Цвелик Александр Михайлович. Художественный терапевт, педагог-художник. Опыт работы более 15 лет:
► ПЕРВОЕ: присмотритесь к самому принципу раскраски: черные границы, которые “нельзя переходить”. Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что “нельзя за флажки”! Потому-то раскраски столь любимы “педагогами” гос.полит.системы – они исподволь приучают к казарменным порядкам. Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия, сказала: “вот воспитательница в садике жалуется, что ваша девочка не рисует, как все! – Даешь ей раскраску, а она переходит ее границы! (Это у них урок рисования такой – “раскрась по шаблону”…).
► ВТОРОЕ: сознание штампуется по второму параметру: да, дети учатся различать цвета, и эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне. Дерево надо красить деревянным (коричневым), водичку – синим, травку зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом? Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, которым с детства забивают восприятие людей: глаза смотрят и не видят, что вода не синяя, а на ней играют цвета, которые в ней отражаются, что трава не тупо зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы, а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и кончая коричневыми, розовыми и желтыми – просто посмотрите вокруг себя!
► ТРЕТЬЕ. Присмотритесь к сюжетам раскрасок! Еще как-то можно ужиться с лошадкой, Пятачком (благодаря мультику) и еще парой картинок. Но остальное – пошлый, дурацкий примитив и уродство! Особый шедевр – кусок машины со злобными глазами на стекле. Психология раскрасок подразумевает, что ребенок – это маленький идиот, дебил, которому надо давать все в оболваненном виде, “прикольненько и кривенько”, сюси-пуси и примитив. Его надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!
► ЧЕТВЕРТОЕ, и самое страшное! Говорю уже как художественный терапевт. Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, “головоноги” и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно вчуствоваться в процессы становления своего тела, и из тела и идут! Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типичные движения и формы – спирали, “лесенки”, ряды кружочков и т.д. – появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Его деятельность бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, повторяющейся формы линии. Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препядствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма. — В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и “настойчивая в этом помощь взрослых” доводили до хронического запора, который чудесным образом проходил, когда мы меняли характер занятий и начинали играть просто с цветными пятнами акварели на мокрой бумаге….
Если вы не верите моим словам – загляните на мою страницу, где представлены работы уже сотен взрослых людей, пришедших учиться рисовать, и сбросивших с себя эти оковы! Уже на первом занятии они обнаруживали, что рисовать могут!!! Даже скинув только часть привитых с детства “правильных” представлений о том, каким цветом надо красить травку, водичку, дерево… И что это не палочка с листиками…
Раскраски ослепляют детей, прививают сознание неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить “по образцу”, обычно напечатанному рядом, так нарисовать? Никогда не получится, за типографией не угнаться с фломастером и карандашом! – Вот и пойми, дитя: Там мастера, а ты красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся!
Такими людьми проще управлять, не правда ли?
Вопрос: Чем заменить раскраски? – Пальчиковые игры, “пестушки”, игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками – все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная на палку, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей “рисовать в воздухе”! Есть и специальные занятия для родителей по искусству “игры в линии с детьми” – очень веселые и совсем не сложные. Оказывается, мы все это умеем, но пропаганда “правильных методов развития детей” отучает от нормальных игр, заменяя их “развивашками” и “обучашками” – дрессурой, замаскированной под игру. В то время, как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка.
Ну, и конечно же, позвольте вашему ребенку просто рисовать. Рисовать то, что ему нравится и как ему нравится.
никогда не задумывалась об этом, но обращала бы внимание на то что старался бы не вылазить за границы
в вашем детстве были не такие раскраски, уж поверьте
да обычные раскраски — черный контур и простенькая картинка, типа травка, листочек, грибочек, я дочке похожую купила, только контуры цветные.
вот вот развивашки и иже с ними
Интересная гипотеза
есть в этом что-то, правда?
на основании того, что не надо говорить ребенку как рисовать и как лепить, это отбивает всякое желание творить. Делаешь всё по шаблону. Ну еще добрые пол сотни лет пройдет прежде чем люди будут готовы что-то менять.
Как-то за уши притянуто, чесслово.
Бог миловал и меня в детстве от раскрасок, мама покупала но скучно было я любила сама рисовать (видимо потому мне рамки и стереотипы не страшны) и ребенку как-то вот не покупаю, без принципа, просто мне не интересны и ему не беру. Очень любит чадо наше малякать в моем блокноте, на себе и на столе. Ну и пусть малякает. Даже вот писал тут на днях правой рукой, но справа налево (по арабски). Конечно крючочки но так как почерк и соеденены как положено.
мамин блокнот — это святое дело!
Ведь мама его берет и там пишет)) мой прикидывается что тоже пишет. Каляки стали иные, отдельно по небольшой каляке, есть похожие на кружки. Я ему еще говорю: «Напиши здесь папа, здесь мама, здесь Гриша».
Он делает вид что пишет))
Как правильно сказано. Я когда водила сына на рисование тоже заметила у себя это. Говоря ему когда надо оформлять цветом рисунок раскрашивай теперь. А педагог меня поправляла не раскрашивай, а рисуй красками или оформляй в цвете. И сама в детстве придя в кружок по рисованию пару раз была удивлена как это лук не только оранжевым и коричневым можно рисовать.
Да, помню в ИЗОшколе рисовали черную драпировку всеми цветами кроме черного))
Оль, очень интересная статья, но, по-моему, немножко параноидальная)) Я сама раскраски не любила. сыночку купила раскраски для пальчиковых красок, ну что-то вроде такого:
Он по ним шпарит чем хочет как хочет) А еще замечательная вещь — многоразовые наклейки (не очень-то многоразовые, но переклеивать можно) — в таком духе:
(картинка была объявлена вредоносной ссылкой и не вставилась). Серия «Чудесные наклейки».
И, естественно, сам рисует больше всего.
Просто человек глубоко работает с последствиями навязанных действий. «Трава зеленая, дерево цвета дерева, чайник цвета чайника»
ой, за ссылку меня как то на три дня из бэбика выкинули!
Ну, координировать движения — это полезно. С умом надо их составлять, то, что на каждом углу продается, никуда не годится (так же как и все остальное, что на каждом углу продается )
А так — ну вот так примерно мы раскраски юзаем...
Вот и замечательно, каляки — это великолепно
Ох, рано нам в садик )) задавят там его своими правилами дурацкими.
Ой, садик — это моя больная тема
Из крайности в крайность уходить тоже вредно
А здесь предлагают крайность?
Предлагают не ограничивать ребенка контурными раскрасками, так сэкономьте — купите вместо них альбом (просто белые листы или как предлагают ниже обои)
Ребенку можно предоставить все: и палочки с денточками, и раскраски) а заменять и убирать напрочь я б не стала
никогда об этом не задумывалась, а информация-то интересная...
Вот и я так решила, поэтому и перепостила
какой то бред, честно!!! границы даются не для того, чтобы их нарушать, а чтобы ребенок в идеале мог управлять своими руками
а если ребенок будет рисовать сам без раскраски — управлять он не научится?
конечно научится, но этот процесс сильно затянется
Это как «в полгода ребенок должен сидеть»
Есть дети которые вообще не рисуют и прекрасно управляют руками, так что сомневаюсь что затянется и тем более сильно.
у меня сын учится в вальдорфской школе. дети пишут в альбомах, а не в линованнын тетрадках. поверьте, пишут намного ровнее, чем дети, которые изначально были вогнанны в рамки прописями
у меня брат начал учиться и писать чернильной ручкой — почерк был загляденье, приехали на север, там училка — как так! дети дескать завидуют, пусть пишет шариковой — итог сразу коряво стал писать
а почему он должен был подстраиваться, а не они? училка тоже непедагогичкая идиотка. хотя чего ожидать от советской педагогики
Ну, у вас уже сформировано мнение, благодаря которому у ребенка будет место для творчества