Мнение ректора пед-института.
– В идеале – это человек, нашедший возрастную группу детей, которые ему наиболее интересны. Если он хочет расти вместе с детьми, тоже замечательно, но это не всегда удается. Итак, первое – попасть в «свой» возраст.
Во-вторых, это должен быть человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей. Вообще, если бы меня просили составить тест для поступающих в вуз, я бы первым делом проверял развитость фантазии. Дети ведь отличаются богатством фантазии. У педагога это качество должно быть не меньше.
В-третьих, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько наши студенты и выпускники зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.
Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Это очень сложно, потому что инстинктивно очень многим взрослым хочется отвесить такому ребенку подзатыльник. Но мы не имеем профессионального права на это первобытное желание. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.
А вы как думаете существует ли идеальный классный руководитель? Может быть он в ваше классе?