Развиваем мелкую моторику (с рождения до трех-пяти лет). Практические упражнения (часть2)

Часть первая (о важности, подробности) тут: h tt p://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/172055440/?page=1

Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года).

Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он не сложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько

  • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
  • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика ( 2-4 раза на каждой ручке).
  • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
  • Упражнение «Мы шагаем топ-топ»— точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
  • Упражнение с большим пальчиком.Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад, вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
  • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

Развитие мелкой моторики: игры и упражнения для детей раннего возраста (от года до трех лет)

Советы:

  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
  • Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
  • Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
  • Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
  • Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей.

1.Резиновая груша(продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание пластилина.Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи.Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук).Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

— Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

— Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

— Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов– очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

8. Пересыпание.Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9. Использование столовых приборов– ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?»Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

11. Наполнение бутылки мелкими предметами.В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

12. Конструкторы.Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важноиметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание.Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями.Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

15. Перелистывать страницы книги по одной.Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

16. Игры – шнуровки(пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

18. Волчки.Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки)Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

23. Пальчиковые народные игры,которые Вы найдете в статьях рубрики h t tp://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/



♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы
32315502
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алена
Алена
Владивосток

Пожаловаться
Людмила
Людмила
Владислав
27 лет
Междуреченск

Спасибо, в закладки обязательно.

Пожаловаться
I•Believe•I•Can•Fly
I•Believe•I•Can•Fly
КотМартовский
6 лет
Могилев

спасибо, оч полезно)




Пожаловаться
Курсом-на-весну
Курсом-на-весну
Большойсердцеед
34 года
Ла-Эсперанса
Викуль, огромное спасибо тебе за мега полезные посты. Я иногда подумаю только о какой то теме и ты тут же выкладываешь готовое решение))
Я начала переживать за нашу речь давно, нам уже 1.8, а слов только 3((. До года 10 говорил, потом очень долго вообще ничего не говорил. Начала с ним заниматься, правда с переменным успехом, психует, всё рвет, мнет, разбрасывает. Купила мазайку, он вместо того чтобы повторять за мамой, берет и разбрасывает по всей комнате. Я жутко боюсь того, что если я где то оставлю

детальку, а он позже, когда я буду занята делами, найдёт и проглотит или засунет себе куда нибудь, типо в нос или ухо.

Сейчас вообще стало тяжело, какой то неуправляемый стал, чуть что сразу психует, орёт, падает на пол и очень сильно ударяется при этом головой, дерется, царапается, кусается, мы с папой побитые ходим((. У мужа на одной щеке царапина сильная, на другой синяк, след от укуса. Мужики на работе над ним смеются, мол опять бурный секс был.

Пожаловаться
HappyLady
HappyLady
Младшая
6 лет
Пермь
а у меня Алина сегодня научилась ключик в замочек вставлять)))

а статья офигительная. я еще много игр на моторику нашла на сайте наттик.ру, вроде так.

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Золотульчик
15 лет
Сладулечка
12 лет
Копейск

в закладки, в закладки...

Пожаловаться
Виктория
Виктория
Наталия
7 лет
Семипалатинск
в закладочки!



Пожаловаться
вера
вера
Кристина
8 лет

Спасибо! хороший пост!

Пожаловаться
Александра
Александра
Елизавета
7 лет
Степан
1 год 7 месяцев
Сургут
Интересно! В закладки!
Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

Александра, а у вас в обиходе потешки-пестушки есть? просто я вот упустила это из виду (мы только сороку да мижку косолапого делали)

Пожаловаться
Александра
Александра
Елизавета
7 лет
Степан
1 год 7 месяцев
Сургут

Не… Как то у меня не складывается с этим… Знаю, что это очень плохо(( Я даже книжку купила себе с потешками, что бы на виду была. Ладушки ооочень редко играю с ней. Некому меня «подопнуть» на эту тему!

Пожаловаться
ЖенаМрачногоБородача
ЖенаМрачногоБородача
Красавчик
5 лет
Санкт-Петербург
интересно :-) Настя многое и сама делает, а я просто не мешаю :-)))
Пожаловаться
Таня
Таня
Алматы
спасибо за пост, в закладочки
Пожаловаться
Илона
Илона
Диана
22 года
София
12 лет
Могилев

Моя практически все делает сама, ничего специально не показывала… а может мимолетом и показала что , болтает много, конечно, но еще не на русском))) Может, и взаимная связь есть, чем больше говорит, тем большее желание появляется в чем-то поковыряться?

Пожаловаться
Мария Гуляева
Мария Гуляева
Волгоград

мама рассказывала, что я в детстве все время что-то завязывала в доме) ручки дверей, вилки-ложки, ножки стульев) такие узлы вязала, что никто развязать не мог))

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

Ого какая умничка!!! молодец!

Пожаловаться
МаЛинка
МаЛинка
дочка
12 лет
Симферополь

Для нас это тоже актуально, дочь мало говорит. Спасибо!!!

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

у вас еще много времени в запасе. Первую часть прочтите просто обязательно! если сейчас начать, прогресс будет больше. Я вот честно в ваше время вообще не задумывалась о речи (не запаривалась так скажу), зато теперь волнуюсь...

Пожаловаться
МаЛинка
МаЛинка
дочка
12 лет
Симферополь

Конечно, прочитала сразу же! Так переживаю, сын говорил гораздо больше, да и вообще, все раньше неё делать начинал, он в 1,6 года уже предложениями длинными разговаривал. А она до 8 мес вообще молчала. А сейчас только папа, кака и ку-ку может

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

любите, балуете (ой… сама написала, и забыла), балуешь, жалеешь больше. Понимаешь чаще. Может так? Просто это то, что я у себя нашла сегодня. А словарный запас у нас в год был 28 слов, и до двух с ним же мы и дошли… только сейчас расширяется. Но я уже много чего пробовала (именно с целью развития речи).

Пожаловаться
МаЛинка
МаЛинка
дочка
12 лет
Симферополь

Нифига себе 28 слов в год!!! По сравнению с вами нам вообще диагноз ставить можно. Мне кажется это еще и с врожденной эмоциональностью связано, она вообще другая по сравнению с сыном. Если тот был с рождения улыбчивый, открытый, любознательный, а она царевна-несмеяна вообще в основном. Её улыбка предназначена только избранным, и только по особым случаям. Мне кажется это сильно влияет на образовательный процесс.

Пожаловаться
♡Тори♡
♡Тори♡
МоеСчастье
12 лет
НашАнгелНаНебе
7 лет
Алматы

Про 28 слов (ну меня тогда то такие слова радовали: мама, баба, тятя (она так папу зовет — сама решила), дядя, деда, тетя, (эти были похоже, но отличались. А дальше такого типа: Ав-ав, няу, му, иди, туда, де? топ-топ (и так далее). почему я так долго спокойно к этому относилась — ну потому что, она у меня довольно хорошо развивалась. Но когда в год и семь, добавилось 5 звукоподражалок, мне уже это не нравилось (и до сих пор не нравится). Ребенок (если у него все хорошо) — очень хочет в два года говорить, и я вижу, что она очень хочет! Просто долго не могла понять (я), что именно нужно. вот сейчас кажется начинает все по полочкам раскладываться. Сейчас и Кто там (То та?) и песенки (ко-ко-ко, туда топ-топ не-а, Дядя ам, то — перевод такой: ко-ко-ко, не ходите далеко. А то дядя придет и съест.

Просто я понимаю, что в два надо иметь лучше речь, и большее понимание окружающих.

А вот эмоциональная часть, тут тоже соглашусь! Лиза тоже чаще серьезная, чем улыбчивая девочка (сын был другим), но и сын у меня в два и месяц заговорил. А вот любознательности у Лизы больше, чем у сына. Она уже в свои два знает больше, чем он в четыре...