Вы, конечно, знаете, что пальчиковые игры для самых маленьких детей являются прекрасным инструментом раннего развития. И сегодня мы узнаем в какие именно пальчиковые игры лучше всего играть.
«Ум малыша находится на кончиках его пальцев» – говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский и был глубоко прав. Ведь
работа детских пальчиков тесно связана с деятельностью головного мозга, активно стимулирует его. Поэтому родителям очень важно с самого раннего возраста развивать моторику пальцев малыша: загибать и разгибать его пальчики, сжимать их в кулачок, хлопать в ладоши, катать между ладошками ребенка шарик. Неоценимую помощь в выполнении такого рода упражнений могут оказать. Некоторые из таких игр можно проводить, начиная с полугодового возраста малыша.
Человечек.
Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова:
« Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик.
Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».
Пальчики.
Загибать по очереди пальчики.
Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать.
Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул.
Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики). .
Стенка.
Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам).
Потолок (похлопать по лобику).
Две ступеньки (провести пальчиками по губкам).
Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик).
Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко, пупик или другую часть тела малыша.
Комарики.
Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши).
Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку).
И в носик вцепились (схватить ребенка за нос).
Можно вцепиться в пупик, щечку, ручку, ножку.
Цветочек.
Сложить не плотно ладонь к ладони.
Солнце поднимается.
Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся).
Солнышко садится.
Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются).
Бай-бай!
Кошка.
Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики.
Кулачок, а в нем ладошка.
На ладошку села кошка.
Начала считать мышат,
Раз, два, три, четыре, пять.
Но мышата испугались
И по норкам разбежались.
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).
Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопать).
В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).
Зайка.
Зайка, зайка! Где твой носик?
Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик).
Зайка, зайка! Где твой хвостик?
Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика).
Где твои лапки? Коготки-царапки.
Вот здесь. Вот здесь.
Зайка, зайка! А где ушки?
Ушки зайки –
на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).
Замок.
Пальцы рук сцепить.
На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад).
Кто его открыть бы смог?
Постучали (постучали ладонь о ладонь).
Покрутили (повертеть).
Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).
Зайка.
Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони).
Пляшет зайка у ворот.
Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой).
На макушке.
Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).
Пальчики.
Сжать пальцы руки.
Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).
Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).
Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).
Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).
Этот пальчик – толстячок (открыть большой).
А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).
Водичка.
Водичка, водичка!
Умой мое личко! (провести ладонями по лицу).
Чтоб глазки блестели (помигать глазами).
Чтоб щечки горели (похлопать по щекам).
Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам).
Чтоб смеялись губки (улыбнуться).
Гусь.
Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом).
«Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны).
Вот щипну тебя за пятку (щипнуть).
Убежишь ты без оглядки.
Тесто.
Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук).
Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони).
Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони).
Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).
Пальцы.
Чтоб красиво говорить (хлопать).
Надо с пальцами дружить.
Пальцы нужно крепко сжать,
А потом опять разжать.
Пальчики.
Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками.
Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук?
Это пальчики стучат. Поиграть они хотят.
С Данечкой играются: открываются (пальцы разжать).
Закрываются (пальцы сжать).
Сорока-белобока.
Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики.
Сорока — белобока утром печку топила.
Сорока - белобока деткам кашку варила.
По избе скакала, на стол накрывала.
Деток кормила, деткам говорила:
«Этому кашки дам, и этому кашки дам.
И этому тоже дам. А этому – не дам.
Он дров не рубил. Печку не топил.
Кашку не варил. Даню не кормил».
Пальчики.
Сложить ладони вместе, стучать пальцами.
Наши пальчики проснулись.
Потянулись и встряхнулись.
По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони).
Поскакали, поскакали.
Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони).
У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки).
Пусть поспят ладошки.
Паучок.
Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки. Остальные пальцы расправить и шевелить ими.
Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок.
Паутину плетет. Там обед себе найдет.
Птичка.
Поглаживать ладонь малыша.
Птичка, птичка! Вот тебе водичка!
Вот тебе и крошки на моей ладошке.
Молоточек.
Стучать по ладони.
Молоточком постучу.
Гвоздики заколочу!
Я построю себе дом.
Буду жить я в доме том.
Били-били, колотили.
Мяли-мяли и трепали.
Скатертей себе наткали.
И столы понакрывали.
Зайки.
Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям).
Дружно лапки поднимали (поднять руки).
Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.
Оладушки.
Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши).
Испекли оладушки.
Деток угощали. Чаем запивали.
На окно поставили. Остывать заставили.
Воробышки сели. Оладушки съели.
Кыш, кыш! Полетели! Полетели!
На головку сели.
Цыплята.
Стучать пальцем по ладошке малыша.
Ра, два, три, четыре, пять.
Шли цыплята погулять.
Свежей травки пощипать.
Вкусных зерен поклевать.
Кашка для букашки.
Водить пальцем по ладони ребенка.
Маленькой букашке захотелось кашки.
Мы сварили кашку накормить букашку.
Кашку варили, ложечкой мешали.
Деток накормили, кошек угощали.
Капуста.
Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней ).
Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад).
Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы).
И морковку трем.
Лепешка.
Катать шарик между ладонями.
Я леплю, леплю лепешку.
Положу ее в ладошку.
Пирожочек испеку.
И детишек угощу.
Зайка.
Зайка серенький шалил.
И ушами шевелил (пошевелить ладонями над головой).
В-о-т так, в-о-т так. Он ушами шевелил.
Ладушки-ладошки.
Мыли деткам ушки (хлопать в ладони).
Мыли деткам ножки.
Ах, какие ладушки!
Ладушки-ладошки.
Наварили кашки.
Помешали ложкой.
Ах, какие ладушки!
Ладушки-ладошки.
Курочке-хохлатке
Накрошили крошки.
Ах, какие ладушки!
Ладушки-ладошки.
Хлопали ладошки.
Танцевали ножки.
Ах, какие ладушки!
Ладушки-ладошки.
Применяйте вот такие пальчиковые игры для малышей каждый день, и ваша деточка будет развиваться ну очень быстро.
Чем лучше работают пальчики ребенка, тем больше развита его речь. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал и успешно учился, обязательно играйте с ним
на здоровье)
в закладки)
спасибо, пригодиться
спасибочки!
в закладки)
Спасибо! Полезная информация.
в закладки!
Спасибочки, утащила в закладки
Вот наши игры:
Сорока — белобока
Мы делили апельсин:
«Мы делили апельсин, много нас, а он один
» эта долька (показывая и разминая пальчик)- для ежа,
Эта долька-для чижа,
Эта долька — для котят,
Эта долька -для утят,
Эта долька — для бобра,
А волка — кожура!"
И вот еще:
«Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж взремнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот крепко-крепко спит
И Дашуте спать велит!»
И для пальчиков на руках: целуем и приговариваем: этот пальчик шоколадный, этот пальчик мармеладный, этот с запахом пломбира, этот с привкусом зефира, этот пальчик самый-самый пальчик сладенький для мамы.
Найдите Железнову в интернете. Есть видил есть книга. С обоими занимаюсь. Видил могу кинуть на почту.
Да. Младшему год но он под музыку уже делает.
Купила бабушка себе курочку — Купила бабушка себе курочку
курочка по зёрнышку кудах-тах-тах — курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
(показывают руками как клюёт курочка)
Купила бабушка себе уточку — Купила бабушка себе уточку
Уточка тюрюх-тюх-тюх — Уточка тюрюх-тюх-тюх
(показывают руками как плавает уточка)
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах — Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
(показывают руками как клюёт курочка)
Уточка тюрюх-тюх-тюх — Уточка тюрюх-тюх-тюх
(показывают руками как плавает уточка)
Купила бабушка себе индюшонка — Купила бабушка себе индюшонка
Индюшонок фалды-балды — Индюшонок фалды-балды
(на слово фалды-рука вправо, балды-влево)
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах — Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
(показывают руками как клюёт курочка)
Уточка тюрюх-тюх-тюх — Уточка тюрюх-тюх-тюх
(показывают руками как плавает уточка)
Индюшонок фалды-балды — Индюшонок фалды-балды
(на слово фалды-рука вправо, балды-влево)
Купила бабушка себе кисоньку — Купила бабушка себе кисоньку
А кисуля мяу-мяу — А кисуля мяу-мяу
(показывают, как умывается кошка)
(повторить про курочку, уточку, индюшонка, кисоньку)
Купила бабушка себе собачонку — Купила бабушка себе собачонку
Собачонка гав-гав — Собачонка гав-гав
(показывают собачьи уши)
(повторять с начала)
Купила бабушка себе коровёнку — Купила бабушка себе коровёнку
Коровёнка муки-муки — Коровёнка муки-муки
(показывают рога коровы)
(повторять с начала)
Купила бабушка себе поросёнка — Купила бабушка себе поросёнка
Поросёнок хрюки-хрюки — Поросёнок хрюки-хрюки
(показывают рукой пятачок поросенка)
(повторять с начала)
Купила бабушка себе телевизор — Купила бабушка себе телевизор
Телевизор время-факты — Телевизор время-факты
(разводят руками широко в стороны)
Дикторша ля-ля-ля — Дикторша ля-ля-ля
(изображают руками синхронный перевод)
(повторять все с начала
надо попробовать :-)))))
Сороку мы любим
спасибо большое! То что искала уже давно!
прикольно
в закладочки)
нам тоже сорока понравилась
А нам все понравилось играемся каждый день! Класс

И ещеА у меня 2-4 года пока есть, которая 1 книжка
Возьму на заметку))
А я в инете видео ищу, София любит это дело
утащила в закладки
В закладочки)))
Покажи обложку пжл.
спасибо! куплю при случае и эту)
моя с рождения почему-то пальчиков. игры не жалует. всегда руку забирает.
И в тестах в конце везде есть эти игры для моторики.
А чье издательство или фото пособия можно?
точно такое же как и малыша. посмотрите у них на сайте
Большое спасибо, нашла!!! А то голову ломала, а что будем после 3-х лет делать то?)))
эти очень клевые. их можно раньше начинать. мы летом это может ваш малыш с начало делать будем. тока полностью сам
да, я куплю их раньше, конечно! обычно то, что написано насчет возраста все с опозданием, вот для нас лично.
здорово! спасибо!
Для тех у кого дети уже говорят. Скажите дают ли результат занятия пальчиковыми играми, чтобы прям стали заниматься и ребенок стал разговаривать? Подруга вообще не занималась ими ее дочка в 2.5 говорит только мама, папа, дай. Планирует активно начать, хотя я думаю, что нормально в таком возрасте говорить три слова, или не норм?
Любые занятия с детьми дают результаты и развивают ребенка, но сравнивать двух детей в этом плане бессмысленно, потому что все дети разные, восприятие, способности, развитие — это все индивидуально.
это понятно
Ну вот как на ребенка подействует то или иное точно спрогнозировать невозможно, но одно точно — пальчиковые игры развивают ))
я поняла что в любом случае ей нужно сейчас активно этим заняться
Не помешает )) но по большому счету прямой зависимости тут нет, речь зависит от созревания спц центров на коре головного мозга, и если центры созревают медленнее, чем у других детей, то только одной пальчиковой гимнастикой делу не поможешь, так что если есть задержка развития речи — это к неврологу.
спасибо за интересную информацию про речь)один невролог ей назначил препараты а другой, подождать до 3 лет
Я бы не рекомендовала ждать, от препаратов вреда не будет, если имеет место быть задержка, то они помогут, чем раньше начать лечить, тем быстрее созреют центры ))
Не так ставите вопрос. Влияет ли развитие мелкой моторики на речь? — да. Девочка мало говорит от того, что ей не развивают мелкую моторику? — нет
короче я поняла, что ей нужно попробовать, а там уже как пойдет
Абсолютно верно сказано
Развитие мелкой моторики, даёт положительно влияние на развитие речи. Но не является 100% гарантией того, что ребёнок в 2,5 будет говорить предложениями!)
это понятно
Очень помогает развивать речь пластилин и кинетический песок!
хорошая идея про песок)
Только вся квартира в нем. Но польза нереальная, я заметила. Но, правда, в 1,5 года этим начали заниматься
спасибо, возьмем на заметку)
В 2,5 года 3 слова говорить это не нормально! А вообще чем больше ребеночек делает ручками, тем больше развивает моторику.А это влияет на речь.У меня доченька очень любит рисовать, книжки, всякие развивашки.В 1,10 уже начала предложениями говорить.Но все детки разные.
со скольки рисовать начали?
Точно не помню, примерно после годика.
по своему опыту скажу, никакого особого смысла, занималась с обеими одинаково, старшая заговорила в 1,7, младшая в 2,4
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
Копаю, копаю лопаткой снежок
(имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок
(над головой из ладошек делаем
крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне
жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою
дружить!»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по
одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу
указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя
ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения
всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным
пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то
одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой
ложкой, руки под щёки)
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела? (загибаем
большой палец)
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла! (высовываем
пальчик)
Ищешь, ищешь, не найдешь.
Здравствуй, пальчик (пальчик
здоровается, кивает),
Как живешь?
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные
вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой
палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков (соединяем большой
палец правой руки с указательным пальцем
левой и наоборот)!
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно
мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и
средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные
части тела).
Посмотри: на нашей елке (сложить
ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ
и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две
руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
Да вот то же самое… От коликов до коликов и как то не до игр. Мы утром кушаем, умываемся, подгузьки меняем, зарядку и массаж ( это мы вообще не любим), потом гуляем, кушаем, агукаем, спим, купаемся, кушаем и уже укладываемся в кроватку. Я просто сама про эти игры забываю по этому и воткнуть не могу
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Пальчиковые игры дают возможность играть и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику ребенка. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево, развивает координацию и память и пр.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Игра «Пальчики» (начинаем с мизинца):
Этот пальчик – в лес пошёл.
Этот пальчик – гриб нашёл.
Этот пальчик – занял место.
Этот пальчик – ляжет тесно.
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел.
(Загибаем пальчики):
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(Пальчики разгибаются.)
Игра «Котята»:
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол):
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга: от большого к мизинцу.)
Игра «Апельсин»:
Мы делили апельсин.
(Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.)
Много нас – а он – один.
Эта долька – для ежа.
(Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура!
(Встряхиваем обе кисти.)
Игра «Замок»:
На двери висит замок.
(Руки в замке.)
Кто его открыть бы смог?
(Пальчики тянем, не разжимая.)
Потянули.
(Потянули.)
Покрутили.
(Вращаем руки.)
Постучали.
(Стучим основанием ладоней.)
И – открыли!
(Руки разжимаются.)
спасибо, как раз поискать хотела, а то сорока, ладушки и пальчик-мальчик надоели уже)
О, спасибо)))
(возвращаемся в первоначальное положение)
Спасибо, в закладки.
Апельсин
Мы делили апельсин(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)
Гости
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рада Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Горшок
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки,
Микки умница был, Всем водичку носил.
Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Домик
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце(показываем как черпаем воду и пьём).
Тоже добавила
Спасиибо, полезно!!)
Сорока-белобока.
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)
Пальчики.
Этот пальчик хочет спать.
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.
(загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
Кто приехал?
Кто приехал?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы!
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопает в ладоши)
Моя семья.
(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт: развивается моторика ручки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память – нужно же запомнить кто есть кто и кто за кем; развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить сам.
Мальчик-пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Стишок для запоминания названий пальчиков.
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Безымянный поедает,
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
спасибо))) буду проделывать с дочей)))
в закладочки!
у меня доча в восторге от них а самое смешно как она пытается повторять


вот .
Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.
Их удобно использовать не только в стоящей машине. В любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после (прямо, как прием таблетки:), как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.
ФОНАРИКИ
Фонарики зажглись!
( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.
МЕСИМ ТЕСТО
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем
(делаем движения, как будто лепим снежки)
ПЕЧЕМ БЛИНЫ
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
ЕЖИК
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
ШАРИК
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)
ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
(возвращаемся в первоначальное положение)
СПАСИБКИ. СОХРАНИЛА СЕБЕ. ПРИГОДИТСЯ СКОРО!!!)))
я сегодня книгу получила, заказывала через интернет очень интереснаяочень понравилась
Начните с самых простых игр. Вам придется примерно до восьми-десяти месяцев выполнять все движения пальчиками малыша самой. Важны сгибания-разгибания пальчиков и стимуляция нервных окончаний на ладони. Ниже приведены несколько «народных» упражнений, которые знакомы практически всем мамам.
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока, кашку варила,
Кашку варила, деток кормила. (Совершаете круговые движения указательным пальцем по ладони ребенка)
Этому дала, этому дала, этому дала,
Этому дала, а этому не дала. (Поочередно загибаете каждый пальчик, начиная с мизинчика)
Ты дров не рубил, печку не топил,
Кашу не варил, нет тебе ничего! (Сгибаете-разгибаете большой пальчик)
«Братья-пальчики»
Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик щи варил,
Этот пальчик песни пел,
Этот пальчик кашу ел, (Пальчики собраны в кулачок, разжимаете поочередно, начиная с мизинчика)
Ну, а этот хочет спать –
Прыг в кровать! (Разжимаете последним большой пальчик и враз сжимаете обратно в кулачок все пальчики)
«Киска»
— Киска, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка Юля.-
— Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой. (Совершаете расслабленной ладошкой малыша поглаживающие движения)
После года малыш с удовольствием будет выполнять знакомые ему простые пальчиковые упражнения самостоятельно, достаточно лишь начать читать стихотворение-аккомпанемент.
«Ладушки»
«Ладушки-ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
А что на закуску? –
Кислую капустку.
А вороны прилетели,
Всю капусту нашу съели. (Хлопает в ладоши)
Шу! Полетели,
На головку сели. (Обе ручки приподнимаются и потом опускаются на голову)
«Дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить. (подушечки пальчиков барабанят по столу)
Ребятишки после двух-трех лет могут выполнять и более сложные упражнения. Пальчиковая гимнастика для них скорее даже не гимнастика, а развлечение. Особенно если делать это группой из нескольких детей. В этом возрасте пальчиковые игры также становятся прекрасным способом тренировки памяти.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Рубим-рубим, рубим-рубим. (ребром одной ладони ударяем по ребру второй ладони поочередно)
Мы капусту трем-трем,
Трем-трем, трем-трем, (потираем ладоши друг о друга)
Мы капусту солим-солим,
Солим-солим, солим-солим, (складываем пальчики рук в шепотку и имитируем посыпание солью)
Мы капусту жмем-жмем,
Жмем-жмем, жмем-жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки рук)
«Черепашка»
Вот обжора черепашка, (сжимаем кулачок, отставляем большой палец)
Панцирь – вот её рубашка. (закрываем кулачок другой ладошкой)
Может лазить по горам, (поднимаем руку вверх)
Может плавать по волнам. (совершаем ладонью волнообразные движения)
Поплывет и цапнет рыбку, (водим большим пальчиком из стороны в сторону)
Съест с довольною улыбкой (ладонью изображаем пасть)
Отдохнет она немножко, (спрятать большой палец под «панцирь»)
На обед поймает мошку (сделать хватательное движение)
Если ужинать пора –
Цап! И схватит комара (ещё одно хватательное движение)
Но еды ей не хватило,
Цап! Меня за нос схватила! (хватаем себя за нос)
Я со своим ребенком начала играть еще с 2-3 месяцев)) Сейчас только начинаю говорить ладушки он начинает сразу хлопать))) Иногда лежит перед сном в сароку сам с сбой играет))))
Мы наверное как бегать научимся, тоже не заставишь играть будет))))
Пожалуйста)))
Спасибо за статейке, очень интересно.Я так много и не знала!
Я рада что вам понравилось!
Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.
Их удобно использовать не только в стоящей машине. В любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после (прямо, как прием таблетки:), как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.
ФОНАРИКИ
Фонарики зажглись!
( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.
МЕСИМ ТЕСТО
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем
(делаем движения, как будто лепим снежки)
ПЕЧЕМ БЛИНЫ
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
ЕЖИК
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
ШАРИК
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)
ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
(возвращаемся в первоначальное положение)
спасибо)
всегда пожалуйста)))))))))
Класс!
спасибо но правда память ужасная как бы запомнить.))
класс, в закладки!
в закладки! пасибочки
Встретились двое котят:«мяу-мяу!» (соединяем мизинцы)
И двое щенят:«Гав-гав!» (соединяем безымянные пальцы)
и две лошадки:«бру-бру!» (соединяем средние пальцы)
и две коровки:«му-му!» (соединяем указательные и большие пальцы)
а рогатые ж, ну и ну!!! (показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы)
«Считалки для пальчиков»
раз, два, три, четыре, пять!
вышли пальчики гулять!
этот пальчик- гриб нашел, загибаем мизинец
этот пальчик- чистит стол, загибаем безымянный палец
этот резал, загибаем средний палец
этот ел, загибаем указательный палец
ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец
этот пальчик маленький, загибаем мизнец
этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец
этот палечик длинный, загибаем средний палец
этот пальчик сильный, загибаем указательный палец
ну а этот толстячок, загибаем большой пальчик
а все вместе кулачок!!! покрутите кулачком)
«зайчики-пальчики»
раз, два, три, четыре, пять сначала кулачок сжат
вышли зайчики гулять пальчики по одному разжимаем
раз, два, три, четыре, пять
в домик спрятались опять сжимаем по одному пальчику в кулачок
во время купания:
Ай, лады, лады,
не боимся мы воды
чисто умываемся
детке улыбаемся
кто тут будет куп-куп
по водички хлюп-хлюп?
в ванну быстро прыг-прыг
в ванне ножкой дры-дрыг
будет мыло пенится
и грязь куда то денется
тепики-тепики
по водице хлопики хлопики ладошками
да босыми ножками.
после сна:
вот проснулись,
потянулись,
с боку на бок повернулись,
потягушечки!
потягушечки!
где игрушечки,
погремушечки?
ты, игрушка, погреми
нашу детку разбуди
вместе с солнышком встаю
вместе с птицами пою.
с добрым утром!
с ясным днем!
вот ток славно мы поем!
настало утро
солнышко встало
эй, братец Федя
разбуди соседей
втавай, большак
вставай, указка
вставай, середка
всавай, сиротка и крошка-митрошка!
привеи ладошка! утром я встаюпесенку пою
песенку простую
вот такую:
ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля-ля
стенка, стенка, потолок,
два окошка, дверь, звонок.(показывать по очереди-щеки, лоб, глазки, рот и нос)
Для изучения частей тела малыша:
Дарики, Дарики, Ай да комарики!
Вились, вились, вились, вились,
В носик вцепились!( Коснуться носика малыша.Далее подставлять вместо носика другие части лица или тела н-р:… в ушко вцепились,… в коленочку вцепились, и т.д.)
окончание игры:
-Закусали нас комарики.Давай их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш! (помахать руками, как отгоняют мошек.)
Сидит белка на тележке, (руки прижимаются к груди, как лапки белочки)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (одна рука поочередно загибает пальцы другой)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок, (надо погладить себя по животу и груди)
Кому в платок, (вытянуть вперед две сложенные ладони)
Кому в лапочку. (снова сделать белечьи лапки).
Дождик, дождик, поливай, (хлопки в ладоши)
Будет хлеба каравай. (Развести руки в стороны, показывая большой каравай)
Будут булки, (немного сведите руки к центру)
Будут сушки, (Сведите пальцы рук в кольцо)
Будут пряники, (вложить ладонь одной руки в ладонь другой)
Ватрушки. (вложите кулак одной руки в ладонь другой.)
спасибо, в закладки!!!
Спасибо
в закладки:)спасиб!
спасибо
спасибо буду учить
в закладки. не забыть бы потом. и найти время выучить))
я так и не выучила))) только одну)
ахахха мы все такие, только скрываем это)))
***, в закладочки
первое слово было о п а)))) это тоже мат???
аххаха по ходу да)ъахаха
Пальчиковые игры для детей 0-2 года.
Для начала немного расскажу, как именно проводить занятия. Новый стишок мама показывает и рассказывает сама. Потом просит малыша повторять вместе с ней. Если у него это не получается, то мама должна помочь — своими руками помогать пальчикам малыша проделать нужные движения. Постепенно, раз от разу у малыша будет получаться все лучше, и вскоре он освоит упражнение. Главное, чтобы оно нравилось ребенку! Хвалите его, восторгайтесь. Показывайте новый стишок всем родственникам и знакомым, пусть они тоже порадуются вашим успехам — это будет лишняя тренировка :). Используйте эти игры, если надо развлечь малыша — в очереди, в машине, на прогулке.
А теперь сами игры. Наверное, самая первая игра всех детей — классическая «Сорока-ворона». Сорока-ворона Сорока-ворона (Левая рука раскрыта ладошкой вверх. Указательный палец Кашу варила правой совершает по ней круговые движения) Деток кормила Этому дала, этому дала, (Загибаем четыре пальчика левой руки по-очереди, начиная от Этому дала, этому дала, мизинца) А этому не дала! (Большой палец трясем)
Стала Маша гостей собирать
Стала Маша гостей собирать И Иван приди, (Пальцы обеих рук по-очереди сцепляются друг И Степан приди, с другом — «здороваются». От большого до мизинчика. Да и Андрей приди, Упражнение можно выполнять как обеими руками, так и Да и Матвей приди. сцеплять пальцы мамы и малыша) А Никитушка, ну, пожалуйста!
Зайчики
(Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак). Раз, два, три, четыре, пять, Вышли зайчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
Мальчик-пальчик
Мальчик-пальчик, Где ты был, где ты был? (второй рукой беремся за большой палец и трясем его) С этим пальцем в лес ходил, в лес ходил (показываем указательным и большим «шаги») С этим пальцем щи варил, щи варил («размешиваем суп» средним пальцем) С этим пальцем кашу ел, кашу ел (безымянным «едим кашу» как ложкой) С этим пальцем песни пел, песни пел. (качаем мизинчиком) Где пальчик Где наш старший мальчик? Где большой наш пальчик? - Вот я здесь, вот я здесь! (качаем пальцем из стороны в сторону) Как ты поживаешь? - Хорошо, спасибо! («киваем» пальцем) Где второй наш мальчик? Указательный пальчик? - Вот я здесь, вот я здесь! Как ты поживаешь? - Хорошо, спасибо! И т.д. Я хочу построить дом Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (Ладошками делаем пасть и открываем и закрываем ее) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)
Краб (это вообще-то песенка, из сборника «Музыка с мамой») Ветер дует-задувает (Ставим ручки локтями на стол, растопыриваем пальчики Пальму в стороны качает и качаем руки их стороны в сторону) А под пальмой краб сидит ( кладем ладошки на стол И клешнями шевелит. и барабаним пальцами имитируя движение клешней) Чайка над водой летает (поднимаем ручки в воздух и делаем крылья птички) И за рыбками ныряет (складываем ладошки «лодочкой» и показываем «нырятельное» движение) А под пальмой краб сидит (Опять делаем «краба») И клешнями шевелит. Под водой на глубине (На стол кладем руку от локтя. Сверху накрываем ее другой Крокодил лежит на дне. рукой. Делаем движения, как будто открываем-закрываем пасть А под пальмой краб сидит (Повторяем «краба») И клешнями шевелит. Еще можно делать просто фигуры из пальцев. Просим малыша: «Покажи кошечку». И делаем соответствующую фигуру: все пальцы, кроме среднего, на столе — это будут ножки, средний поднят вверх — голова. Коза (рука в кулак, а указательный палец и мизинец выпрямлены — рога), очки (обе руки в кулачки и поднести к глазам), заяц (рука в кулак, указательный и средний пальчик — ушки), ворона каркает (одной рукой), человек идет (указательный и средний палец «шагают» по столу), птички здороваются (руки соединить ладонями и поочередно соответствующие пальцы касаются друг друга), цветок (обе руки, пальцы развести), лодочка (сложить две ладошки «горсткой»), замок (переплести пальцы), паук (все пять пальцев на столе «бегают»), птица (двумя руками как крыльями), бабочка (две руки прижать друг к другу боком ладоней и делать махательные движения).
А кто еще во сколько делал пальчиковую гимнастику?
Наш пока только сороку воспринимает — и то через раз)) Зато ладушки вызывают бурю эмоций))