=Чем может грозить раннее развитие малыша, и почему не стоит торопиться учить читать и писать, рассказывает психотерапевт
В моде раннее развитие. Не успеет малыш появиться на свет, как целеустремленные родители начинают развешивать над кроваткой карточки с буквами и цифрами. Учить буквы – полезно и нужно, но одна мама так увлеклась развитием годовалого сына, что прикрепила к большие надписи: «Стул», «стол» и так далее. Ну, вдруг кто-нибудь забудет.
Развивать малыша – дело хорошее, полезное и стоящее. Но с этим главное не торопиться. Одни мои знакомые учили сына читать по «Истории французской революции». Чадо буквы складывало, но понимать – ни слова не понимало. Мозг-то в 4 года созрел только до «Репки». И неужели ребенку будет хорошо, если он научится читать в 2 года?
Врачи прежупреждают, что раннее развитие может грозить проблемами. Если начать раньше времени и заставлять делать то, что трудно, можно отбить охоту развиваться в будущем. Заставляли сказать: «Крокодил» – попробовал сказать – не получилось – мама расстроилась – больше не хочу и пробовать не буду – замолчал! Вот такая схема может заработать. Лучше уж подождать, поиграть в то, что положено по возрасту, хвалить и видеть, какую радость такая игра принесет крохе!
Вот, что советует Елена Добробабенко, популярный психотерапевт, автор книги «Как воспитывать ребенка от 0 до 16»:
– Есть такая забавная история. В одной семье родители просили сына Ярослава произнести слово «Эфиопия». Друзья утверждали, что, если он научится выговаривать это слово, ему будет легче произносить другие сложные слова. Прошло время. И вот однажды, вставая с горшка и пытаясь самостоятельно натянуть штаны, ребенок философски изрек: – «Эфиопия» говорить научился, а штаны надеть не могу!!!
Родителям часто советуют побольше разговаривать с малышом, пораньше начинать учить его читать, тренировать память. Я же, наоборот, призываю не растить ребенка вундеркиндом. Почему? В чем опасность раннего развития?
Давайте определимся. Действительно, тренировка мышц речевого аппарата, разговоры с малышом, заучивание стихов имеют очень большое значение для предотвращения проблем с речью в более старшем возрасте.
В последнее время специалисты стали уделять пристальное внимание и развитию мелкой моторики пальцев. Всем этим необходимо регулярно заниматься, развивая речь ребенка и тренируя его память.
Но если родители торопят события, загружая мозг ребенка информацией, которую он не в состоянии воспринять и обработать, то последствия такой родительской поспешности могут оказаться не столь уж безобидными. Например, заикание чаще встречается у рано заговоривших детей. Причина – в неустойчивости нервной системы ребенка. Поэтому хороший логопед всегда порекомендует не перегружать память ребенка сложными стихами и хитрыми оборотами речи.
Ребенок должен делать только то, что может на данном этапе. Не ждите большего. Даже самый маленький всегда чувствует родительский настрой и будет остро переживать свое несоответствие ожиданиям. А результат таких переживаний – стресс и, , вызванный им невроз.
Три простых правила общения с детьми
1. Не требуйте слишком многого от ребенка. Однако при этом не забывайте, что есть дети, которых обязательно нужно подтолкнуть. 2. Не перегружайте малыша, но и не забывайте помочь ему в развитии.
3. Любите ребенка таким, каков он есть, радуйтесь любым его маленьким достижениям.
Взрослые пытаются через своих детей реализовать собственные неосуществленные амбиции. Но раньше не было такого количества разнообразных методик, отвечающих этой родительской потребности.
Методики Монтессори, Никитина, Зайцева, бесспорно, интересны, полезны, способствуют развитию ребенка, но считать их истиной в последней инстанции нельзя.
Однажды мне пришлось долго успокаивать маму, испугавшуюся за умственные способности своего ребенка, после того как она услышала от подруги, что ее сын в 1 год и 8 месяцев знает почти все буквы алфавита. Так получилось, что я знала обе семьи и могла с уверенностью сказать, что девочка обеспокоенной мамы развивалась гораздо быстрее и лучше, чем знаток алфавита, вызубренного в ходе ежевечерних занятий.
Кстати о модных системах обучения. Приведу в пример прекрасный метод Г. Домана, заключающийся в том, что ребёнку постоянно демонстрируются и зачитываются карточки с буквами-слогами-словами. Я оцениваю эту методику очень и очень высоко. Она хорошо подходит для работы с отстающими в развитии детьми. Да и обычный ребенок благодаря ей может научиться читать к двум годам. Вроде бы все чудесно, если бы не одно очень большое “но”. Чтобы следовать указаниям авторов, а скрупулезно следовать им обязательно, иначе результата не добиться, вам потребуется дьявольское терпение и много свободного времени. Увы, это как раз те вещи, которыми редко обладает мама малыша. Изготовить трафарет и написать слова не так уж сложно, особенно если подключить к этому делу домашних. Но вот показывать карточки ребенку – по 5 наборов из 5 слов – изо дня в день по пять раз… Оцените сами свои силы!
Дорогие мамочки, как вы считаете, вредно ли раньше времени развивать малышей? Как вы помогали своим детям начать говорить, читать, писать?
Ничего полезного для себя в этой статье не нашла, уж простите великодушно! Если родители учат ребенка непонятному для него слову, типа Эфиопия, и считают, что занимаются его ранним развитием – не знаю, что и сказать! Раннее развитие предполагает дать ребенку бОльшие возможности, желание узнавать новое, а не возможность похвастаться перед соседями новым трудновыговариваемым словом. И занятия с ребенком никак не являются занятиями в нашем с вами представлении – пришло время занятий, сели, позанимались чтением. Если все в виде игры, ребенок и воспримет это как игру. Не надо заставлять, навязывать – не будет проблем с заиканием. А образование новых связей в коре головного мозга наиболее интенсивно происходит до 3-х лет – факт, давно доказанный. Надо просто уделять ребенку очень много времени (не стану называть это словом заниматься, хотя это так и есть), а не подсовывать ребенку телевизор. Проще всего собственную, простите, лень прикрыть мнением, что всему свое время, что захочет- сам узнает, что в школе всему научат и т.д.
Никого не хотеда обидеть, никого лично не имела ввиду. :)
он не неработает. Я этого не писала. Он не доминирует до определенного возраста. Думаю понятно, что выражение «не доминирует» вовсе не означает что не работает. Не надо крайностей. А изобретать велосипед в миллионный раз для кого-то у меня нет цели. Это сделали другие причем уже давно. Вы просто не поняли мой посыл. И дело тут не в школе. И говорила и основывалась я на мнениях многих психологов, а не определенных мамочек (это в общем, а не о Вас), которые вдруг решили что в 2 года нужно знать пару иностранных языков. И не надо впадать из крайности в крайность. Это я о Вашем изречении «мамочки до последнего не дают ребенку информацию, чтобы не дай Бог тот не получил раньше времени». И заниматься ребенком безусловно нужно, даже необходимо, но учитывая его мировосприятие и его способы. Вот и все.
Да, у малышек развиты защитные механизмы, если он устал, он убежит, заплачет, но не будет сидеть и РАЗВИВАТЬСЯ помимо воли!!!
не нужно рано заставлять читать!
Я с сыном до 5 лет учила только буквы, читала ему детские книги, а после 5 лет читали слоги по книге Узорова и Нефедова. Результат – мой сын лучше всех читает в классе.
Я считаю, что все индивидуально, я вообще не понимаю зачем заставлять ребенка что то делать, и раннее развитие воспринимаю не так, что ребенок будет вундеркиндом, а больше для того, чтобы ребенок общался со сверстниками, умел находиться в обществе, пускай 40мин-час но все тки это приучает быть среди себе подобных, чтобы впоследствии не шарахаться от детей, не умея с ними взаимодействовать… более того все программы основаны не на тупо вдалбливании в голову информации, как в школе, а в развитии ребенка с разных сторон в игровой форме. а насчет того, что некоторые мамы насильно заставляют детей читать, считать – это дело каждой, не мне судить, но для своего ребенка я бы так делать не стала. когда ей хочется читать – мы читаем, хочется буквы посмотреть – смотрим, проговариваем, но ничего от нее не требую, и она воспринимает это как игру, а не рутину… а про методику Домана хочу сказать следующее, не так уж и много времени требуется на занятия, и мне самой было интересно вместе с дочкой заниматься, и ничего скрупулезно делать там не надо, автор видимо не особенно углублялся в описание, там написано, что через силу свою или ребенка делать ничего нельзя, заниматься только тогда, когда есть настроение не только у ребенка, но и у мамы, а если делать скрупулезно, даже когда не хочется – это только вовред.
Очень хорошо, что многие родители не хотят заниматься со своими детьми, а та малая часть, которая хочет насильно планирует обучать, причем именно алфавиту. Это супер! Спасибо!
Вы открываете дорогу тем, кто действительно интересуется своими детьми, кто готов потратить время на ребенка, на то, чтобы рассказать и показать ему чем прекрасен этот мир, как можно использовать разные предметы вокруг, как хорошо в парке или у реки, как в конце концов весело поймать муху и послушать как она жужжит, а не на написание карточек, приклеивание магнитных букв и вечное повторение интерьера в комнате.
Если Вам лениво общаться с ребенком, подробно рассказывать ему то, что он видит и о чем он спрашивает, показывать разнообразие мира и заинтересовывать его, то никакая методика Вам не поможет. Ребенок действительно возненавидит обучение.
Я училась читать в 6 лет, причем сама пришла к бабушке и попросила научить, потому что я тоже хотела сама читать книжки. В итоге в первом классе я читала лучше всех.
Я никогда не была круглой отличницей, если мне не интересно, то я никогда не буду этим заниматься, но если интересно, буду разбираться досконально. Лучше любого отличника.
Так что не надо развивать детей, самое главное заставьте их выучить алфавит и я буду уверена на 100%, что мой сын поступит в престижный ВУЗ и найдет прекрасную работу. А моей задачей будет рассказать ему как управлять ограниченными подчинеными. Благо подобный опыт у меня уже есть (видимо и 30 лет назад не все родители имели время и желание быть со своими детьми)