Начало
Лёгкое течение нашей речи делало его невесомым; теперь непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте.
Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия. Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, строки, слова.
Куда же спрятались волшебные персонажи: братья, сёстры, короли, королевы, все гонимые злодеями герои, которые избавляли его от груза бытия, призывая к себе на помощь? Возможно ли, чтобы они были как-то связаны с этими жестоко расплющенными следами чернил — буквами?… И он, и его герои вместе задыхаются в толще книги!»
Не спешите передать ребёнку долг чтения. Продлите радость совместного общения с книгой. Пройдёт совсем немного времени, и он будет выхватывать у вас книгу и самое любимое место читать сам, потому что помнит его наизусть — ну и пусть! Зато как здорово он это читает, совсем не запинаясь и не коверкая слова! Не такого ли чтения мы ждём от него?! Настанет вечер, когда вы отложите книгу и строго скажете: «Всё, больше не проси, мы уже прочитали „ещё одну страничку“, пора спать», а на следующий вечер узнаете, что он уже прочитал «ещё одну страничку», а то и не одну, потому что не терпелось узнать, что же дальше, а до вечера ждать было невыносимо долго.
И наверное, когда-нибудь настанут времена, когда воспитательница группы продлённого дня не будет вызывать ребёнка к своему столу, чтобы он стоял и читал вслух, но шёпотом, потому что все остальные делают домашнее задание. А наденет колпачок феи, маленький, с длинным шлейфом, посадит своих первоклашек на ковёр (кто-то непременно приляжет) и будет читать им любимые книжки вслух и ждать, пока кто-то не выхватит книжку, чтобы почитать дальше… и снова ждать, пока последний, двадцать пятый или двадцать восьмой, самый плохо читающий не осмелится сказать: «А можно дальше я почитаю?»
Только не пытайтесь этими приёмами обхитрить ребёнка, зная теперь некую методику. Дети подвох чуют. Как только вашей основной целью станет «приучить его читать» или «надо так делать, чтобы вырос образованным», всё перестанет работать. Карета снова превратится в тыкву. Закон во всём один: заразить, передать можно только то, что любишь. Любовь бескорыстна. Любите читать сами, любите читать вместе с ним, любите его, умеющего или не умеющего читать. И не задавайте вопросы, проверяя «понимание прочитанного», обсуждайте то, что вас на самом деле волнует, останавливайтесь там, где хотите остановиться. Здесь нет «надо», здесь есть «хотим».
Что же нам читать? Конечно, вы будете читать и перечитывать любимое с детства: он, наш ребёнок, ещё в том возрасте, когда одного раза мало, когда хочется вернуться к «Снежной королеве» и «Томасине», к Нильсу и Незнайке. Иногда вы будете удивляться, что в учебнике литературного чтения появилась хорошо знакомая сказка детства, которая давно вроде бы прожита вами. Ничего, отнеситесь к этому как к сюрпризу, порадуйтесь приятной встрече, вдвойне порадуйтесь за тех детей, которые встретятся с этой книгой впервые.
Надо помнить, что потребности души ребёнка в волшебстве в этом возрасте уменьшаются (хотя никогда не кончаются!), а на смену приходит потребность в дружбе, потребность быть частью коллектива и актуальными становятся разные истории из жизни детей. Их с азартом и во всём многообразии описывают Н. Носов в своих рассказах, Э. Успенский в книжках «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», есть ещё «Непоседа, Мякиш и Нетак» Ефима Чеповецкого, «Приключения Чиполлино» и «Путешествие Голубой Стрелы» Джанни Родари, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Эмиля из Ленниберги» А. Линдгрен.
А Памела Трэверс в своей «Мэри Поппинс» удивительным образом связывает мир волшебства, сказки и школьной реальности. Там и чудеса, и жизнь по правилам. И тонкая-тонкая грань между реальным и нереальным, возможным и… не будем говорить «невозможным», потому что для детей это возможно. Именно так живут они, воображая, придумывая истории, в которые могут попасть. И попадают! Можно путешествовать с восточным ветром, можно разговаривать с птицами, можно носить в небольшом саквояже всё самое необходимое, то есть и раскладушку, и фортепиано… А ещё Мэри Поппинс замечательна тем, что дарит на всю жизнь образ идеальной воспитательницы: вдруг кто-то захочет в будущем учить, как она, воспитывать, как она.
Автор Татьяна Курбатова
Продолжение