Про песочницу

! Девочки, я вся в муках! Начали гулять на детской площадке и, так сказать, общаться с коллективом… Детки все разные, а точнее, разные их родственники. Некоторым бабушкам лень бежать со скамейки, пока их отпрыски отбирают игрушки у менее шустрых детей, и они ограничиваются вялыми словесными наставлениями, впрочем, не приводящими ни к какому результату. Уже достали всякие Левы, Дани и Никиты с физиономиями шире чем у меня, которые быстро атакуют все формочки в зоне видимости, нимало не задумываясь над тем, чье это на самом деле, под благосклонными взглядами их мам/бабушек, стоящих тут же с увесистым пакетом даниных/левиных и т.п. бирюлек в руках, но почему-то не спешащих поделиться этими сокровищами с остальными детьми, а стоит кому-то дотронуться до их машины/совка/чего-нибудь еще, с воплями «Мое!» бегут утверждать свое право собственности. Нам год и 1,5 месяца, ходим вне дома мы пока за ручку, и поэтому я сопровождаю сына во всех путешествиях по площадке. Вот какую стратегию я для себя выработала. Поправьте меня или дополните, пожалуйста, если посчитаете нужным!!

Брошенная в песочнице или где-то в округе игрушка считается ничейной. Это экономит и мне, и ребенку кучу нервов, вместо того, чтобы не давать ему трогать такую вожделенную вещь, пытаясь объяснить, что это чужое, отвлекать, подсовывать свои надоевшие совки и машинки и отворачивать лицом в другую сторону. Нет, я так и делала какое-то время, наивно полагая, что мне бы самой не понравилось, если бы в мое отсутствие кто-то бы схватил мои вещи. Но, понаблюдав за действиями более закаленных гуляльщиков, поняла, что если я буду продолжать воспитывать сына в том же духе, он всегда будет в рядах униженных и оскорбленных более наглыми мальцами, и может быть, и не только в песочнице. Единственное, я не позволяю брать игрушки из пакета, даже если рядом никого нет, а равно из багажников велосипедов и т.п., и уносить их от того места, где мы взяли поиграть. Не все придерживаются таких правил, например, недавно у нас стырили чудесные оранжевые грабельки—взяли поиграть и как-то незаметно унесли с собой, просто позор!

Другое дело, если хозяин рядом. Тогда мы спрашиваем его полномочных представителей, если он еще не умеет говорить, или его самого, если умеет, можно ли нам потрогать/взять эту вещь. Можно-с удовольствием играем. Нельзя (это чаще процентов на 90), тут приходится труднее. Я спокойно объясняю, что эта формочка-не наша, а малыша, и он не хочет ее давать. Никогда не оперирую психологическим давлением на других детей типа «дай ему, он же маленький!» и терпеть не могу, когда так начинают делать некоторые мамаши, пользуясь тем, что этих «больших» как правило прикрыть некому, потому что их родичи сидят на скамейке и обсуждают свои безумно важные взрослые дела, такие как последние сериалы и т.д… Это смешно и абсурдно, на детплощадке взрослые только мы с вами, все остальные—маленькие. Более того, у ребенка есть право на чувство собственности, это очень важно для уверенности в себе и вообще полноценного функционирования психики (просто он должен понять, что это же право есть и у других детей, и если, скажем, ты не дал поиграть кому-то своей машинкой, то кто-то потом не даст и тебе то, что тебе понравилось). По этой же причине не люблю, когда взрослые начинают сыпать терминами «что ты какой жадина» и т.п… Их чадо слушает это каждый день, мотает на ус (не забываем, что дети все воспринимают буквально), продолжает не давать игрушку, и в итоге родители получают действительно жадину, и сами еще недовольны своим изделием.

Если ребенок старше нас и уже способен к разговорному общению, может сработать «ты нам даешь это, а мы тебе дадим вот это», уверения «мы осторожно, только потрогаем» (естественно, надо за этим следить), если нет—приходится все так же под жалобное «му-му-му» ребеныша всовывать ему в ручонки нашу лопатку или чего там завалялось рядом и голосом, полным энтузиазма, сообщать: «А смотри, что у нас есть! Ни у кого такого нету! А смотри, как здорово можно копать этой лопаткой, вот так, вот так!» Ну и далее размахнись рука, раззудись плечо:).  Если же это не работает, приходится уходить на другие объекты типа качели, горка, каруселька и там поправлять нанесенный настроению ущерб. Но зато я позволяю себе после этого повоспитывать немного действием чужого отпрыска, решившего не делиться своими богатствами; если он подходит к нам с явным намерением взять что-то наше, я с огромным удовольствием (немного мстительно, но что же поделать, в душе мы вообще-то все дети) сообщаю ему, что он нам не дал, и мы ему поэтому не дадим. А вот если он принесет нам…, то мы ему… J А то получается, если я расплывусь в умильной улыбке и скажу «На, малыш, конечно возьми!», то что будет чувствовать мой ребенок, которому чужого нельзя, а другим почему-то можно, и плюс у потенциального жадины закрепится дурной стереотип поведения «я не дал, а сам возьму».

Если мы успели схватить что-то интересное к приходу владельца, и он полон решимости это забрать назад, я сначала предлагаю тот же дипломатический вариант «а давай он немного поиграет, а мы тебе пока дадим…», но если этот номер не прошел, считаю, что прощание с чужой игрушкой должно происходить быстро. Наблюдала маму, которая полчаса увещивала и уговаривала своего мальчика отдать экскаватор владельцу, а он все эти полчаса периодически принимался рыдать горькими, на самом деле, горькими, слезами, вцепившись с эту несчастную пластмассу. Мы пока—не только уста наших детей, мы еще и их руки, поэтому все должно происходить быстро: попросила своего малыша отдать, тот не отдал, тогда быстро взяла у него из рук и со словами «Мы сейчас отдадим это мальчику/девочке, это его/ее, а сами пойдем поиграем тем-то» заняла не успевшего опомниться младенца чем-то созидательным. Расстройства все же случаются, но, например, нас всегда выручают мелки и мыльные пузыри. Их берут с собой не все, и сознание того, что ты обладаешь такими сокровищами, быстро возвращает моего карапуза к жизни в радости.

Ну и последнее. Если я вижу, подъезжая к детплощадке (мы все еще разъезжаем на коляске), что там просто все кишит машинами, велосипедами и прочими сомнительными прелестями и вообще яблоку негде упасть, то мы едем либо на другую площадку, либо вообще удаляемся в райские кущи цветущей сирени, изучаем жизнь муравьев, чем шершавый ствол отличается от гладкого, какие бывают цветы и листочки, в общем, постигаем непостижимую природу, что, я считаю, не менее, а временами и более полезно для моего растущего поколения. Кто-то, может, скажет, что надо учить детей общению с младенчества, что может вырасти бирюком и т.п. и т.д., но: во-первых, я жду, когда он начнет говорить и сможет сам начать представлять свои интересыJ, во-вторых, у нас есть такое прекрасное учреждение, как детский сад, где общению он научится ой как и с лихвой, в-третьих, мне почему-то кажется, что положительных эмоций у  маленького человечка должно быть больше, и что же я буду за мать, если он с самых первых месяцев вынесет с площадки убеждение, что общение с себе подобными приносит сплошное разочарование! Плюс дети тянутся к новому, и изо дня в день походы на одну и ту же площадку, если до друзей мы пока не доросли, это очень скучно, и для него, и для меня. А потом—смотря как учить этому самому общению. Много я видела и таких примеров, когда мамы, увлеченные пустопорожней болтовней, сидя на скамейке, отсылают обиженного кем-то или соскучившегося малыша обратно со словами: «Разбирайся сам!» или «Что тебе от меня надо, иди играй!», «Ты уже большой!», а потом выясняется, что этому «большому», например, год и 11 месяцев. И когда он успел стать «большим» в глазах мамы? Наверное, ей просто надоело откликаться на каждый его зов, вот и отмахивается. Мне сразу хочется спросить: а ты научила его разбираться самому? Дала ему словесные модели поведения, которые он может использовать? Помогаешь ему защититься от вторжения на его личную территорию и чувствовать себя уверенным, личностью? И неужели ты не понимаешь, что этот такой милый период—младенчество, быстро проходит, и скоро ты будешь разбираться уже с другими проблемами, и будешь мечтать о том, чтобы твой малыш, уже выросший, пришел к тебе лишний раз за советом или просто пришел приласкаться, и будешь жалеть о том, что когда-то предпочла вашим драгоценным минутам вместе что-то другое, о чем ты уже не вспомнишь. В одной статье я читала, что дети существа очень активные, и если у них не хватает словесных моделей поведения, они сразу переходят к действиям, то есть начинают кидаться песком, драться, отнимать. А между тем, это прямая задача родителей—научить бесконфликтному общению, от этого будет проще и лучше и ребенку в будущем, да и самим, в общем-то, родителям, предложить, обсудить, проиграть на куклах (тут уж кто во что горазд) как нужно ответить, если тебе сказали то-то, или как сказать, если тебе надо то-то… А если мы позволяем нашим детям драться, отмахиваясь от них, мы растим настоящих волчат, усваивающих, что право силы неоспоримо, и потом отмахивающихся уже от наших, не их, проблем.

Да, перечитала написанное и чувствую, что у меня будет новый всплеск размышлений, когда мы дорастем до того, чтобы так же кричать «Это мое!» J Но это пока впереди. А вообще мне кажется, что настоящий родитель всегда немножечко заглядывает вперед, в будущую пору своего малыша, и, как бы глядя из той будущей поры в настоящее, больше ценит то, что есть, и более счастлив. А как думаете вы?


Алёна Цветкова
Алёна Цветкова
Ураганчик
5 лет
Нижний Новгород
32529
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
❉Марфушечка-Душечка❉ツ
❉Марфушечка-Душечка❉ツ
Москва
У нас на площадке все игрушки общие. Есть дети по взрослее, лет по 4-6, которые требуют не ломать налепленные ими куличи, но именно мамам малышей приходится объяснять, что куличи для того и делаются, что бы их ломать, а если он все же хочет сохранить куличи целыми, то нужно их лепить в другом месте, а не в общей песочнице. А их родители в стороне оживленно общаются, вместо того, что бы учить их.
Есть такие родители, которые не выкладывают свои чистенькие лопаточки и формочки, а их дети играют чужими и даже отнимают их у тех, чьи эти формочки/лопаточки/ведерки.
Хуже обстоят дела с качелями, которые у нас одни. Очередь туда неимоверная! Детсадовские дети их атакуют и не пускают на них никого. Вот с такими детьми как раз и не договоришься. Даже не знаешь, где родители этого наглеца. А если и уступит, то начнет ноги или руки выставлять под качели. Боюсь ударить его качелей, без толку просить отойти, родители не вмешиваются, хотя, должны, нет, даже обязаны.
Пожаловаться
Евгения
Евгения
Алина
27 лет
Новосибирск
Совершенно с вами согласна. У нас сейчас период – это мое и никому не дам. Стараемся избегать скандалов, истерик. На площадке у нас родители сразу все игрушки выкладывают в песочницу (индивидуалистов нет), и всегда можно ребенка занять любой игрушкой, кот. свободна, если подходит хозяин и ему надо, сразу отдается и ребенку дают другую свободную.