Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка

Подъязычная уздечка  – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.  Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу. 

У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

Короткая подъязычная связка (уздечка)  — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).
Чем это грозит?
   
Короткая подъязычная уздечка:

  • может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые «верхние звуки», т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь
  • может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.
  • может быть и причиной нарушения дикции

Дикция – это ясность, разборчивость произнесения

  • в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут  отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?
Здесь два пути:

    • Оперативное вмешательство
    • Растяжение подъязычной уздечки

  Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать 
Мы, логопеды, рекомендуем не ждать. Начните растягивать уздечку уже сейчас. Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки. Быть может, что ваши усилия помогут избежать в дальнейшем операции по подрезанию подъязычной уздечки. 
Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Помните! Малыш не сможет сесть с Вами перед зеркалом и выполнять упражнения по Вашей инструкции. Превратите все в игру. Тогда Ваш ребенок с пользой и с удовольствием проведет время.
Самым маленьким  можно посоветовать такие упражнения:

  • «Оближи блюдце».  Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце
  • Можно тянуться языком за ложечкой
  • «Дотянись языком до подбородка»
  • «Дотянись языком до носа»
  • «Качели» 

    Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.
    Так качаются качели. 
    Выше дуба, выше ели 
    На качелях мы взлетели. 
    А скажите, вы б сумели 
    Язычком «качать качели»?

  •   «Лошадка»

  Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.

Едем, едем на лошадке 
По дорожке гладкой. 
В гости нас звала соседка 
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, 
А соседки дома нету.
Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.

  Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

  • «Вкусное варенье»

  Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

  «Маляр»    Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” — ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)


Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем

  • «Барабан»

  Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

  • «Грибок»

  Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот. 
Повторить упражнение 2-3 раза.

  • «Гармошка»

  Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу. 
Помните!

  • Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.
  • Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.
  • Чем старше ребенок, тем сложнее  растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

                                                                   


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга

спасибо посмотрю!

Пожаловаться
Ольга

лошадку делаем, сынок всех животных называет звуками, которые они произносят лошадь цок цок(звук языком), киса мау и т.д. начала показывать качели пока не получается, вниз язычок достает, а вверх не поднимает я ему пыталась поднять ложкой))), ну я очень старалась, так он сам начал пальцами себе поднимать язычок, ложку убрал, вообщем на этом закончилось. Олеся наверно к вам обращаются очень многие вы не могли бы мне дать, может игры или ссылки на занятие для развитие речи, нам 1,10 мес,

Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙

Ольга, у меня в Журнале много статей по развитию речи (игры, занятия, упражнения). Посмотрите, может, что вам понравится и поможет. А я еще посмотрю у себя и вам потом отпишусь.

Пожаловаться
Ольга

а мне в роддоме сказали, что у сына уздечка короткая предложили подрезать я отказалась, даже и не думала, что такие проблемы будут, просто у меня свекор глотает словая его иногда не понимаю и у мужа проскальзывает редко, вот теперь задумалась… будем качели делать и блюдца лизать и потоки красить))))

Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙

Качели можно делать уже сейчас.

Еще попросите поцокать язычком — «лошадка», если будет получаться, то скорее всего, все будет хорошо)

Пожаловаться
Дважды МамаПринцесс
с рождения язычок сердечком, плохая прибавка в весе и «весение на груди»… в 1,5мес.подрезали у хирурга-ножничками оп и все.Крови даже не было, и все наладилось.А сейчас зубки растут-смотрю уздечка верхней губки тоже тянется плохо..((( надеюсь не придется оперировать
Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Пожаловаться
Мамапогодок
Спасибо, почитаю поподробнее
Актуальные посты
молочная кухня город юбилейный
чем мазать щечки малышу зимой