Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)
5 основных стадий в развитии детского рисунка
1. Лишенные смысла штрихи или каракули. Это непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке.
2. Бесформенные изображения. Визуально они иногда не отличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл.
3. Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).
4. Правдоподобные изображения, или «полусхемы». Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи — положения.
5. Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.
Нередко, к сожалению, родители стремятся скорее помочь ребенку перейти на следующий этап развития рисунка. Им не терпится увидеть осмысленные изображения.Не стоит торопиться!Чем естественней проходит формирование рисунка, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.
Вот, например, малыш увлечённо рисует однообразные вертикальные штрихи. Мама «приходит на помощь» и изображает воздушный шарик, к которому ребёнок подставляет свою чёрточку — получается «настоящая» картинка.
Ребёнок рисует красками и хлопает ладошками по листу — ему предлагают подрисовать в нужном месте глазки и лапки, чтобы вышел ёжик.
Таким образом родители не дают ребёнку самому додуматься до того, что в любом штрихе скрывается смысл. А ведь чем больше ассоциативных связей возникает в мозгу, тем выше уровень интеллекта. На следующем этапе развития рисунка малыш как раз будет занят поиском «предметов» в своих каракулях, и не нужно мешать ему самостоятельно одолеть эту ступеньку.
Серьёзные исследования детского рисунка практически полностью изменили педагогическую концепцию, существующую до 19 века во Франции, Италии и других странах. Вместо заучивания академических шаблонов и оттачивания «правильной» техники детям позволили творить и экспериментировать, ведь ребенок должен быть главным участником творческого процесса, а не способным копировальщиком образцов, созданных педагогом
К сожалению, российская педагогика не поддержала эту тенденцию. Сейчас не только в школе, но и в детских садах действует система обучения рисования, в рамках которой детей учат пошагово рисовать заданную картинку, срисовывать по образцу узоры, стимулируя технические навыки и не давая возможности самостоятельно передать впечатления в зрительных образах…
Мы в универе проходили это, анализ детского рисунка. Хороший материал, можно этому верить)
Спасибо за мнение!)
Там если читать, это вообще очень увлекательно, потому что в рисунках деток побольше очень много смысла, предметы которые им нравятся они изображают любимыми цветами, плохих героев черным, плохих героев стараются обезвредить бессознательно и т.д.) по рисункам можно читать что ребенка волнует. На занятиях мы выяснили, что маленьким нельзя читать красную шапочку, после нее ребенок долго рисовал к ней иллюстрации, где отгораживал красную шапочку от волка разными предметами, цветом и т.д.)видимо ребенок очень переживал эту сказку)
а я безумно люблю разукрашивать))) да)) в стиле мандалы или сложных раскрасок. всегда сажаю Мишку рядом. ОН своё рисует, я своё)) он свои каракули, я свои))) думаю, правильно не учить малыша этому. но… в саду ведь их учат… прям занятия есть, на которых все дети сидят и рисуют по определённому шаблону… с этим как быть?
Аня Дёмина, не знаю… потом будет в отстающих. а это хуже намного. а так он дома своё рисует, там как воспитательница покажет — и все довольны. к слову он там несколько минут рисует. а дома несколько раз за вечер ежедневно))
А что значит в отстающих? Отстающих в чьих глазах? Воспитательницы или Ваших? Если первое — не всё ли равно? А если второе — то это уже дело не в ребёнке, а в маме… имхо, конечно
Аня Дёмина, в отстающих по общепринятым нормам. у нас же везде есть нормы веса, развития, умелок и многого другого. Это потом выливается и в отношение воспитателей, и готовность/неготовность к школе со временем и во многие другие проблемы. Для меня мой сын самый лучший. и умеет он достаточно, все понимает, хоть и разговаривать ему лень.
сейчас везде так. игру как процесс практически похерили. всё быстрее, быстрее, за рекордами...
я не лезу в процесс. у старшего в 4 с половиной был просто прорыв, начал рисовать ВДРУГ хорошо и много, да и сейчас может рисовать часами, красиво, ярко, фантазия аж брызжет… а он с СГДВ, ему сложно на месте оставаться долго. сейчас ему 6, начала учить. показываю, как устроена лапа у собаки, крыло у дракона, башня у замка...
Мелкий вот тоже сейчас просто черкает, с остервенением. может, тоже прорвет
да так и есть. Наблюдала все описанные стадии. Сейчас мы на этапе 3. Схематические изображения. Начал совсем недавно так рисовать.
Я рисую вместе с дочкой. Думаю, ей так интереснее, потому что она сейчас все повторяет. И мне самой интересно. Не думаю, что есть какой-то криминал в том, что она видит, как я рисую. В статье не затронули тему того, как сейчас по детским рисункам психологи оценивают детей. Когда сыну было 5,5 лет, мне позвонила психолог из детского сада, сказала, что их всех тестировали, что у него в целом все неплохо, только он уже должен по-другому изображать человека. Должен рисовать не просто палочки-руки, а пририсовывать ладони, обувь, одежду. Неважно насколько качественно он это сделает, главное, что попытается воспроизвести. А ему уже 7 лет, а он до сих пор рисует человечков по принципу точка, точка, запятая...
И сидит при этом дочкиной рукой срисовывает карандашом картинку рыбки на компьютере. Я, говорит, не умею рисовать, вот и срисовываю, чтоб ей показать, как надо правильно рисовать!
ключевые слова: «нас всех так учили», «не умею рисовать»)))
Я тоже поддерживаю! Вообще сейчас против всяких раскрасок! Они так же подавляют ребенка творить и малыш рисует по шаблону, печально… но вот я всё детство раскрашивала раскраски и очень их любила, думаю что поэтому и не умею рисовать
А у нас дочка все просит, чтоб нарисовали вместе девочку-маму-папу-тетю и сама их рисует… От того что раньше показала ей, как тетю рисовать. Надо менять подход, спасибо!
+1))) ото прям руки чешутся)))