Стадии развития детского рисунка и современная тенденция их сократить

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

5 основных стадий в развитии детского рисунка

1. Лишенные смысла штрихи или каракули. Это непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке.

2. Бесформенные изображения. Визуально они иногда не отличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл.

3. Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).

4. Правдоподобные изображения, или «полусхемы». Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи — положения.

5. Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.

Нередко, к сожалению, родители стремятся скорее помочь ребенку перейти на следующий этап развития рисунка. Им не терпится увидеть осмысленные изображения.Не стоит торопиться!Чем естественней проходит формирование рисунка, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.

Вот, например, малыш увлечённо рисует однообразные вертикальные штрихи. Мама «приходит на помощь» и изображает воздушный шарик, к которому ребёнок подставляет свою чёрточку — получается «настоящая» картинка.

Ребёнок рисует красками и хлопает ладошками по листу — ему предлагают подрисовать в нужном месте глазки и лапки, чтобы вышел ёжик.

Таким образом родители не дают ребёнку самому додуматься до того, что в любом штрихе скрывается смысл. А ведь чем больше ассоциативных связей возникает в мозгу, тем выше уровень интеллекта. На следующем этапе развития рисунка малыш как раз будет занят поиском «предметов» в своих каракулях, и не нужно мешать ему самостоятельно одолеть эту ступеньку.

Серьёзные исследования детского рисунка практически полностью изменили педагогическую концепцию, существующую до 19 века во Франции, Италии и других странах. Вместо заучивания академических шаблонов и оттачивания «правильной» техники детям позволили творить и экспериментировать, ведь ребенок должен быть главным участником творческого процесса, а не способным копировальщиком образцов, созданных педагогом

К сожалению, российская педагогика не поддержала эту тенденцию. Сейчас не только в школе, но и в детских садах действует система обучения рисования, в рамках которой детей учат пошагово рисовать заданную картинку, срисовывать по образцу узоры, стимулируя технические навыки и не давая возможности самостоятельно передать впечатления в зрительных образах…

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Darklights
Так я все правильно делаю!)))
Пожаловаться
Таня

Мы в универе проходили это, анализ детского рисунка. Хороший материал, можно этому верить)

Пожаловаться
Анна
Таня 

Спасибо за мнение!)

Пожаловаться
Таня
Анна 

Там если читать, это вообще очень увлекательно, потому что в рисунках деток побольше очень много смысла, предметы которые им нравятся они изображают любимыми цветами, плохих героев черным, плохих героев стараются обезвредить бессознательно и т.д.) по рисункам можно читать что ребенка волнует. На занятиях мы выяснили, что маленьким нельзя читать красную шапочку, после нее ребенок долго рисовал к ней иллюстрации, где отгораживал красную шапочку от волка разными предметами, цветом и т.д.)видимо ребенок очень переживал эту сказку)

Пожаловаться
Анна
Таня 
Таня, Мне тоже это всё интересно) а красная шапочка никогда не нравилась…
Пожаловаться
weroni

а я безумно люблю разукрашивать))) да)) в стиле мандалы или сложных раскрасок. всегда сажаю Мишку рядом. ОН своё рисует, я своё)) он свои каракули, я свои))) думаю, правильно не учить малыша этому. но… в саду ведь их учат… прям занятия есть, на которых все дети сидят и рисуют по определённому шаблону… с этим как быть?

Пожаловаться
Анна
weroni 
weroni, может, поговорить с воспитательницей? честно говоря, не знаю… мы в садик не ходим и не собираемся пока…
Пожаловаться
weroni
Аня Дёмина, да нет — он же не будет сидеть в сторонке, пока детки учатся рисовать кружочки… в садике так — все рисуют, все сидят, все играют, все на горшке. чистый шаблон. надо компенсировать домом и правильным поведением дома…
Пожаловаться
Анна
weroni 
weroni, так пусть своё рисует да и всё, почему в сторонке?) Шаблон мне кажется ничем не компенсировать, шаблон он и есть шаблон
Пожаловаться
weroni

Аня Дёмина, не знаю… потом будет в отстающих. а это хуже намного. а так он дома своё рисует, там как воспитательница покажет — и все довольны. к слову он там несколько минут рисует. а дома несколько раз за вечер ежедневно))

Пожаловаться
Анна
weroni 
weroni, ну хорошо, если так) Я ещё хотела сказать, что даже не столько важен шаблон или нешаблон, своё рисовать или не своё… важно, чтобы ребёнок САМ прошёл все эти стадии — в этом колоссальная интеллектуальная работа мозга. А когда уже показали, как надо, эффект совсем не тот
Пожаловаться
Анна
weroni 

А что значит в отстающих? Отстающих в чьих глазах? Воспитательницы или Ваших? Если первое — не всё ли равно? А если второе — то это уже дело не в ребёнке, а в маме… имхо, конечно

Пожаловаться
weroni

Аня Дёмина, в отстающих по общепринятым нормам. у нас же везде есть нормы веса, развития, умелок и многого другого. Это потом выливается и в отношение воспитателей, и готовность/неготовность к школе со временем и во многие другие проблемы. Для меня мой сын самый лучший. и умеет он достаточно, все понимает, хоть и разговаривать ему лень.

Пожаловаться
Берёзка

сейчас везде так. игру как процесс практически похерили. всё быстрее, быстрее, за рекордами...

я не лезу в процесс. у старшего в 4 с половиной был просто прорыв, начал рисовать ВДРУГ хорошо и много, да и сейчас может рисовать часами, красиво, ярко, фантазия аж брызжет… а он с СГДВ, ему сложно на месте оставаться долго. сейчас ему 6, начала учить. показываю, как устроена лапа у собаки, крыло у дракона, башня у замка...

Мелкий вот тоже сейчас просто черкает, с остервенением. может, тоже прорвет

Пожаловаться
КиберЮ

да так и есть. Наблюдала все описанные стадии. Сейчас мы на этапе 3. Схематические изображения. Начал совсем недавно так рисовать.

Пожаловаться
Александра

Я рисую вместе с дочкой. Думаю, ей так интереснее, потому что она сейчас все повторяет. И мне самой интересно. Не думаю, что есть какой-то криминал в том, что она видит, как я рисую. В статье не затронули тему того, как сейчас по детским рисункам психологи оценивают детей. Когда сыну было 5,5 лет, мне позвонила психолог из детского сада, сказала, что их всех тестировали, что у него в целом все неплохо, только он уже должен по-другому изображать человека. Должен рисовать не просто палочки-руки, а пририсовывать ладони, обувь, одежду. Неважно насколько качественно он это сделает, главное, что попытается воспроизвести. А ему уже 7 лет, а он до сих пор рисует человечков по принципу точка, точка, запятая...

Пожаловаться
Анна
Александра 
Александра, Этот автор, кстати, имеет большой практический опыт расшифровки детских рисунков. Может, как-нибудь сделаю пост об этом, в одной статье всего не уместить. В этом посте речь о том, что не надо натаскивать ребёнка рисовать по образцу, он должен САМ постепенно пройти все этапы, в СВОЁМ темпе, это огромная интеллектуальная работа. Научить рисовать человечков можно и в 2 года, я думаю… если задаться именно этой целью)
Пожаловаться
Александра
Аня Дёмина, Если честно, я задумываюсь, стоит ли вообще учить ребенка рисовать и как-то оценивать рисунки. Дать карандаши и краски, интересно — рисуй, неинтересно — не рисуй. Посмотрим, как я заговорю, когда начнется школа и за рисунки станут ставить оценки. Будем наверное троечниками )))
Пожаловаться
Анна
Александра 
Александра, нет, она не оценивает, а именно РАСШИФРОВЫВАЕТ рисунки — что за ними скрывается, внутренний мир ребёнка, его переживания, эмоции и т.п. Не оценки. А по поводу оценок, лично моё мнение — школьная оценочная система убивает интерес к самому процессу обучения, изучения и познания, т.к. акцент делается только на оценке. Я в школе и в институте хороших оценок добивалась зубрёжкой, в итоге все знания выветрились — смысл был так напрягаться? можно было спокойно на троечку учиться, но в своём темпе, вдумчиво и в своё удовольствие. Я спокойно буду относиться к дочкиным тройкам, потому что знаю, каким путём достаются эти никому не нужные на самом деле пятёрки)
Пожаловаться
Александра
Yuliia, Просто в нашем обществе принято рисовать и оценивать/расшифровывать/сравнивать рисунки. А он просто не любит рисовать и не имеет к этому способностей. У нас в семье вообще никто не рисует. Зато и он, и муж, и я любим лего. И он может построить очень интересные вещи, в которых будут как раз таки эти карманы и пуговицы. А кто-то из его сверстников вообще ничего подобного не сделает. Но никто не расшифровывает лего-модели к сожалению. Насколько сложную и приближенную к реальности машину ребенок смог построить.
Пожаловаться
Елена
Аня, а возраст, в котором проходят эти стадии, не указаны в книге? Чтобы можно было ориентироваться, когда позволительно помогать?)))
Пожаловаться
Анна
Елена 
Елена, Я тоже задалась этим вопросом) но конкретный возраст не указан. Там к каждой стадии приведены примеры детских рисунков, с указанием возраста. Очень расплывчат возраст, видимо, это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Но, как я поняла, по крайней мере, первая стадия может продолжаться примерно до 2,5-3 лет. Так что торопиться учить ребёнка рисовать домик ну совершенно некуда)))
Пожаловаться
Анна
Елена 
Выше Наталья написала, что до 11-ти лет не стоит вмешиваться
Пожаловаться
Маргарита
Мой Богдаша в курсе, видимо)сколько я не пыталась преподать урок рисования, все безуспешно, он категорически не давал себе помогать.В итоге, забила, и, вообще в его каракули не лезу.Спасибо за инфу, на душе отлегло
Пожаловаться
Анна
Маргарита 
Маргарита, Сколько стереотипов у нас(( мама моя говорит: ну что ты там опять начиталась? Нас всех так учили рисовать!

И сидит при этом дочкиной рукой срисовывает карандашом картинку рыбки на компьютере. Я, говорит, не умею рисовать, вот и срисовываю, чтоб ей показать, как надо правильно рисовать!

ключевые слова: «нас всех так учили», «не умею рисовать»)))

Пожаловаться
Ольга Фетровая

Я тоже поддерживаю! Вообще сейчас против всяких раскрасок! Они так же подавляют ребенка творить и малыш рисует по шаблону, печально… но вот я всё детство раскрашивала раскраски и очень их любила, думаю что поэтому и не умею рисовать

Пожаловаться
Анна
Ольга Фетровая 
Ольга Гутникова, Да! Тоже по незнанию затарилась кучей разнообразнейших раскрасок плюс надарили. Убрала подальше, на более старший возраст) я тоже, к сожалению, умею красиво только срисовывать(( нормально сама рисовать не умею
Пожаловаться
Анастасия

А у нас дочка все просит, чтоб нарисовали вместе девочку-маму-папу-тетю и сама их рисует… От того что раньше показала ей, как тетю рисовать. Надо менять подход, спасибо!

Пожаловаться
Анна
Анастасия 
Анастасия Сияющая, Да, у нас та же проблема( я сейчас просто каляки-маляки рисую вместо собачек-зайчиков которые она просит)) и она начинает сама что-то увлечённо рисовать
Пожаловаться
Олеся
А я убедилась, что правильно делаю, не диктуя ребенку что и как рисовать))). Она недавно какое то чудовище нарисовала мелом на асфальте — я спрашиваю — а что это?)) и она показывает на солнце! Она нарисовала солнце)))))
Пожаловаться
Анна
Олеся 
Леся, СУпер!!! Это ЕЁ вИдение солнышка) главное, что по собственному желанию ОСМЫСЛЕННО нарисовала! Значит, вы уже на втором этапе) поздравляю!)
Пожаловаться
Олеся
Аня Дёмина, да))) теперь рисует свою куклу Катю)
Пожаловаться
Оксана
Пожаловаться
МамаСына
Мой сын рисовал как описано, а вот я срочно перестаю ему помогать. Спасибо!
Пожаловаться
Анна
МамаСына 
МамаСына, Я тоже))))
Пожаловаться
Анна
МамаСына 
срочно перестаю)
Пожаловаться
Iris More
Анна 

+1))) ото прям руки чешутся)))

Пожаловаться
Анна
МамаСына 
Iris More, Ты с нами?)))))