Сообщество закрыто

Марина Кравцова. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

Ребенок, которого постоянно дразнят и травят, есть почти в каждом классе. Для того чтобы профессионально работать с проблемой, нужно представлять себе причины явления, характерные черты жертв и преследователей, возможные способы разрешения ситуации. Каждому пункту посвящена отдельная глава.

Так, жертвой обычно становится ребенок не такой, как все: неуспешный, чрезмерно опекаемый в семье, имеющий физические недостатки, слишком робкий или замкнутый. Подробно описаны психологические особенности жертвы.

Мучители делятся на зачинщиков и преследователей. Автор приводит описание характерных черт тех и других, рассказывает о том, почему даже неагрессивные дети втягиваются в травлю изгоя. Некоторые типы детей могут оказаться как в роли преследователя, так и в роли жертвы. Автор объясняет, как не допустить нежелательного развития взаимоотношений ребенка с одноклассниками. Например, как можно по-разному реагировать на жалобы ябеды, чтобы не поощрять такой стиль поведения и не подставлять ребенка.

Учителю необходимо знать и о формах преследования. Например, клички и дразнилки – не безобидная игра, а форма преследования. Шантаж и вербальная агрессия – самые распространенные формы морального насилия в начальной школе.

Для того чтобы бороться с явлением, нужно познакомиться с причинами. О них вы тоже узнаете в главе «Моральное насилие». Там же – всевозможные способы противодействия.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не могут его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Действующие лица

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, преследователи – основная масса детей, которые под руководством зачинщиков осуществляют травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Вот два доброжелательных в общении со всеми остальными (и особенно со взрослыми) третьеклассника рассматривают альбом своего товарища и громко смеются, комментируют каждую страницу, стараясь привлечь внимание остальных. Одноклассник в это время мирно сидит за партой и читает книгу. К этим ребятам он не подходил, никак с ними не взаимодействовал. Что побуждает ребят вести себя таким образом? Они за что-то мстят или пытаются так завоевать внимание остальных? Эти ребята претендуют на лидерские позиции в классе, а высмеиваемый ими мальчик непопулярен среди одноклассников (о нем негативно отзывались в беседе со мной и некоторые родители), кроме того, он не станет бросаться на обидчиков с кулаками...

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться.

Итак, инициаторами травли могут стать:

– активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

– агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

– дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

– дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

– эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

– максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей таким образом самоутверждаются, берут реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников.

Истоки неприязни. Кого не любят: портретная галерея

«Любимчик»

Еще Януш Корчак писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.

Максим, очень способный мальчик, произвел хорошее впечатление на принимавших его в школу педагогов. Но с первого класса начались проблемы с учебой и взаимоотношениями с одноклассниками. Максим не работал на уроке, мог весь урок рисовать или читать, мама воевала за каждую строчку в домашнем задании. В классе учителя все время должны были стоять над его партой – лишь тогда мальчик успевал сделать почти все задание. В силу ряда причин (в первую очередь семейных проблем) администрация школы мирилась с таким положением дел. Учителя жалели Максима и на многое смотрели «сквозь пальцы». Однако с его особым положением не желали смириться одноклассники. Они стали дразнить мальчика, не принимали его в свои игры, смеялись над ним, когда он отвечал у доски. «Масла в огонь» подливали и некоторые родители, считавшие своих детей исключительными и возмущавшиеся, что не они, а этот мальчик ходит в любимчиках. Они обсуждали это между собой при детях, ссылались на национальность ребенка. Постепенно персоной «нон грата» стала и мама Максима, многие даже перестали с ней здороваться.

«Прилипала»

Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками. В классе он старался привлечь к себе внимание ребенка, хватая его вещи или обнимая объект симпатии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Естественно, ребята стали его избегать, часто случались потасовки: более активные и независимые пытались отнять у Мити свои вещи, бросались защищать тех, с кем он неумело пробовал подружиться. Митя стал очень одинок в классе: с ним никто не хотел сидеть за одной партой, его избегали, не брали в команду, отталкивали, над ним смеялись. Я часто видела Митю с мягкой игрушкой в руках. Приходя в мой кабинет, он сразу же бросался обнимать какого-нибудь мягкого зверя, придумывал ему имя и не выпускал его из рук все занятие. Здороваясь, Митя всегда старался попасть в поле зрения собеседника, заглядывал в глаза, касался руки, ему было не важно, заняты вы или нет, – ответ требовался немедленно.

Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут», или «козел отпущения»

Сема – легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе мальчик. Часто дрался с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремился включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбрал тактику классного шута. На уроках он выкрикивал разные шутки, ребята смеялись, это его подбадривало, и, невзирая на замечания учителей, однажды он нацепил себе на свитер плакатик «Я – идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. Однако его все так же избегали, не принимали в игры. Он стал чем-то вроде козла отпущения: его обвиняли во всех неудачах класса, сваливали на него все проделки. Новому учителю ребята говорили: «Это же Сема, он всегда так делает».

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса. Ему быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, Филипп начал стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены постоянно делать ему замечания, так как он мешал окружающим. Одноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Филиппа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никаких дел.

Непопулярные

Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются!»

Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как преследователем, так и жертвой.

Несколько раз за свою практику я совместно с классными руководителями проводила среди учащихся 3–5 классов анонимный опрос на тему, кого они считают идеальным одноклассником, какой сверстник им неприятен и почему. Естественно, меня больше всего интересовало, какие качества вызывают неприязнь у сверстников. Чаще всего назывались агрессивность («дерется, обзывается») и плохое поведение («мешает», «шалит»). Однако в опросе принимали участие и популярные, и непопулярные учащиеся, и вполне возможно, что перечисленными качествами могут обладать не только отвергаемые дети, но и их преследователи (во всяком случае, по мнению жертв). Следовательно, дети, обладающие какими-либо из перечисленных качеств, не обязательно становятся объектами травли или выраженной неприязни со стороны сверстников. Даже наоборот, они могут пользоваться определенным влиянием на других детей.

Согласно моим наблюдениям, некоторые типы детей встречаются как среди преследователей, так и среди жертв. Это агрессивные дети и ябеды, или жалобщики. С одной стороны, все эти качества могут стать причиной неприязни сверстников, с другой – именно эти качества иногда позволяют ребенку получить власть над остальными и удерживать ее.

Агрессоры

Чаще агрессивный ребенок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.

Агрессор-нападающий. Ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать «утешение» в причинении боли другим – они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто становятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи-подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества.

Серьезное отставание в учебе также может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников.

Отвергаемый агрессор. Ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.

Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.

С агрессией детей необходимо бороться, направляя их энергию в мирное русло. Замечательный чешский психолог Зденек сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей для разрядки накопившейся энергии – пусть играют как хотят, отдыхают в движении. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать разные игры или длительные прогулки.

Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности всего первого класса. Воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. Из-за того, что дети очень много времени проводили в довольно небольших помещениях, им негде было побегать, сбросить накопившуюся энергию – и они стали вымещать ее излишки друг на друге. Тогда в классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них игры-соревнования, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе постепенно сошла на нет – ребятам стало некогда да и незачем выяснять отношения.

Ябеды

Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы – досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связываться – угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.

Ябеда-жертва. Чаще всего ябеда – это отвергаемый сверстниками ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей «любви» жаловаться, или ябедой из-за того, что его отвергли сверстники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:

• Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной, он идет к взрослому за помощью, с ним делится информацией о происходящем. Если его или кого-то еще обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело, ребенок идет за советом, помощью, защитой.

Взрослый для ребенка – последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. Обычно с возрастом таких ситуаций становится все меньше, жалобы сходят на нет. Иногда возможность пожаловаться становится для отвергаемого ребенка единственной защитой от происходящего.

• Месть. Если ребенка обижают сверстники, не берут в игру, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

Ябеда-нападающий. Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), к которому родители предъявляют очень жесткие требования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться: «Вот я учителю расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы...» Угрожая разоблачением другим детям, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе – не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!» К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.

Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка побуждает ябедничать ревность (к братьям и сестрам, к выделяемым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздействия на провинившихся сверстников.

Нередко ябедничество для ребенка становится способом самоутверждения. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой.


НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
5965617
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Lastochka
Lastochka

хм… из меня однажды решили сделать изгоя… не получилось… зубки имеются как оказалось)

но потом я сама себя отстранила от них… но не ото всех) но это был мой выбор. и мне было 17 лет уже)

а в 14 лет это трагедия…

Пожаловаться
Ка Тя
Ка Тя
КотёночекВторой
6 лет
Мадри́д
я была изгоем. в школе из-за неуверенности в себе, застенчивости и т. п. впрочем, думаю, что отчасти это обратная сторона тщеславия. ведь я должна была быть во всем супер (так мои родители хотели, ну и сейчас хотят). в общем, стараюсь получше забыть «школьные годы чудесные». потом привыкла к совей роли и укрепилась в мысли, что совершенно не умею общаться с людьми. в универе тоже не смогла ни с кем из группы подружиться. честно говоря, травма до сих пор не прошла. я боюсь общаться в принципе, особенно боюсь женских компаний, страшно снова оказаться за бортом. боюсь быть непонятой, странной, боюсь насмешек, шепота за спиной, физической и психологической изоляции в коллективе. но больше всего я боюсь, что сын повторит мою судьбу.
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Катюша, каждую бы подругу обняла). Замечательные, чуткие, чудесные и внимательные, сильные духом, с незгибаемым стержнем, написали, что были в школе изгоями.((( я поражена.
Пожаловаться
Ка Тя
Ка Тя
КотёночекВторой
6 лет
Мадри́д
взаимно!
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Кать Кать, у меня похожая ситуация была — всегда была в детстве застенчивой, но внутри — гонору и тщеславия стоооолько было… Меня дразнили за высокий рост, тоже боялась насмешек, выглядеть глупо… И тоже не люблю вспоминать «чудесные школьные годы»)))))

На мой взгляд, мне не хватало уверенности в себе тогда и поддержки мамы… ещё и старший брат издевался психологически.

Тоже не хочу, чтобы дочь такое пережила, поэтому хочу стать для неё лучшим другом

Пожаловаться
Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара

И сама изгоем была, и поддерживала изгоев. Защищала тех, кого травят.Со временем стало все равно как меня воспринимают.




Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
у меня была очень не богатая семья, одеты были бедненько но чистенько, и думаю по этому частенько были попытки подразнить, но никогда не издевались типа помойную тряпку на голову и т.д. часто дралась с парнями пару раз с девчёнками, никогда никого не стебала а если человек реально тупил ( была девочка которая купила хлеб и сложила в упаковку от подгузов как в пакет сама понимаеш для детей это прям красная тряпка) то могла поржать со всеми. Всегда шла на помощь, что- то кому- то нарисовать написать сочинить хоть и была далеко не отличницей, закончила в большинстве на четвёрки.

постоянно сама чувствовала себя не такой из- за разницы в одежде и вообще финансы это пипец, но со мною дружили и при том многие и разные. очень горжусь тем что после окончания школы все парни со мною здоровались, а девочка которая вроде как крусе то жалелась что с нею нет, значит видимо я заслужила.

так что к какому пункту отнести себя я не знаю

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск

К пункту взрослой мудрой девушки)))-Ответить: Яна Кудряшка

Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
ну а тогда? мне было морально очень тяжело, мама хорошая но не подруга, под насилие попала тоже не сладко, дразнилки тоже тяжко переносила но мордой в грязь не падала
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Вот почему Мы все в детстве страдаем? кто- то от родителей, кто- то от одноклассников(((
Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
я знаю что у нас эти никакие проявления любви от бабули, она с мамой не подруги были а мама со мною, у меня семья очень хорошая и была чуть ли не показательной для все, никогда родители не ссорились между собой и т.д но гас ростили типа как должно было быть, кормили одевали а поо душу и не думали что это так важно. а я не умела сказат, это сейчас я папе рассказываю всё, а мамы нет :( уже 7 лет. я в 3х первый раз услышала от папы что он меня любит, чуть не росплакалась. вот отсюда я и хорошистка вечно хотелось мне услышать о том что я нужна и я важна
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Яночка, конечно важна и нужна))) родители тебя любили, только считали, что это и так понятно, без слов)))
Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
я это знаю, но вот по этому я со своими детьми уже поступаю иначе
Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский
Очень полезная статья, и как помогать таким детям?
Пожаловаться
Елена
Елена
Ксения
10 лет
Мытищи

все 9 лет в классе я была изгоем… вернее ы с подругой(((у нее до сих пор не прошедшая психологическая травма...9 лет были адом… нас так травилди… так издевались ужас… вспоминать не хочется… учителям было все по фиг...

Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
а в жизни э о не мешает?
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Лена, а попробуйте вместе навспоминать хорошего)))
Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
неек.тут вначале нужно проговорить плохое, очень нужно
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Согласна, проговорить, а потом вспомнить побольше хорошего))
Пожаловаться
натали Митченко
натали Митченко
Москва
Хорошая статья! Не дай бог ребенку быть изгоем! Как то был фильм по первому,, школа,, режиссер Валерия Гай Германика! Там девочку довели до ***! Я помню себя в школе и в колледже- тоже мозгов было мало! В школе была просто стадом, а в колледже была шутом провакатором! Не хочу в это углубляться, сейчас абсолютно со всеми общаюсь! Ну на мой взгляд я была очень двоякая я вроде вся такая деловая и ничего меня не парит, дергают то не меня, и вроде изгоев было жалко, а как только начинаешь жалеть, то все сразу на тебя опа и тут понеслась! Во общем всякое бывало! Всеми путями буду стараться научить ребенка иметь свое мнение, и защищать слабых!)



Пожаловаться
ПтицаБелаяСивилла
ПтицаБелаяСивилла
Железнодорожный
Тяжелая для меня тема… моя необычная сестра была изгоем и подвергалась травле.
Меня тоже пытались выжимать, раз сестра «дура», значит и эта такая же.
Ложка дегтя в моем медовом детстве....
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Прости, что спрашиваю, я не знаю ничего про сестру, а ты как- нибудь могла ей помочь, она та тебя реагировала? или только родителей смогла порадовать своим рождением?
Пожаловаться
ПтицаБелаяСивилла
ПтицаБелаяСивилла
Железнодорожный
ей никто тогда диагноза не ставил. Я тоже не доктор, но убеждена, что она аутист. У неё, кстати, есть одна интересная особенность. начиная с 7-него возраста она помнит все! даты рождений (всех, о ком она хоть однажды услышала), и помнит что она делала, например 2 июня 1994 года и какой это был день недели. И никогда не ошибается. Она у нас вечный календарь )))
С людьми не умеет общаться абсолютно. Сейчас лучше, кстати. Агрессивна. Меня ненавидит с рождения. И завидует.
Я заступалась за неё в школе, и налетала с кулаками на мальчишек старше меня. В семье я младшая, считалась старшей) Вот такой перекос. В детстве мы дрались до крови, но иногда вполне себе ладили. Сейчас близости нет, но худо-бедно общаемся.
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Терпения тебе))
Пожаловаться
ПтицаБелаяСивилла
ПтицаБелаяСивилла
Железнодорожный
Спасибо. Но мы редко видимся, терпеть не приходится. Ну и потом, я её принимаю ) Расстояние — хорошая штука )
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Валерий
24 года
Артём
11 лет
Томилино

Даже не стала внимательно читать. Будет проблема — тогда и начну вчитываться.

Пожаловаться
MotherOfAchilles
MotherOfAchilles
А́ттика

какая это серьезная тема! очень!

я за свою жизнь садиков, лагерей, санаториев, школ и универа была во всех ролях.

и какие у нас глупые учителя

Пожаловаться
Нюша
Нюша
Доча
8 лет
+++ примерно так же)
Пожаловаться
ШальнойАнгел
ШальнойАнгел
Малышка
11 лет
Малышонок
12 лет
Ижевск

у нас в классе есть два драчуна. и сына моего тоже обижают. но у него и пара друзей есть-из спокойных. и девочки с ним общаются хорошо. пришли с ним в класс-пара девочек сразу-привет Влад.

вот и думаю… он у меня изгой или нет? да-его задирают и стукают-но опять же другие с ним общаются… не знаю как помочь. сама я в школе в изгоях не была.

Пожаловаться
ШальнойАнгел
ШальнойАнгел
Малышка
11 лет
Малышонок
12 лет
Ижевск
у нас была банда хороших) против банды плохих. мы всех их жертв защищали.

хотела бы и сыну такого...

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
это абсолютно нормально )))
Пожаловаться
Яна Кудряшка
Яна Кудряшка
Тимофей
10 лет
Алиса
8 лет
Москва
вот и с моим Владом девчёнки вась-вась :)) с детства учила с девочками поддерживать контакт
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Влад- красивейшее имя)) в детстве друг Владик был))



Пожаловаться
Лилия
Лилия
Тимур
9 лет
Ульяновск

Не была лидером в д.с., в школе — всегда была немного в стороне. но однажды участвовала в травле. И жертва стала моей лучшей подругой. Просто в один миг остановилась, стыдно стало за себя. В старших классах тоже дружила с одной девочкой-изгоем, жалко ее было. сама потом раскаивалась — сильно она меня подставила

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Все проверяется временем)) сейчас жалеешь, что дружила?

Она была тогда тебе нужна?

Пожаловаться
Лилия
Лилия
Тимур
9 лет
Ульяновск
она меня научила не доверять людям, я ведь такая доверчивая была, шо пипец. за это ей спасибо))
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск

я — не наивно доверчивая, но я доверяю людям!))

я настолько странная, что меня все «проходимцы» обходят стороной

Пожаловаться
Лилия
Лилия
Тимур
9 лет
Ульяновск
у меня вот из семьи так повелось, что я доверяла всем! Потому что родители как думали, так и говорили, не врали и нас учили не врать. Мама всегда говорила: «Правда все равно всплывет, как ее не прячь» и я вот совершенно не думала, что люди из зависти, из своей слабости могут другим делать подлянки.

В моем окружении такие надолго не задерживаются, но совсем стороной тоже не обходят

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Лилия, как я за тебя рада,))) если разобраться по хорошему, то уроки жизненные были нужны и получала ты их в лайт варианте))) прощать «слабости» других — воспитывать свою силу духа))
Пожаловаться
Лилия
Лилия
Тимур
9 лет
Ульяновск

Всегда думала, что самая лучшая месть — это забвение, безразличие, наверное, потому что не умею хорошо мстить))) иногда хочется так «ууух»!!! И чтобы все «ааах!», а враг с ревом в кусты))), но патологическая лень мешает))

Пожаловаться
Лилия
Лилия
Тимур
9 лет
Ульяновск
Да, доверять людям очень важно и нужно! Но не всем и не во всем))
Пожаловаться
Лилия
Лилия
Ариадна
7 лет
Пусан
Я была непопулярна среди одноклассников, ну во первых я стеснялась одежды своей, то что вообще и семья была не как у всех, то что я долгое время занималась спортом и почти физически не развивалась… в смысле была очень худенькая… что были у меня большие губы я и думала не как все у меня всегда точка зрения редко совпадала с другими)).обычно дружила с мальчиками спортсменами, но у нас крутые считались хулиганы мальчишки, а они не обращали внимания пока я не закончила школу)))… Со временем это сработало только на меня)) и губы и стройность и все все… Но сейчас я вселяю дочери уверенность и оптимизм, учу ее что все люди разные но каждый по своему уникален…
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
4,7 самый нежный возраст))
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Новосибирск

я не знаю, к какой категории даже себя отнести))

я могла инициировать общение

но лидером меня сложно назвать...

у меня были трудности в новой школе, обижали и издевались, но как только я нашла единомышленников (не в классе и не в школе), я обрела уверенность в себе и мне стало просто пофиг на них на всех)))я поняла, что я такая не одна!

и от меня отстали.

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Универсальный рецепт — уверенность)))
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Новосибирск
благодарна родителям за то, что не запрещали. терпели мой неординарный внешний вид и прочие заскоки))))
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Оль, фото остались? А то заинтересовало, насколько твои родители терпеливые? Я дочери даже уши не разрешила проколоть, хотя себе дала проколоть уши подружкам, нестерильной иголкой, подушку в зубы и коли, криво- косо((

Исправляюсь, обещала ей модную разноцветную окраску концов волос)

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Новосибирск
здесь нет фоток, к сожалению....

мама разрешила покрасить волосы в 9м классе, но только тоникой

но она была ярко-малиновой))))

уши мне прокололи еще в 3м классе.

пупок проколола подружка, мама была против и не знала)))но я потом сняла серьгу. дырочки заросла.

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Тоже эксперементировала Тоникой))
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Новосибирск
по поводу музыки были споры, но не агресивные))папа говори, что они все наркоманы и что их не надо слушать)))

мама читала все книги, которые я приносила))и рецензировала)))ей обычно ничего не нравилось)

но хоть не запрещала и дома не закрывала и на том спасибо!))они ж не обязаны разделять мои взгляды)

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск

хи, моя мама прятала все книги, которые я приносила из библиотеки, я их находила за минуту, везде, даже в кладовке под холодильником

совместный со старшей дочей кайф, когда ей перечитала 2 рпза Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон » лет в 10 )) О, что я ей только не перечитала, Нарнию 4 раза, и " Властелин колец" и Баха и даже Г.Поттера, Емеца всю Таню Гроттер и Мефодия Буслаева)), Артемиса Фаула и остальное подростковое чтиво)) в 11 она начала читать себе сама)),

так что я активно разделяла взгляды старшей))) пару месяцев я держала сонную Анютку на руках, книга клалась поверх младенца, Надя переворачивала страницы)

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Новосибирск
))))))
Пожаловаться
Надежда Макс
Надежда Макс
Сын
8 лет
Сын
5 лет
Звенигород

Показать ещё