Вот чтобы придумать для себя игру во что-то и играть? вы даете им такую возможность? ведь сейчас как дань моде так ВАЖНО всесторонне развивать ребенка))) Что детям не дают простора фантазии, не дают придумать, помыслить самому… а потом со всех сторон жалобы-мой ребенок не умеет сам себя занять
Да вы сами его приучили к этому! САМИ! сами не давали побыть в одиночестве и придумать занятие самому, с младенчества)усюкая-мусюкая над ним 24 часа в сутки(может утрирую, но примерно так и есть).А потом жуткие жалобы-висит на мне… с ребенком надо играть идя за ним и его фантазией, а не подкладывая готовые игры или даже навязывая их… вот наткнулась на статью и очень поддерживаю автора
КОГДА РАННЕЕ «РАЗВИТИЕ» ПРИВОДИТ К ОТСТАВАНИЮ
Почему в кружках для младенцев вместо гениев воспитывают солдат О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить.
Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности.
Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием. На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте.
Приведу пример из жизни. Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе. Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках. Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением. Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.
Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать. Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».
Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо». И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы. Играть действительно нужно Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок. Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык.
В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка. Основная задача поправки — борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей. Почему игра важна в жизни ребёнка Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры. Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту. Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.
У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом. И вместо художника получается солдат…
Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом.
Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости.
Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают. Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто.
Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту. Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.
Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого. Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием. Или вовсе без профильного образования.
Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа. И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик. Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы. С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует. Фрустрирующее обучение
Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение. Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов. Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки. Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази». Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.
Как заложить основы успешного будущего и при этом не навредить ребёнку Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми. Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время. Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.
Право на одиночество Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение. Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.
Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки. Чтобы учился и социализировался. Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же! Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке. Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать. Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине. Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы. Для лени. Для ничегонеделания. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.
Анастасия Миронова
Все что описано в статье изначально не было нормальным, перекос в любую сторону всегда плох.
согласна, везде нужна золотая середина, но мало кто ее ищет
про аутистов это отдельный вопрос и сравнивать просто с умением играть самому не считаю правильным
В целом если брать здоровых детей, которых адекватно воспитывают, то и среди них будут разные. Кто-то может сам играть, кто-то по минимуму, все от темперамента зависит :-) и меня есть и те и те дети)
да(
да моего тут мало)
текст не мой
Хорошая статья. Мою лень и несостоятельность, как развиватора) оправдали на 100%. Самое… самое, что я по образованию музыкальный руководитель в лс и учитель музыки. И своего ребёнка я заставить делать ничего не могу. Скорее я иду за ним, чем он за мной. У нас в доступе книги, карандаши, пластилина и восковых мелкой уже наелись, поэтому их предлагаю, но как-то не часто… И за домашними делами часто некогда просто развивать… Как трава у меня сын (( в основном все сам. А это, оказывается, не так уж плохо)
не думаю, что статья оправдывает лень) статья призывает, чтобы детей не учили быть механическими, а вот именно шли за ними! чтобы ребенок сызмальства умел быть в среде, научиться сам мог, а не так, чтоб его учили и ждать этого
ну и, конечно, пусть всё будет в меруно раньше не было модных развивашек, а народ глупее не был)скорее сейчас глупее, в эру новомодных технологий, когда детей не оттащить от гаджетов(
Гаджеты — это ужас ((( за телефон аж трясется, хотя не жалеем и не даём. Есть у него музыкальные телефоны, ну и в свой заказала сказки, приложение со зверями разные. Даю на 15-20 минут в день. Да, когда надо что-то сделать и точно знать, что ребёнок ничего не натворил. Выучил зверей… учит цвета теперь и коробка на английском исключительно слушает))
согласна, в меру это нужно даже, мир же прогрессирует, но именно для какого-то хотя бы познания, у нас у дочки жуткие истерики в 2 года были, пришлось убрать планшет ВООБЩЕ, а потом микродозами для познания чего-то
статья хорошая, но слишком категорично все. прям белое и черное :) мне кажется, что этот бум развивашек действительно зло! во Франции нет развивашек, тут есть сады, где с детьми занимаются специалисты, тут тебе и немного творчества, и много спорта и свободных игр и одногрупники… дома я не занимаюсь с ним развивашками, только если сам попросит рисовать, вырезать. а чаще просто дурачимся или идем гулять на улицу
ну да, всё хорошо в меру
мы ходили в развивашку, но именно в меруа часто слышу как начинают дитя по всевозможным тоскать, лишь бы он был максимально занят
Племяшка 4 года плохо играет сама, если играет, то все должны присутствовать. Ее одну не оставляли с детства, у мамы ее предвзятое отношение к манежу, что это ограничивает ребенка, а просто, конечно, не оставишь… Рисовать любит, а с «просится в туалет» проблемы до сих пор. Высаживаю как только вижу, что терпит.
Старший племянник, уже 25, никогда сам не играл… Думать не умеет сам до сих пор. Но им совсем не занимались родители, родили в 18, сами дети были. Яркий пример: когда в 14 лет они бегали по рынку с друзьями, их забрали в милицию. Позвонили матери, а она сказала, что не должна за ним бегать и искать где ее сын. Все всегда списывается на активность детей и не желание их ограничивать. Я уже решила, что куплю кровать-манеж и буду там оставлять ребенка на время, если из комнаты выйти или поставил на кухню и готовь. Я его вижу, а он вроде один, но мама рядом. Жизненный опыт мне подсказывает, что выживает не самый умный, а люди с хорошим владением жизненными навыками, образование здесь у многих в минус. Умение общаться одно из умений, но я помню как больно, когда мама тебя оставляет, я с 1,5 лет была в яслях на полной неделе. Своему ребенку не хочу такого.
хорошосказано)
статью не читала, считаю что играть надо чтоб научить играть соответственно)) Но мой всегда меня зовет потому что скучно одному… и вот только лет с 4 я ему говорю что сейчас не могу потому что… и он в 80 процентов случаев может сам поиграть какое то время
Во всем должна быть золотая середина!!! Если с ребенком не играть, как он сам научиться играть? Мы много с дочкой фантазируем и с дедами тоже любит в ролевые игры именно на фантазию на сюжет. И замечаю, как что-то новенькое ей дам, потом она сама в это начинает предлагать и додумывать по мере своего опыта. Заниматься надо! Но должно быть, конечно, время чтобы могла сама придумать себе занятие.
)))))))выдумщица!
Всё не дочитала, но согласна и против этих карточек и развивашек с младенчества.
Мои оба часто сами играют (пока каждый в свои игиы) и я сама люблю фантазировать и придумывать разные способы игры с, казалось бы, готовыми игрушками. Они видят это и тоже выдумывают.
вот-вот
А у меня младший играет сам только когда ОБКАКАЛСЯ!!! В остальных вариантах он висит на мне)))Со старшим таких проблем не было
ох, юморист… ну да,«игрушка» интересна)
ну так может ему чего-то не хватает?
Чего? вниманием и играми не обделён… Старший в саду, мы с Димасей… Я только к плите-сразу дикий вопль, о ванной и туалете даже и не мечтаю, моет посуду теперь только муж… Зубы? Характер? Неврология? хз....
Играет сама) вот сецчас я уже пол часа брожу по жому, делаю мелкие дела, а дочка животных из Лего разложила и играет))
дада! я так же, дети просыпаются с родившейся идеей игры, я за это время успеваю привести себя в порядок, навести легкую уборку и приготовить всем завтрак, порой их еще и не отлепишь от игры)