Не спешите развивать!


Не спешите развивать!

=Чем может грозить раннее развитие малыша, и почему не стоит торопиться учить читать и писать, рассказывает психотерапевт

В моде раннее развитие. Не успеет малыш появиться на свет, как целеустремленные родители начинают развешивать над кроваткой карточки с буквами и цифрами. Учить буквы – полезно и нужно, но одна мама так увлеклась развитием годовалого сына, что прикрепила к большие надписи: «Стул», «стол» и так далее. Ну, вдруг кто-нибудь забудет.

Развивать малыша – дело хорошее, полезное и стоящее. Но с этим главное не торопиться. Одни мои знакомые учили сына читать по «Истории французской революции». Чадо буквы складывало, но понимать – ни слова не понимало. Мозг-то в 4 года созрел только до «Репки». И неужели ребенку будет хорошо, если он научится читать в 2 года?

Врачи прежупреждают, что раннее развитие может грозить проблемами. Если начать раньше времени и заставлять делать то, что трудно, можно отбить охоту развиваться в будущем. Заставляли сказать: «Крокодил» – попробовал сказать – не получилось – мама расстроилась – больше не хочу и пробовать не буду – замолчал! Вот такая схема может заработать. Лучше уж подождать, поиграть в то, что положено по возрасту, хвалить и видеть, какую радость такая игра принесет крохе!

Вот, что советует Елена Добробабенко, популярный психотерапевт, автор книги «Как воспитывать ребенка от 0 до 16»:

– Есть такая забавная история. В одной семье родители просили сына Ярослава произнести слово «Эфиопия». Друзья утверждали, что, если он научится выговаривать это слово, ему будет легче произносить другие сложные слова. Прошло время. И вот однажды, вставая с горшка и пытаясь самостоятельно натянуть штаны, ребенок философски изрек: – «Эфиопия» говорить научился, а штаны надеть не могу!!!

Родителям часто советуют побольше разговаривать с малышом, пораньше начинать учить его читать, тренировать память. Я же, наоборот, призываю не растить ребенка вундеркиндом. Почему? В чем опасность раннего развития?

Давайте определимся. Действительно, тренировка мышц речевого аппарата, разговоры с малышом, заучивание стихов имеют очень большое значение для предотвращения проблем с речью в более старшем возрасте.

В последнее время специалисты стали уделять пристальное внимание и развитию мелкой моторики пальцев. Всем этим необходимо регулярно заниматься, развивая речь ребенка и тренируя его память.

Но если родители торопят события, загружая мозг ребенка информацией, которую он не в состоянии воспринять и обработать, то последствия такой родительской поспешности могут оказаться не столь уж безобидными. Например, заикание чаще встречается у рано заговоривших детей. Причина – в неустойчивости нервной системы ребенка. Поэтому хороший логопед всегда порекомендует не перегружать память ребенка сложными стихами и хитрыми оборотами речи.

Ребенок должен делать только то, что может на данном этапе. Не ждите большего. Даже самый маленький всегда чувствует родительский настрой и будет остро переживать свое несоответствие ожиданиям. А результат таких переживаний – стресс и, , вызванный им невроз.

Три простых правила общения с детьми

1. Не требуйте слишком многого от ребенка. Однако при этом не забывайте, что есть дети, которых обязательно нужно подтолкнуть. 2. Не перегружайте малыша, но и не забывайте помочь ему в развитии.

3. Любите ребенка таким, каков он есть, радуйтесь любым его маленьким достижениям.

Взрослые пытаются через своих детей реализовать собственные неосуществленные амбиции. Но раньше не было такого количества разнообразных методик, отвечающих этой родительской потребности.

Методики Монтессори, Никитина, Зайцева, бесспорно, интересны, полезны, способствуют развитию ребенка, но считать их истиной в последней инстанции нельзя.

Однажды мне пришлось долго успокаивать маму, испугавшуюся за умственные способности своего ребенка, после того как она услышала от подруги, что ее сын в 1 год и 8 месяцев знает почти все буквы алфавита. Так получилось, что я знала обе семьи и могла с уверенностью сказать, что девочка обеспокоенной мамы развивалась гораздо быстрее и лучше, чем знаток алфавита, вызубренного в ходе ежевечерних занятий.

Кстати о модных системах обучения. Приведу в пример прекрасный метод Г. Домана, заключающийся в том, что ребёнку постоянно демонстрируются и зачитываются карточки с буквами-слогами-словами. Я оцениваю эту методику очень и очень высоко. Она хорошо подходит для работы с отстающими в развитии детьми. Да и обычный ребенок благодаря ей может научиться читать к двум годам. Вроде бы все чудесно, если бы не одно очень большое “но”. Чтобы следовать указаниям авторов, а скрупулезно следовать им обязательно, иначе результата не добиться, вам потребуется дьявольское терпение и много свободного времени. Увы, это как раз те вещи, которыми редко обладает мама малыша. Изготовить трафарет и написать слова не так уж сложно, особенно если подключить к этому делу домашних. Но вот показывать карточки ребенку – по 5 наборов из 5 слов – изо дня в день по пять раз… Оцените сами свои силы!

Дорогие мамочки, как вы считаете, вредно ли раньше времени развивать малышей? Как вы помогали своим детям начать говорить, читать, писать?


Линда
Линда
Москва
27787916
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга Голубева
Ольга Голубева
Миша
10 лет
Нижний Новгород
Cамое лучшее развитие — не мешать развитию. Следить за эмоциональным состоянием ребенка в первую очередь и ни за что, ни при каких обстоятельствах не вещать ярлыков на собственного ребенка: тихоня, драчун, лентяй, молчун, гений…
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Татьяна
14 лет
Иркутск
Мера — ДА, но и большой свободы тоже быть не должно. Ребенку во время занятий прививаются не только знания, но и понятие дисциплины, того, что иногда должно побеждать не его  «ХОЧУ», а «НАДО» (прежде, конечно, нужно самому быть уверенным в том, что это действительно надо). Не надо отнимать детство, пусть играет в машинки, гуляет, смотрит мультики, но один час (желательно в одно и тоже время) нужно находить и для занятий. Тогда и детство никто не отнимет, и в школе будет уметь не только читать и писать, но и слушать, воспринимать то, что говорит учитель. Мы с сыном занимается организованно один час в день примерно с 4,5 лет. До этого все было не так оформлено и в игровой форме.
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Маргарита
13 лет
Санкт-Петербург

Ничего полезного для себя в этой статье не нашла, уж простите великодушно! Если родители учат ребенка непонятному для него слову, типа Эфиопия, и считают, что занимаются его ранним развитием – не знаю, что и сказать! Раннее развитие предполагает дать ребенку бОльшие возможности, желание узнавать новое, а не возможность похвастаться перед соседями новым трудновыговариваемым словом. И занятия с ребенком никак не являются занятиями в нашем с вами представлении – пришло время занятий, сели, позанимались чтением. Если все в виде игры, ребенок и воспримет это как игру. Не надо заставлять, навязывать – не будет проблем с заиканием. А образование новых связей в коре головного мозга наиболее интенсивно происходит до 3-х лет – факт, давно доказанный. Надо просто уделять ребенку очень много времени (не стану называть это словом заниматься, хотя это так и есть), а не подсовывать ребенку телевизор. Проще всего собственную, простите, лень прикрыть мнением, что всему свое время, что захочет- сам узнает, что в школе всему научат и т.д.

Никого не хотеда обидеть, никого лично не имела ввиду. :)




Пожаловаться
Юлия
Юлия
Самара
Я считаю таким родителям, которые из своего ребенка делают подопытную крысу, самим развития не хватает. Хотя бы элементарно школьного. Потому что люди, учившиеся в школе прекрасно знают, что где-то примерно до 6 лет ребенок познает мир посредством образов, а не логического мышления. Не зря школьный возраст начинает считаться с 6-7 лет, когда у ребенка начинается познание мира уже с логической точки зрения. До этого возраста нужно заниматься с малышом не иностранными языками, а развитием образов. Всему учить нужно постепенно и уж тем более не сонеты и опусы. Не зря природа придумала свое развитие на определенных возрастных этапах. И если сейчас перезагрузить только развивающуюся систему ребенка, то в дальнейшем она даст сбой. Даже многие психотерапевты давно говорят о том, что в последствии у таких детей в более старшем возрасте начинаются проблемы с тем же восприятием и у некоторых с психикой. И потом они уже начинают отставать от своих сверстников в элементаных вещах. Всему свое время. Просто порой, послушав рассказы многих мамочек, которые талдычат о впендюренной деткам гениальности, что поражаешься их дикости и отсутствию элементарных знаний школьного уровня о развитии человека.
Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
А можно поинтересоваться, каким образом у человека, например, возникает образ, например, двух или трех предметов- мы различаем каким-то образом, сколько их. Чем это плохо, с вашей художественной точки зрения?
Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
А еще мне, может, показалось, но вы очень старались задеть и обидеть мамочек, которые думают иначе, чем вы. Интересно, почему? Показать свою «гениальность»? Как известно, сколько людей, столько и мнений. Критиковать легче легкого, тут много ума не надо. А если вы до конца разобрались в человеческих мозгах, на что до сих пор не способна современная наука, то разрешите взглянуть на вашу нобелевскую премию Как-то не совсем адекватно вы на тему раннего развития реагируете)) А что касается школьной программы и «начала развития логики с 6-7 лет»… Мдя. Кажется, вам в школе вдолбили только это кусок программы. Вы пытаетесь сказать, что у ребенка до 6-7 лет вообще не работает логическое полушарие мозга??? Как же тогда он понимает, что, например, под простынкой спрятан от него предмет, угадывает, в какой руке мелкая игрушка (развлечение для 7-8 месячных крох), А язык он каким образом осваивает? А взаимосвязь типа «сейчас искупались, значит, дальше будем ложиться спать» или «покушали, сейчас будет мультик» откуда берется?
Или, может, есть такая установка психологическая: «ребенок глупенький, а я умнее», это очень приятно осознавать. и такие мамочки до последнего не дают ребенку информацию, чтобы не дай бог тот не поумнел раньше времени.
В общем, вопросов много, ответ один: «этого не может быть, потому что в школе так научили»
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Самара

он не неработает. Я этого не писала. Он не доминирует до определенного возраста. Думаю понятно, что выражение «не доминирует» вовсе не означает что не работает. Не надо крайностей. А изобретать велосипед в миллионный раз для кого-то у меня нет цели. Это сделали другие причем уже давно. Вы просто не поняли мой посыл. И дело тут не в школе. И говорила и основывалась я на мнениях многих психологов, а не определенных мамочек (это в общем, а не о Вас), которые вдруг решили что в 2 года нужно знать пару иностранных языков. И не надо впадать из крайности в крайность. Это я о Вашем изречении «мамочки до последнего не дают ребенку информацию, чтобы не дай Бог тот не получил раньше времени». И заниматься ребенком безусловно нужно, даже необходимо, но учитывая его мировосприятие и его способы. Вот и все.

 

Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
Тогда зарою, пожалуй, топор войны)) Просто знали бы вы, сколько мне попадалось мамочек, в общем-то, бесталанных педагогов, которые просто не чувствуют своего ребенка, не понимают, нужно ли ему то, что они дают, и им проще свалить все на школу, детсад и пр. «спец-обучалки». Они думают, что если ребенок не может объяснить им что-то, значит, он не соображает, почему. А причинно-следственная связь, что, собсно, и есть логика, у ребенка с рождения работает прекрасно! Просто не всем дано это понять! (это я тоже не о Вас)
А что касается языков- конечно, если семья не двуязычная (т.е. если нет носителей другого языка), то знать его в 2 года проблематично! Если вообще никто не знает языка хотя бы на разговорном уровне, то вообще может в будущем возникнуть проблема, если мама научит ребенка неправильно формулировать, произносить и т.п., это уже потом очень трудноисправимо. Но если мне, к примеру, носители языка говорили, что у меня идеальное произношение, и на грамматику не жалуюсь, то почему бы не дать ребенку зачатки знаний, которые, если он захочет- и когда ему это будет интересно- он разовьет в будущем?
Миру мир
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Самара
)))))))))))))))
Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
И уж последний вдогонку коммент! Мы занимаемся ранним развитием, но дело в том, что мы не занимаемся, у нас нет парты, уроков и прочей фигни. Все только в виде игры!!! Если мальчишечке неинтересно, он качает головой «нет-нет-нет», и я тут же переключаюсь на другое что-то! Нас видела специалист по дошкольному воспитанию (соседка по даче), она поражена нашим развитием! К слову, мальчик очень уравновешенный и спокойный! Просто надо, действительно, отделять котлеты от мух и свои амбиции от того, что интересно малышу. Это просто многие комплекты для раннего развития позиционируются с точки зрения «научите читать вашего ребенка к 2 годам», потому что родители клюют на это, и комплекты продаются. А Масару Ибука, автор книги «После 3 уже поздно» считает и неоднократно подчеркивает, что раннее развитие не ставит целью воспитать гения или вундеркинда, а просто дает естественную пищу для мозгов, столь же необходимую, как воздух и еда! Никто же не предлагает, например, не выносить ребенка до года на улицу, потому что там слишком много впечатлений: небо синее, трава ой какая зеленая, ветер дует, люди ходят- как бы не навредить! Если так рассуждать, надо в инкубаторе сидеть до 16-ти
Пожаловаться
Мария
Мария
Челябинск
Здорово, а вы по какой то методике  развиваетесь, или по интуиции?
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Самара
вот как раз впечатлениями дети раннего возраста и познают мир. Сейчас очень много статей, из пальца высосанных. Каждый пытается читателю впендюрить свое «истинно» важное призведение.
Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
Да я всего понемножку хватаю)) Смотрю, чтобы было разнообразие, чтобы было обязательно время и побегать, и упражнения всякие поделать физические тоже. Из метода Монтессори мне понравились игры с водой и бобиками-фасолью всякими, Андрейке тоже оч.нравится! С фасолью он сам себе игру придумал: взял пузырек пустой из-под бифидума и начиняет его мелкой фасолькой, и с такой сосредоточенностью! Заполняется- берем новый) Учимся не только играть, но и убирать за собой, с водой получается-тряпочкой вытираем, а фасоль все-таки мама собирает) Потом, много читала про метод Домана, у нас есть «чтение с пеленок» Умницевское, показываю слова и так, и на диске, и на улице что попадется читаем) Номера машинные читаем, вывески. Ступеньки считаем, голубей, людей… Фигурки геом. мне мягкие попались, на ванну можно наклеить- все уже знаем. Цвета по кускам картона изучали: расстилали на полу и бегали по ним, параллельно называя цвет. Ну и так далее) По-английски я с ним разговариваю иногда. Главное, если ему интересно- он с удовольствием все слушает, смотрит, делает, показывает, если нет-просто уходит, так что перегруз просто невозможен!!! Ну и не занимаемся, если он голодный, устал и хочет спать, если кто-то в гости приходил-т.е. если стресса и так хватает. Вот как-то так)
Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
А про простуды это вообще прикол!!! Антимедицинская информация! Хоть убей не пойму, каким образом вирусные заболевания связаны с тем, что мама хочет общаться со своим ребенком вместо того, чтобы закладывать его в кровать (без игрушек, чтобы не навредить не дай бог мозгам) и часами трендит по телефону или висит в интернете… Наоборот, ребенок чувствует, что он нужен, и все у него прекрасно, и иммунитет в том числе!
Пожаловаться
Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
Даже уже в начале статьи начала кипеть
Это у кого это мозг дозревает до Репки в 4 года??? Вы чего это? Вы про каких детей, нормальных или отстающих? В принципе, если до 4 лет беречь мозги и давать только погремушки и Репку, а потом радоваться, что чадо это освоило… М-да, печальная получится картина. Меня мама научила читать к 3 годам, просто складывали 3-сложные слова из букв, и в итоге я в детском саду всей группе читала сказки, и не Репку там, а русские народные, и не скажу, что я была очень несчастлива от этого, напротив! В 5 я читала Джеральда Дарелла, и с большим интересом! Ну и так далее. Я нормальная, честно, и с психотерапевтической точки зрения тоже)))
Смысл раннего развития- предлагать как можно больше новой информации ребенку и следить, что ему нравится! Невозможно заставить научиться чему-то, он сам возьмет то, что интересно именно ему! Если не читали книгу Масару Ибука, то хотя бы поверьте на слово тем, кто знает, о чем говорит!!!
Пожаловаться
Мария
Мария
Челябинск
Да ни один здоровый ребенок в 4 года не будет слушать репку!!!
Да, у малышек развиты защитные механизмы, если он устал, он убежит, заплачет, но не будет сидеть и РАЗВИВАТЬСЯ помимо воли!!!



Пожаловаться
Субботина Ольга
Субботина Ольга
Владимир
полностью согласна с автором.спасибо за интересную статью
Пожаловаться
Оля Карпенко
Оля Карпенко
Самара
Нам всего 2 месяца, а я уже ищу развивающие игрушки… к сожалению, основной ассортимент приходится на полгода или после 3х лет. Прям, не терпится «поразвивать» ребёнка. Но собираюсь развивать по возрасту. Зачем прыгать выше головы?Правда, неваляшку мы купили – хоть она и после 3х лет, но врач ругал, что неуверенно головку держит. Может поможет
Пожаловаться
Бронислава Филимонова
Бронислава Филимонова
10н
Санкт-Петербург
В первую надо решить зачем вам ранние развитие. Мне нравится ранние развитие, но в меру. Со старшим не занималась и пожалела. С младшим до года отдавала приоритет физическому развитию, после начали по мере появления интереса изучать все остальное. Мы просто играем, играем и еще раз играем. Сейчас ему 1 год и 9 заинтересовался буквами, вернее звуки изучает со старшим. Я никогда не спрашиваю «что это за буква?» если он хочет подойдет и сам скажет. На геометрические фигуры и цвета акцентирую внимание. Для физического развития у нас стоит спорт комплекс.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Я считаю, что раннее развитие вредно. Родители совершенно не жалеют детей, а просто хотят самореализоваться. Перегружать грудничка нельзя, иначе будут неврозы, простуды и ослабленный иммунитет.
Пожаловаться
Мария
Мария
Челябинск
Мы с рождения занимаемся ранним развитием и закалкой и не неврозов, наоборот невролог говорит какой уравновешенный ребенок, и закалкой занимаемся (одно другому не мешает) и уже больше года НИ РАЗУ не болели, даже соплей не было!!! О чем вы говорите От куда такие сведения?????



Пожаловаться
валентина
валентина
Минск
ребенку необходимо раннее развитие, чтобы познать мир вокруг себя, самое главное делать это равномерно в соответствии  с возростом малыша и учитывать его интересы (учитывайте мнение и желание ребенка), и разговаривайте мамы, папы со своими детьми на разные темы, о событиях произошедших в течение дня – это тоже развитие. Прививайте интерес к книгам – вместе читайте, обсуждайте о прочитанном! Невозможное возможно… Главное Верьте в своих деток!  
Пожаловаться
марина
марина
Ксения
13 лет
Воронеж

не нужно рано заставлять читать!

Я с сыном до 5 лет учила только буквы, читала ему детские книги, а после 5 лет читали слоги по книге Узорова и Нефедова. Результат – мой сын лучше всех читает в классе.

Пожаловаться
Lett
Lett
Николь
12 лет
Москва

Я считаю, что все индивидуально, я вообще не понимаю зачем заставлять ребенка что то делать, и раннее развитие воспринимаю не так, что ребенок будет вундеркиндом, а больше для того, чтобы ребенок общался со сверстниками, умел находиться в обществе, пускай 40мин-час но все тки это приучает быть среди себе подобных, чтобы впоследствии не шарахаться от детей, не умея с ними взаимодействовать… более того все программы основаны не на тупо вдалбливании в голову информации, как в школе, а в развитии ребенка с разных сторон в игровой форме. а насчет того, что некоторые мамы насильно заставляют детей читать, считать – это дело каждой, не мне судить, но для своего ребенка я бы так делать не стала. когда ей хочется читать – мы читаем, хочется буквы посмотреть – смотрим, проговариваем, но ничего от нее не требую, и она воспринимает это как игру, а не рутину… а про методику Домана хочу сказать следующее, не так уж и много времени требуется на занятия, и мне самой было интересно вместе с дочкой заниматься, и ничего скрупулезно делать там не надо, автор видимо не особенно углублялся в описание, там написано, что через силу свою или ребенка делать ничего нельзя, заниматься только тогда, когда есть настроение не только у ребенка, но и у мамы, а если делать скрупулезно, даже когда не хочется – это только вовред. 

Пожаловаться
ZQ
ZQ
МД
9 лет
Москва

Очень хорошо, что многие родители не хотят заниматься со своими детьми, а та малая часть, которая хочет насильно планирует обучать, причем именно алфавиту. Это супер! Спасибо!

Вы открываете дорогу тем, кто действительно интересуется своими детьми, кто готов потратить время на ребенка, на то, чтобы рассказать и показать ему чем прекрасен этот мир, как можно использовать разные предметы вокруг, как хорошо в парке или у реки, как в конце концов весело поймать муху и послушать как она жужжит, а не на написание карточек, приклеивание магнитных букв и вечное повторение интерьера в комнате.

Если Вам лениво общаться с ребенком, подробно рассказывать ему то, что он видит и о чем он спрашивает, показывать разнообразие мира и заинтересовывать его, то никакая методика Вам не поможет. Ребенок действительно возненавидит обучение.

Я училась читать в 6 лет, причем сама пришла к бабушке и попросила научить, потому что я тоже хотела сама читать книжки. В итоге в первом классе я читала лучше всех.

Я никогда не была круглой отличницей, если мне не интересно, то я никогда не буду этим заниматься, но если интересно, буду разбираться досконально. Лучше любого отличника.

Так что не надо развивать детей, самое главное заставьте их выучить алфавит и я буду уверена на 100%, что мой сын поступит в престижный ВУЗ и найдет прекрасную работу. А моей задачей будет рассказать ему как управлять ограниченными подчинеными. Благо подобный опыт у меня уже есть (видимо и  30 лет назад не все родители имели время и желание быть со своими детьми)

Показать ещё