Троечники в школе правят бал

Писатель и сын священника о преподавании русского языка и литературы в школе

Недавно в России было учреждено Общество русской словесности. Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Мы решили узнать, какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества.

Отвечает Сергей Шаргунов, писатель, журналист, общественный деятель, радио- и телеведущий, главный редактор сайта «Свободная пресса»

Больше всего меня волнует уровень подготовки не столько учеников, сколько учителей.

Первое. Многие учителя сегодня, как мне кажется, на знают, зачем нужны уроки литературы. Посмотреть презентацию или видео-ролик, прочитать краткое изложение, расставить галочки в тесте, списать с готовых сочинений, которыми кишит Интернет – большего учитель по литературе от своих учеников часто не требует. При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету – чему, в первую очередь, должна учить литература.

Второе. К счастью, в школу вернули обязательное итоговое сочинение по литературе – потому что очень важно, чтобы ученик не только читал, но и писал. Но у многих учителей совершенно утрачены навыки преподавания этого жанра. Сегодня сочинение чаще всего воспринимается как банальная отписка. О том, «раскрыл тему» ученик, или «не раскрыл тему» (как говорили раньше), никто сейчас не задумывается. А от попытки обдумать, отрефлексировать прочитанный текст и, пускай своими словами, без какого-то догматического канона, но все-таки выразить свои собственные мысли – вообще уходят. Хотя сочинение – это особый подход, требующий, я повторяю, не догматизма, а творчества.

Третье.Кроме всего прочего, важнейшая задача учителя литературы – заинтересовать ученика. Когда меня приглашают провести урок или лекцию, я всегда стараюсь как-то зацепить, развеселить или, что называется, «зажечь танцпол». Если учитель не пытается этого делать – скорее всего, произведение дети не прочтут или ни капельки в него не вникнут. А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина обязательно дошли до сознания учащихся.

К сожалению, сегодня значительно снизился статус учителя. Я говорю и об отношении к учителю в обществе, и о его материальном благополучии. Все-таки должно быть иначе: статус учителя обязательно должен быть высок.

Надеюсь, что Общество русской словесности, созданное под эгидой Патриарха, действительно станет открытой и внятной площадкой для обсуждения той катастрофы, которая происходит с нашим образованием в области русского языка и литературы. В частности Общество собирается провести форум учителей – и очень хочется, чтобы педагоги, посмотрев друг другу в глаза, вместе попытались найти выход из создавшегося положения. Потому что если посмотреть на баллы, которые считаются нормальными за ЕГЭ по русскому языку, оказывается, что бал у нас правят троечники…

Источник:


Нина
15171666
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ღ๑♥๑ღ Dreams

а в современных учебниках литературы по большинству своему отвратительные произведения и стихи без рифмы ни о чем… не то что раньше… откуда ж возьмется желание заниматься

Пожаловаться
ღ๑♥๑ღ Dreams

учителя сейчас сами безграмотные и ученики такие же выходят из стен школы… а в мин.образования чхать хотели… рубят деньги на печатных тетрадях и учебниках..

Пожаловаться
marinus
Согласна насчнт сочинений. Их писать никто не умеет, не учат этому теперь. Катастрофа. Причем здесь рпц не поняла, ну пусть хоть кто-то займется
Пожаловаться
Юлия Васильева
marinus 
marinus, Не уверена, что не учат. Но еще когда я училась в школе (в гимназии, в гуманитарной группе), наша учительница говорила, что мы последнее поколение литераторов. Мы тогда доучивались последний год, а она переживала, что дети перестают понимать литературу. Вообще людей, которые понимают, ценят и любят литературу, становится все меньше и меньше. И еще меньше тех, кто способен писать.( К сожалению.(
Пожаловаться
marinus
Юлия Васильева, Сталкивалась, не учат их.только перед егэ начинают что-то писать и очень удивляются происходящему((((
Пожаловаться
Яна
marinus 
Юлия Васильева, Да.Полностью согласна.Для соц. Сетей, игрушек и войнушек в Инете литература не нужна.Да и мыслить зачем? Набрал в гугл или яндекс -тут тебе мтллион ответов.И главное, что удручает-быть тупым и ограниченым все больше преподносиься как Норма. А про попов в школе-это не смешно. Иметь под рукой стадо овец и баранов-вот единственное желание церкви.
Пожаловаться
Астральная Бабайка

вот Гундяев куда свой нос суёт вечно? глядя на него я понимаю, почему большевики попов с колоколен скидывали.

Пожаловаться
КотикиВперед

я школу закончила 10 лет назад и тоже не понимаю, зачем писать эти ущербные сочинения, мне они в жизни ничем не помогли, мой слог ставили сотни прочитанных мною книг, при этом книги из школьной программы были самыми нелюбимыми, не понимаю этой бараньей упертости в отечественную литературу с полным игнорированием зарубежных авторов...

Пожаловаться
КотикиВперед
Aza, у нас оценки снижали за несовпадение взглядов с преподавателем, какие там мысли…
Пожаловаться
КотикиВперед
Aza, в универе такого не было, там наоборот преподаватели по философии и культурологии больше внимания уделяли студентам с иным взглядом
Пожаловаться
Юлия Васильева
КотикиВперед 

КотикиВперед, А мне повезло.) В школе учительница по литературе (правда, вела она только в старших классах) была прекрасным педагогом. В университете преподаватели по русской и зарубежной литературе тоже были очень и очень. И везде нас учили самостоятельно мыслить. Теперь я осознаю, насколько это большая редкость.)

Пожаловаться
marinus
КотикиВперед 
КотикиВперед, Я так понимаю, речь идет не о «ментальном» содержании, а о том, что школьники сейчас вообще не умеют выражать свои мысли никаким образом, какими бы не были эти мысли. Работала с выпускниками, полный провал, даже пересказать прочитанное не могут. Что Достоевского, что Хемингуэя, даже Бредбери и Уэлса
Пожаловаться
marinus
КотикиВперед 
*ни были
Пожаловаться
Анна Сёмкина

Общество русской словесности — кошмар. Скоро будем по подвалам книжки читать. А «сыну священника», хочется сказать что у учителей есть план. Хочешь ты чтобы ученик не только раскрыл тему — а потом тебя же заклюют. Насчет интереса согласна, учеников можно и нужно зажечь любовью к предмету. А вообще я категорически против этих новвоведений. Скоро и православие обязательным будет, жесть...

Пожаловаться
Анна Сёмкина

Маргарита, не удивлюсь)

Пожаловаться
Анна Сёмкина
МамаЛи, Согласна с вами. Хотя надеюсь если конечно такое случится, то можно будет отказ написать)