Криоконсервация эмбрионов человека

Супружеские пары, обращающиеся сегодня в российские центры экстракорпорального оплодотворения, все чаще задают врачам вопросы не только об эффективности самого метода ЭКО, но и о том, насколько успешно работают в данном центре программы замораживания или, если использовать научную терминологию, криоконсервации эмбрионов и яйцеклеток человека. И это далеко не праздные вопросы, поскольку именно криоконсервация оставшихся после переноса эмбрионов позволяет продолжить лечение бесплодной пары в том случае, если беременность в стимулированном цикле не наступила. Эти эмбрионы могут быть разморожены и перенесены в матку пациентки в последующих циклах, и для этого уже не потребуется использование дорогостоящих и не всегда безопасных для здоровья гормональных препаратов.

Как показывает почти тридцатилетний опыт криоконсервации (первый «крио» ребенок родился в 1984 году в Голландии) не все эмбрионы одинаково переносят процедуру замораживания и низкотемпературного хранения в жидком азоте. Лишь около 60% выживают в этих условиях и могут быть использованы после размораживания для переноса. Несмотря на это, эффективность криоконсервации эмбрионов человека в программе ЭКО достаточно высока и достигает в хорошо работающих клиниках 20-28% наступления беременности на один перенос размороженных эмбрионов. Десятки тысяч детей на нашей планете родились благодаря использованию этого метода.

Тем не менее, замораживание эмбрионов человека порождает массу юридических, этических и моральных проблем,с которыми сталкиваются клиники ЭКО за рубежом и которые в скором времени могут возникнуть у российских центров репродукции.Эмбрион человека – это зародыш, в отношении которого в мире сегодня не существует четко прописанного законодательства. При разводе супружеской пары или в случае гибели одного из генетических родителей, имеющих замороженные эмбрионы, могут возникнуть достаточно серьезные юридические проблемы – в настоящее время не существует законов, определяющих права этих эмбрионов.

В некоторых странах запрещена криоконсервация эмбрионов и разрешается только инсеминация небольшого количества яйцеклеток (ооцитов) для обеспечения гарантированного переноса эмбрионов в цикле стимуляции. Масса моральных и этических проблем возникает в тех случаях, когда законом не регулируется продолжительность обязательного хранения замороженных эмбрионов. Но даже в тех странах, где специальными правовыми комитетами этот срок ограничен тремя-пятью годами, неизбежно возникают вопросы: как должна поступить клиника по истечении этого времени, если эмбрионы не востребованы их генетическими родителями? Без соответствующего разрешения их нельзя уничтожить, нельзя использовать в научных или клинических (для другой бесплодной супружеской пары) целях. Криобанки клиник ЭКО в мире насчитывают сотни тысяч невостребованных или «забытых» своими мамами и папами эмбрионов, ожидающих своей участи.

Всех этих проблем позволяет избежать криоконсервация ооцитов, которые так же как и сперматозоиды являются половыми клетками (гаметами), и никакие юридические, правовые и религиозные запреты на их криоконсервацию и хранение не распространяются.

Создание банка ооцитов и возможность длительного хранения гамет дает надежду и тем пациентам, которые по тем или иным причинам (медицинским и социальным) не могут заниматься проблемами репродукции в настоящее время и хотели бы иметь возможность сохранить свои «молодые и здоровые» ооциты для более позднего их использования. Почему же до сих пор в центрах ЭКО не существует (за исключением нескольких западных клиник) банков криоконсервированных ооцитов? Почему репродуктологи не используют всех многочисленных преимуществ замораживания яйцеклеток по сравнению с эмбрионами? Почему число беременностей после переноса размороженных ооцитов в мире не превышает нескольких десятков, в то время как число детей, рожденных с использованием методов криоконсервации эмбрионов, насчитывает десятки тысяч.

Ответ на все эти вопросы кроется в очень низкой выживаемости и жизнеспособности яйцеклеток после процедуры криоконсервации-оттаивания. Всего лишь 1-2% всех размороженных ооцитов могут дать начало новой жизни. Это связано с серьезными повреждениями мембран, цитоплазматических структур и хромосом яйцеклеток при формировании кристаллов льда в процессе охлаждения. В результате могут нарушаться процессы последующего оплодотворения и нормального развития эмбриона. Вот почему все более активно проводится поиск адекватных программ криоконсервации яйцеклеток человека. Одним из таких многообещающих методов является витрификация. Эта технология практически полностью исключает формирование кристаллов льда и сводит к минимуму повреждения клеток. Развитие репродуктивных технологий в этом направлении может значительно повысить эффективность таких программ по лечению бесплодия как донорство ооцитов и банк ооцитов. Создание банка ооцитов и возможность длительного хранения гамет дает надежду тем пациентам, которые по тем или иным причинам (медицинским и социальным) не могут заниматься проблемами репродукции в настоящее время и хотели бы иметь возможность сохранить свои «молодые и здоровые» ооциты для более позднего их использования.

Вот почему такое пристальное внимание многочисленные средства массовой информации Великобритании в октябре 2002 года уделили сообщению о рождении первого в этой стране ребенка у женщины, чьи яйцеклетки были заморожены, а затем оттаяны непосредственно перед оплодотворением. Девочке, Эмили Перри, сейчас уже исполнилось 5 месяцев. Ее родители, Хелен и Ли Перри, были женаты 17 лет и обратились в клинику экстракорпорального оплодотворения из-за непроходимости маточных труб супруги. После гормональной стимуляции яичников лишь 2 яйцеклетки были оплодотворены и 2 эмбриона были перенесены 36-летней Хелен. По религиозным убеждениям (Перри являются Свидетелями Йеговы) супруги не хотели иметь лишние эмбрионы, которые могут не потребоваться в дальнейшем. Поэтому все остальные яйцеклетки были заморожены с использованием нового метода криоконсервации. Беременность не наступила. Но через два месяца 5 яйцеклеток миссис Перри были разморожены и оплодотворены. Вторая попытка оказалась успешной и завершилась рождением Эмили.

Эмили стала вторым ребенком в Великобритании, рожденным из замороженных яйцеклеток. Но первый такой ребенок родился после криоконсервации, оттаивания и оплодотворения донорских яйцеклеток, а Эмили – из размороженной яйцеклетки своей родной, «генетической», матери.

Метод витрификации ооцитов, благодаря которому Эмили появилась на свет, активно разрабатывается австралийскими и итальянскими учеными. В 1999 году в Австралии у 47-летней мамы родилась первая в мире девочка после витрификации донорских ооцитов. Но до сих пор это единичные в мире беременности и новорожденные, и пока рано говорить о широком практическом использовании этого метода. Нельзя забывать и о необходимости дальнейшего проведения экспериментальных исследований, чтобы уточнить, как влияет быстрое замораживания на ультраструктуры клетки, насколько это безопасно для будущего эмбриона.


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
 Ольчик
на тему КРИО конечно будут еще спорить. Но девочки ЭКОшки своих КРИОшек называют СНЕЖИНКАМИ:) И я видела этих самых снежинок, они дивные и мальчики и девочки. Поэтому я уверена, что КРИО это очень нужное дело!
Пожаловаться
Анастасия
Вс1 упирается в денежный вопрос.