ПОДРОСТОК

На душе у него так тревожно, что побег от себя — акт спасения. Побег совершается любым удобным способом, лишь бы не думать о причине боли, распознавать которую его не научили взрослые, сами не научившиеся этому. Поэтому все его вечера наполнены погружением в виртуальные миры: музыка в уши, и мозг залит до предела информацией, на перемалывание которой уходит столько энергии, что уже не хватает сил на то, чтобы разобраться в себе.

А плохо ему от того, что не признан окружающими: они не замечают его достоинств и делают акцент на недостатках, которые он в себе не признаёт. А кому приятно чувствовать себя никчёмным? Много сил затрачивается, чтобы отследить реакции окружающих, чтобы затем бороться за своё мнение.

Энергию напряжения, накопившуюся за день, необходимо куда-то сливать: порой, уход в виртуальность не помогает заглушить внутреннее беспокойство. На выручку приходит привычка провоцировать близких людей на агрессию. Обвинив их в нечуткости, он находит причину своей боли. Потом это раздражение на взрослых можно слить в компании друзей, таких же страдальцев, которые, правда, этого не показывают: все хорохорятся друг перед другом. Пороки подростков расцветают буйным цветом на ниве их отверженности.

«Они мелочны и придирчивы…», — говорит подросток о своих родителях. И это мнение замещает неосознанно низкую самооценку: «Я ничтожество и всё делаю не так…». Такая подмена притупляет боль и повышает самооценку за счет обвинения людей в своих бедах.

Чтобы понять причину этой боли и понять, что же делать с ней, требуются не только усилия, но и умения, которых неоткуда взять. Побег же от себя более приемлем: он не требует усилий и ведёт хоть на время в зону комфорта, убаюкивающего недовольство собой и подсовывающего фразочку: «Ты прав».

Так внутренняя боль превращается в источник ежедневного развлечения: подросток провоцирует окружающих на проявление внимания к себе в форме одобрения или агрессии, явной или скрытой. Только бы не остаться наедине с собой. И для этого все средства хороши: от алкоголя и наркотиков до беспорядочного секса.

Подросток всю энергию затрачивает на распознание оценок его качеств, сделанных другими. Если оценка высока, то она на какое-то время залечивает рану его самоуничижения. Если оценка оскорбляет его, то появляется повод запустить внутренний монолог, состоящий из самооправдательных истин расхожего характера.

И вот подросток становится взрослым. Он мастерски овладел универсальным способом глушить боль, возникающую из-за несоответствия внешних и внутренних оценок. Именно несоответствие раз за разом побуждает его к самокопанию в пользу самоуничижения или обвинения окружения. И именно от этого он бежит, полагая рефлексию признаком слабости.

Замкнутый круг возникает, когда такой взрослый становится родителем. У него не возникает желание его разорвать, научившись самому разбираться в себе, чтобы эти знания передать своему ребёнку. Порой, даже сама возможность разорвать порочный круг родительско-детских отношений видится ему как пустая трата времени. Оглядываясь вокруг, он видит, что большинство живёт, страдая. Так он приходит к уверенности, что такое положение вещей и есть норма человеческих отношений. Если всё же и приходят мысли облегчить свою боль, то он по привычке убегает в зону комфорта.

А ещё у такого взрослого есть страх перед манипулированием, так как он сам изучает техники манипуляции, будучи уверенным, что именно они откроют ему двери в мир, наполненный согласием окружающих, высоко ценящих его достоинства. Он ходит на тренинги личностного роста, постигая науку выживания.

Работа над собой? Признание ответственности за собственные решения и поступки? Да о чём вы? Он даже не знает, чего он хочет, кроме одного единственного желания: быть хорошим в глазах окружающих. Не понимая, что за этим его желанием скрывается попытка избавиться от боли отвержения самого себя, заложенного ещё в детстве.
© Сгонник Любовь

На душе у него так тревожно, что побег от себя — акт спасения. Побег совершается любым удобным способом, лишь бы не думать о причине боли, распознавать которую его не научили взрослые, сами не научившиеся этому. Поэтому все его вечера наполнены погружением в виртуальные миры: музыка в уши, и мозг залит до предела информацией, на перемалывание которой уходит столько энергии, что уже не хватает сил на то, чтобы разобраться в себе.

А плохо ему от того, что не признан окружающими: они не замечают его достоинств и делают акцент на недостатках, которые он в себе не признаёт. А кому приятно чувствовать себя никчёмным? Много сил затрачивается, чтобы отследить реакции окружающих, чтобы затем бороться за своё мнение.

Энергию напряжения, накопившуюся за день, необходимо куда-то сливать: порой, уход в виртуальность не помогает заглушить внутреннее беспокойство. На выручку приходит привычка провоцировать близких людей на агрессию. Обвинив их в нечуткости, он находит причину своей боли. Потом это раздражение на взрослых можно слить в компании друзей, таких же страдальцев, которые, правда, этого не показывают: все хорохорятся друг перед другом. Пороки подростков расцветают буйным цветом на ниве их отверженности.

«Они мелочны и придирчивы…», — говорит подросток о своих родителях. И это мнение замещает неосознанно низкую самооценку: «Я ничтожество и всё делаю не так…». Такая подмена притупляет боль и повышает самооценку за счет обвинения людей в своих бедах.

Чтобы понять причину этой боли и понять, что же делать с ней, требуются не только усилия, но и умения, которых неоткуда взять. Побег же от себя более приемлем: он не требует усилий и ведёт хоть на время в зону комфорта, убаюкивающего недовольство собой и подсовывающего фразочку: «Ты прав».

Так внутренняя боль превращается в источник ежедневного развлечения: подросток провоцирует окружающих на проявление внимания к себе в форме одобрения или агрессии, явной или скрытой. Только бы не остаться наедине с собой. И для этого все средства хороши: от алкоголя и наркотиков до беспорядочного секса.

Подросток всю энергию затрачивает на распознание оценок его качеств, сделанных другими. Если оценка высока, то она на какое-то время залечивает рану его самоуничижения. Если оценка оскорбляет его, то появляется повод запустить внутренний монолог, состоящий из самооправдательных истин расхожего характера.

И вот подросток становится взрослым. Он мастерски овладел универсальным способом глушить боль, возникающую из-за несоответствия внешних и внутренних оценок. Именно несоответствие раз за разом побуждает его к самокопанию в пользу самоуничижения или обвинения окружения. И именно от этого он бежит, полагая рефлексию признаком слабости.

Замкнутый круг возникает, когда такой взрослый становится родителем. У него не возникает желание его разорвать, научившись самому разбираться в себе, чтобы эти знания передать своему ребёнку. Порой, даже сама возможность разорвать порочный круг родительско-детских отношений видится ему как пустая трата времени. Оглядываясь вокруг, он видит, что большинство живёт, страдая. Так он приходит к уверенности, что такое положение вещей и есть норма человеческих отношений. Если всё же и приходят мысли облегчить свою боль, то он по привычке убегает в зону комфорта.

А ещё у такого взрослого есть страх перед манипулированием, так как он сам изучает техники манипуляции, будучи уверенным, что именно они откроют ему двери в мир, наполненный согласием окружающих, высоко ценящих его достоинства. Он ходит на тренинги личностного роста, постигая науку выживания.

Работа над собой? Признание ответственности за собственные решения и поступки? Да о чём вы? Он даже не знает, чего он хочет, кроме одного единственного желания: быть хорошим в глазах окружающих. Не понимая, что за этим его желанием скрывается попытка избавиться от боли отвержения самого себя, заложенного ещё в детстве.
© Сгонник Любовь


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
СгонникЛюбовь Сгонник

Юлия, вы пишите: «жестокий, стремительный и безжалостный мир, полный стрессов с каждым годом становится все стремительнее»… Он таковым и будет являться и для вас и ваших детей, потому что такое позиционирование («жестокий и безжалостный») неизбежно управляет и вашими мыслями и поступками, создавая вокруг реальность, точно соответствующую ожиданиям. Мало того, во всём множестве разворачивающейся реальности, в этом случае, ваше сознание будет вычленять только те ситуации и события, которые будут подтверждать ваше мироощущение. В психологии это называется — реализуемые ожидания.

Пожаловаться
Анна

У вас в посте статья дублируется — 2 раза.

Почему-то мне кажется, что во всём этом виновато отсутствие безусловной любви и безусловного принятия родителями своего ребёнка таким какой он есть… ну и конечно недостаток внимания к нему

Пожаловаться
Юлия
Посмотрим, что вы скажете, когда вашей дочери станет 12-14 лет и её будут колбасить гормоны в разные стороны и не раз в месяц, а постоянно. Дай Бог Вам сохранить Вашу позицию в отношении своих детей, как безусловная любовь и безусловное принятие такими, какие они есть, а не такими, как требует социум и от Вас в том числе.
Пожаловаться
Анна
Ситуации бывают разные. Вы знаете, тут конечно ещё играет огромную роль поведение самих родителей и их жизненные какие-то принципы. Дети же как правило копируют поведение родителей (если конечно между родителями и ребёнком доверительные отношения). Это что касается требований социума.

Я тоже когда-то была подростком 12-14 лет, у меня тоже колбасили гормоны, и всё чего я хотела от мамы — тёплого доверительного общения и участия в моей личной жизни, поддержи, сочувствия и т.п. Но маму мои «тараканы» в голове особо не волновали. Ей было главное — чтоб училась хорошо и порядок в комнате. Ну как-то так.

Я уверена, что если родители сумеют установить с ребёнком с самого начала доброжелательные отношения, то проблем в подростковом возрасте будет существенно меньше

Пожаловаться
Юлия
Проблема отцов и детей будет существовать всегда. Когда становишься родителем подростка, оставаясь при этом дочерью еще не пенсионеров это ощущение, на мой взгляд самое острое. Разницу поколений никуда не денешь. Нам родители желали добра, но мы в том возрасте не понимали их и мы желаем своим детям добра, а они не понимают нас. Так же как сейчас нам родители дают добрые советы с высоты своего опыта, но мы зачастую не применяем их, потому что у нас есть свой опыт и свои дети, другие, которые нуждаются в другом, а в чем — один Бог знает. В их взрослой жизни не всегда мы будем рядом, а жестокий, стремительный и безжалостный мир, полный стрессов с каждым годом становится все стремительнее. И они сами должны в нем адаптироваться и найти свое место.