Кто еще согласен, что ЕГЭ отупляет Россию?
Астап Блендер, щетаца, рыца, врочи, нез наю
Первокурсники-отличники журфака МГУ написали первый диктант
Москва, Октябрь 30 (Новый Регион, Ольга Панфилова) – Преподаватели факультета журналистики МГУ
после начала нового учебного года испытали все прелести Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Диктант, проведенный в октябре среди первокурсников, попавших на студенческую скамью с высокими баллами ЕГЭ по русскому языку, показал, что бывшие выпускники школ практически не владеют письменной речью. Об этом пишет доцент МГУ Анастасия Николаева в статье, опубликованной в издании «Частный корреспондент». Грамотность отличников по ЕГЭ повергла в шок преподавателей факультета. Сотрудники МГУ с трудом расшифровали в диктантах слова типа «софетских» (советских), «щетаца» (считаться).
Диктант (небольшой отрывок из книги «Журналисты ХХ века: люди и судьбы») написали все студенты дневного отделения первого курса. Как отметила А. Николаева, «до этого практики такой – давать общий диктант всему курсу уже в октябре – на факультете не было». Как правило, в начале учебного года каждый преподаватель предлагал своей группе на семинарском занятии
какой-нибудь диктант с целью определения общего уровня орфографической компетентности студентов. Считается, что первокурсники уже овладели орфографическим минимумом в школе. Но, как показывает многолетняя практика, всегда есть в группе люди, которым необходимо подтянуться. Поэтому-то и пишут студенты в сентябре диктант, и те, кто не справились с заданием, какое-то время посещают факультатив по орфографии.
Но в этом году результаты первого диктанта озадачили преподавателей кафедры стилистики русского языка факультета журналистики. «Мы пришли к неутешительному выводу:
студенты не просто забыли какие-то орфограммы, а вообще практически не владеют письменной речью, не имеют никакого представления о многих прецедентных именах и явлениях», – пишет Анастасия Николаева. Так, например, Остапа Бендера студенты превратили в Астапа Блендера.
По словам автора преподавателя МГУ, она ведет занятия в 101-й и 102-й группах газетного отделения, это традиционно сильные группы, туда отбирают лучших абитуриентов. Но и это не спасло ее от лицезрения таких словесных монстров, как поциэнт (пациент), рыца (рыться), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр и т.д.
В остальных группах курса ситуация была не лучше. Тогда на
заседании кафедры стилистики русского языка и было принято решение об общем тестировании всего курса. Текст для диктовки был выбран несложный, просто связный текст без всяких глубоких орфографических ловушек, не до ловушек нам уже было.
Результаты диктанта таковы: только 18% студентов сделали в тексте меньше восьми ошибок (восемь и ниже ошибок мы решили принять за норму). Соответственно 82% с заданием не справились. Самое большое количество ошибок в одном диктанте – 80.
Из 15 отличников (у кого по ЕГЭ 100 баллов)зачет смогли
получить только 5. Один из студентов-отличников умудрился в одной работе сделать 25 ошибок.
Николаева пишет, что преподает на факультете 20 лет. И никогда ни она, ни ее коллеги «не сталкивались с таким потрясающим феноменом, как абсолютное игнорирование большинством
студентов элементарных правил воспроизведения слова на письме», – отметила преподаватель.
Причиной этого, по ее мнению, является «целый комплекс проблем». И прежде всего – бездумное натаскивание старшеклассников по тестам ЕГЭ. Вставлять буковки в напечатанный текст, отмечать галочками правильный ответ – эти навыки далеки от практики собственно письма, воспроизведения текста, уверена Николаева.
Кроме того, у нее вызывает недоумение система подсчёта баллов. Напомним, что эти баллы действительны два года, а для тех, кто служит в армии, и все три. Но каждый год «хорошими» баллами считаются разные цифры. Так, в прошлом году 71 балл по русскому – это было здорово, а в этом котировались баллы только начиная с 80. Из-за этого прошлогодние отличники быстро превратились в совсем не отличников, и горе им, если они по каким-то причинам не поступили в прошлом году, отметила преподаватель.
30.10.2009 © 2009, NR2.Ru, «Новый Регион»
Не нравится ЕГЭ – вперед: на митинг, в политику, в образование. А иначе все – пустые разговоры.
ЕГЭ – это экзамен. Когда экзамен со стопроцентной точностью определял уровень знаний? Никогда. Знания должны быть. Если они есть, ЕГЭ не страшен. Не стыдно и за свою грамотность в будущем…
П.С. Я бы еще ввела устную часть (в ЕГЭ по русскому), когда учитель СЛУШАЕТ, а не читает рассуждение на определенную тему, и записывала бы аудиофайлы, особые шедевры выкладывала бы на ютьюбе, например.
Дело в том, что введение ЕГЭ вскрыло многие существующие проблемы. Я расскажу только про ЕГЭ по русскому, т.к. сама готовлю к нему. И это сугубо мое мнение.
– раньше учителя некоторым товарищам ставили «3» – «2» в уме. Медалистов тоже порой подтягивали за уши. Сейчас это невозможно, т.к. оценивает работу не тот учитель, который преподает. Регионы и Москва прежде не были равны в правах. Возможно, сейчас процветает коррупция и взятки (в том же МГУ плохо изъясняющийся по-русски школьник из аула вдруг имеет результат 100 баллов из 100), а потому и результаты проверяющих не устраивают
– Чтобы написать ЕГЭ по русскому нужно знать весь курс русского языка, например, нормы ударения, грамматические нормы, уметь выделять главную мысль текста и т.п. Раньше в сочинении, если не знаешь какого-нибудь слова, можно было заменить его другим. сверх? естественный = необычный, нереальный. А тут придется вспоминать написание многих слов, в том числе и исключений. Прочитал пару критических статей, готовых сочинений, запомнил, сформулировал по-своему – вот тебе и готово сочинение. Я вспоминаю свой экзамен, когда я корячилась и писала сочинение сама, а моя подруга держала на коленях тетрадь с готовым сочинением...
Конечно, на ЕГЭ будут сетовать и ученики, которые не хотят учиться качественно, и учителя, которые не хотят качественно учить, которые не хотят (а многие старые и не могут) перестроиться на новую систему. Будут жаловаться и родители, потому что они порой просто не знают, что такое ЕГЭ, потому что СМИ нагнетают и потому что просто соседка негативно высказывается. Уважаемые мамы, вам порой не хватает знаний о том, что такое ЕГЭ. В ЕГЭ по русскому языку есть сочинение-рассуждение, например, а не только ответы на вопросы.
Я скажу так: проблема заключается не в ЕГЭ (он видоизменяется каждый год и совершенствуется), проблема
а) в уровне преподавания (низкая квалификация учителей, незнание или неприменение современных технологий). Шушенскую ГЭС прорывает – думаете нет таких прорывов в школьной системе? Советские технологии изношены, старые интеллигентные преподаватели уходят… Когда ты сейчас приходишь в школу, тебя не учат порой, а просто контролируют, проверяют.
б) родители (в большей своей массе) не воспитывают, не контролируют, не занимаются образованием своих детей. Кто-то не справляется, кто-то не считает нужным, отправляя чадо на школьный конвейер, кто-то передоверяет няням, которые сами порой русскому учатся, или бабушкам, которые детей зачастую «пасут». И начинается это даже не со школьной скамьи… А глубоко до детского сада даже...
в) учебники, по которым занимаются все те же...
г) дети не читают, не пишут, не слышат правильную речь, с ними вообще меньше разговаривают… Они не тянутся к знаниям, к культуре. Приоритеты на время изменились. Конечно, они вернутся на круги своя, но пройдет не один год, прежде чем образованность будет цениться людьми снова. Зачем учиться – ведь все можно купить. Чтобы получить удовольствие – нужно поесть в Макдональдсе или купить шмотку. Театр, чтение книг, написание стихов – это не в моде, это слишком сложная для расщепления пища. Да и театр часто, потакая зрителям, становится попсой. Раньше все общество поддерживало образованность, сейчас полюса сменились.
Так что мой совет: максимум информации, перед тем как критиковать.
Грустно!
Надеюсь когда наши детки будут выпускатся мин. образования пересмотрит вапрос о ЕГЭ.
Тест не может правельно оценить знания. Мне требуется пару раз просмотреть вопросы и тест я сдам, но знаний от этого не прибавится!
По настоящему оценить можно только в «живую „