Сообщество закрыто

Как научить подростка быть человеком

Назрела эта темка у меня после истории с Ритой и ее беременностью. Знаете я долго думала – почему же больше половины женщин на сайте прореагировали именно так. А потом до меня просто дошло. Все дело тут просто в незнании психологии и некоторых особенностей становления личности. Поэтому привожу все данные, надеюсь это поможет вам дорогие мамочки понять лучше своих деток в будущем(у кого они еще маленькие) а те у кого уже есть подростки в семье смогут взглянуть на них немного по другому.

Очень часто между нравственными знаниями(то как надо поступать) и поведением подростка(как он на самом деле поступает) можно увидеть большую разницу: хорошо зная и понимая сущность моральных требовании, он поступает вопреки им. Глубоко убежденный в том, что лгать нехорошо, он лжет, чтобы избежать наказания. Горячо осуждая несправедливость, не находит в себе смелости выступить против более сильного обидчика и до поры до времени старается остаться в стороне.

В подростковом возрасте это расхождение убеждений и реального поведения обычно искренне переживается самим подростком, хотя нередко эти переживания скрываются за внешней бравадой, особенно если взрослые постоянно напоминают о таком несоответствии. А не лучше ли помочь советом, вселить веру в себя, напомнить не о срывах, а о тех маленьких победах над собой, которые обязательно есть в напряженной внутренней жизни и поступках подростка. Надо постоянно помнить, что он живет богатой эмоциональной жизнью, его многое задевает, волнует, трогает, хотя внешне он может казаться равнодушным и спокойным. Особенно не любит подросток громких слов, ненужного пафоса. Это богатство эмоциональной жизни – необходимое условие его нравственного роста.

Родителям следует быть особенно внимательными к тем переживаниям, которые вызывают у подростка события окружающей жизни. Что волнует вашего сына или дочь? Умеют ли они бескорыстно радоваться успеху товарища или их радуют лишь собственные удачи, а успех товарища вызывает зависть и раздражение? А может быть, они испытывают злорадное чувство по поводу неудач другого? Характер этих переживаний, словно лакмусовая бумажка, проявляет существенные стороны нравственного мира подростка.

Было бы большой ошибкой пренебрегать правом подростка на свои собственные взгляды, представления, чувства на том основании, что еще неустойчивы, порой прямолинейны и полярны его нравственные суждения, неоправданно резки и недостаточно обоснованы моральные оценки, подвержены резким колебаниям чувства.

Родителям надо учитывать, что в подростковом возрасте уже не может быть бездумного подражания примеру окружающих. Именно в опыте собственной жизни и поступков вырабатываются моральные оценки, усваиваются, закрепляются нравственные суждения, понимание моральных норм и требований все, что составляет основу идейнонравственных убеждений подрастающего человека.

Вместе с тем, нравственные суждения подростка нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Сплошь и рядом он отождествляет упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводит к ошибочным поступкам. Убежденность, основанная на истинных знаниях, требует от подростка собственных решений и определенных поступков. Хорошо, если ваш сын не только. на словах осуждает грубость и несправедливость, но и вступается за слабого, за несправедливо обиженного.

В семье создаются особые возможности для воспитания гуманного отношения к людям отзывчивости, симпатии, заботы, сочувствия. Эти чувства обязательно возникают в дружной семье, где отношения пронизаны любовью, добротой, заботой друг о друге.

В школе, в семье подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В подобных ситуациях нужна моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор. Такие ситуации могут быть обычными, житейскими и, казалось бы, малозначащими. Но они значимы в нравственном формировании, ибо требуют усилия, а не бездумного подчинения обстоятельствам: закончена подготовка домашних заданий и можно посмотреть телевизор, но нужно помочь матери в хозяйственных делах; хочется полистать альбом с любимыми марками, но надо навестить больную бабушку.

К сожалению, нередко в семье подросток не принимает сам то или другое решение, не делает выбора, а вынужден действовать по приказу и принуждению. Так, мать просто приказывает сыну немедленно отложить в сторону альбом с марками и идти к бабушке. Мальчик подчиняется, но делает это с нежеланием и раздражением. Здесь нет выбора по собственной инициативе, а поступок, совершенный по принуждению, не способствует утверждению нужных мотивов. Совсем другой результат приносит выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, утверждение мотива принести людям радость.

Правильный собственный выбор способствует моральному росту подростка, вызывает положительные чувства, вырабатывает привычку правильно действовать в аналогичных случаях. Помочь сделать правильный выбор это значит отказаться от давления, принуждения, приказа, заменив их, если можно, просьбой, советом, разъяснением.

Часто родители жалуются на то, что их повзрослевшие дети перестают понимать обращенные к ним слова:. Да, бывает и так. Но происходит это в тех случаях (разумеется, если вообще не нарушен контакт подростка с родителями), если словом действуют неумело. Об этом, кстати, говорят и сами подростки: “твердят одно и то же тысячу раз”, “надоели со своими поучениями”, “учат, учат без конца даже дома быть противно”.

Девочки пожалуйста заодно ответьте на вопрос такой:)) Как часто вы даете своим подросткам ошибаться?


Орлова Екатерина
Орлова Екатерина
Анастасия Алексеевна
19 лет
Василиса Прекрасная и Премудрая
14 лет
Тверь
043649
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
 Лена
Лена
Славянск-на-Кубани
Говорить, говорить и еще раз говорить! Обо всем, я как правило излагаю свои виды на ту или иную ситуацию. Стараюсь довести до его понимания свою точку зрения. Но я же девочка, а он мальчик, мы все-таки с разных планет. Мне кажется нужно развивать доброту и уважение, а еще как не странно звучит учить выживать! Меня выживать не научили, я всегда подлаживаюсь под ситуацию, подруги меня миротворцем называют, но поверьте это сложно каждый раз наступать на собственное Я!
Пожаловаться
АмнеКоронаНеЖмет
АмнеКоронаНеЖмет
Олеся
27 лет
Поля
12 лет
Юляшка
10 лет
Геннадий
5 лет
Барнаул
Похоже моя старшая унаследовала от меня черту – учиться только на собственном опыте, так что похоже ее шишки будут на тех же местах, что и у меня.
Чего лить слезы? Буду стирать крылья и принимать все с ангельским терпением.
Постараюсь!!! а там как получится, не повторять ошибок моей мамы.
Спасибо Катя.