учителем начальных классов, то есть сразу уходит любознательность и нет мужского образа, которому хочется подражать. ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ — РАЗМЫШЛЕНИЯВ дошкольном возрасте, на мой взгляд, для мальчиков полноценное познание окружающего мира (лазать, бегать, узнавать свойства предметов и материалов, играть с настоящими предметами и природными материалами, иметь допустимую свободу в способе познания мира) куда более критично, нежели для девочек (мышление мальчиков более зависит от движения). Мальчики более экспериментаторы, нежели девочки. Поэтому для них особенно важно общение с окружающим миром (я уже писала, что важно не количество объектов — для ребенка не нужно быть в джунглях, чтобы познавать животный и растительный мир, а глубина их исследования и способность наблюдать). Очень многие ученые отмечали влияние общения с природой на формирование своих интересов (Ломоносов писал о том, что сильнейшее влияние на его любознательность оказали поездки на лодке с отцом в море — казалось бы, а как же чтение с пеленок? Всего лишь какая-то лодка! А на формирование архитектурного гения Гауди оказало строительство из песка на побережье). Плюс различные виды конструирования и возможность экспериментировать с материалами (не заданное соединение деталек, а возможность сделать нечто новое). (Иностранные языки и музицирование полезны всем без исключения, поэтому я не буду их выносить отдельно для определенного пола). На мой личный взгляд спорт такой, который будет развивать разные группы мышц. Хотелось бы учить какому-нибудь «пятиборью» — то есть, чтобы мальчик мог и плавать, и управляться с лодкой, и бороться в случае необходимости, и залезть на скалы. Ну, все не в один год обучения, конечно. Любой спорт, который учит держать равновесие — умение «держаться на плаву» не только внешнее, оно формирует также похожие психологические качества, что пригодится в жизни (скалолазание сюда же, плюс оно хорошо учит добиваться поставленной цели и преодолению препятствий). Мне нравится идея занятий стрельбой — умение концентрироваться на цели очень полезное в будущей жизни. Любые «ручные» ремесла, какой бы интеллектуальный труд не предполагался во взрослой жизни — поговорка «ремесло плечи не оттянет» очень верная, а мужчина должен быть независим и самодостаточен. К тому же ремесло дает мальчику результат своей деятельности — это очень важно для мужчины, т.к. он нацелен на результат, женщина — на процесс. Многие отмечали в комментах умение ориентироваться на местности и «выживание в экстремальных условиях» — отличная идея, правда, в урбанизированной действительности плохо выполнимая. К этому необходимо добавить и бытовые навыки — представьте себе охотника, который должен провести в лесу, например, пару суток, и при этом не умеет готовить! Мне также нравится идея конного спорта — мальчик должен учиться управлять кем-то, у него должно формироваться ощущение, что от его решений зависят действия других. В комментах посчитали психологию исключительно женской сферой, но я, как человек, занимавшийся именно такими темами с мальчиками подросткового возраста, хочу сказать, что это необходимо — мужчина должен знать, как устроена женщина и понимать ее, он должен потом переносить гормональную нестабильность, эмоциональные всплески и уметь поддерживать (в некоторых моментах — стоически выносить) свою жену. (Конечно, понимание психологии это не чтение скучных нотаций и не заучивание умных терминов). Как вы заметили, я все время пишу о каких-то практических умениях и физических действиях. А как же математика?! А чистописание?! Дело в том, что мальчиковое мышление устроено таким образом, что только под влиянием хорошего такого экспериментаторского опыта оно начинает производить какие-то обобщения и выдавать новаторские идеи. А если все поменять местами (что мы имеем в школе — в 1 классе прописи, в 9 — физика и опыты), то время чаще всего уходит, и любознательность угасает. В идеале нужно бы сделать наоборот — первые годы обучения максимально практические, с опытами и наблюдениями, с возможностью воплотить свои сумасбродные идеи, свободно обращаясь с материалами. А уже после этого — научные обоснования и чистая логика. Мне с этой точки зрения примером обучения мальчика представляется автобиографическая книга Даррелла — возможность заниматься интересующим его делом, полная свобода в наблюдениях и занятиях, самостоятельность и ответственность за свои дела — никто ему клетку не мастерил, тебе надо ты и строгай; наставник (Теодор), который не делает из мальчика копию себя, а лишь дает информацию и помогает найти свой путь. Также там замечательно выполнен принцип практической необходимости знаний — мальчику необходимо вести дневник наблюдений за животными, поэтому он вынужден много писать. Для мальчиков (опять же — более, нежели для девочек) необходима прагматическая цель — для чего он это изучает, и применение знаний на практике, им не нужна голая теория в отрыве от действительности.Марина Озерова


Ямама
7132026
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга
Ох, столько вопросов о нач.шк.и системе воспитания, ведь разные -мальчики от девочек, разные. Спасибо за статью, раньше не знала этого автора
Пожаловаться
Со всем согласна, в закладки. Для себя лелелю идею если не о семейном образовании, то лет в 8-9сдать экстерном начальную школу
Пожаловаться
Ирэна
А я со всем согласна, удивляют некоторые комментарии, сразу видно их дети еще в школу не ходили )
Пожаловаться
Анна

Читала и думала — как все верно написано, кто же, интересно, автор? В очередной раз убеждаючь, что Озерова умница, мне так нравится ещё подход к воспитанию детей!

Пожаловаться
Елена

а мне статья понравилась! спасибо!

Пожаловаться
jiiuюля

спасибо за статью.🙂

Пожаловаться
МилаяСусля

У меня дочь на семейном обучении и сын так же будет.вообще без проблем школьных

Пожаловаться
Катеринка
Ой да с каждым вторым пунктом не согласна. По собственному опыту
Пожаловаться
Ксюша

Мне это близко. Пока мы над пунктом 1 работаем: либо в 6.9 отдавать, либо в 7.9. Уже давно решили, что в 7.9 пойдём.

Пожаловаться
ДедЕвсей
Бред.

Судя по тексту, пацанов надо на божничку ставить и молиться на них.

Пожаловаться
Козерожка

Всё читать не осилю, но я согласна по первым 9 пунктам, так и есть, а точнее, так и надо воспитывать будущего мужчину! Мой хоть и в 7 лет пошел в школу, но морально совсем не был готов, учительница заметила, а вот во 2 классе он совсем по-другому стал относится к учебе.Тоже стараюсь своего хвалить, хоть учится бывает с тройками, переживает, а я сразу говорю, что зато он рисует лучше всех, что у него талант т.д. ходит в худ.школу. говорю-плевать, что Егор отличник, зато ты будущий великий скульптор или художник!

Пожаловаться
Ир-Рисс

мне понравилось, спасибо. Со многим согласна.

Пожаловаться
Ольга

про возраст отдачи в школу бред. Получится, что он в 19 лет ее закончит)))