Как научить говорить ребёнка? Простые советы.

Всем привет,
Расскажу как научить ребёнка разговаривать. Все детки разные, но в целом это работает.

Моему старшему сыну 2.5 года, начал говорить в полтора, слов 20-30 было. В 2 года уже говорил предложениями и короткие стихи на двух языках. Сейчас в 2.5 уже может связный текст рассказать типо колобка, курочки-рябы и тд.

Примерно также мы и в садике с детьми работаем.

1. Когда начать? Моему младшему 5 месяцев, мы занимаемся уже около месяца. Как начать. Кладете ребенка перед собой, лловите его взляд и улыбаетесь. Малыш смотрит на вас и устанавливает контакт. Дальше проговариваете отдельные звуки. Например, а. Аааааааа, ааааа, типо песенки. Малыш внимательно будет смотреть. Потом начнёт шевелить губами, языком работать. И через несколько таких распевок начнёт подпевать, тоже говоря ааааа. Обычно мы так болтаем когда меняем памперс или голопопим, или вместо колыбельной. Потом можно перейти к другим звукам ооооо, уууу, ииии. Важно чётко их пропевать и показывать губами, что ооо — это трубочка, а ааа- это широко открытый рот. На самом деле не важно, будет ли у ребенка получаться чистое ааа, или он будет смешивать а с е или и. Важно: побудить к говорению и развить органы речи. Это отличная гимнастика. В процессе можно гладить по голове, хвалить и подбадривать. Не нужно несколько звуков за раз, достаточно 1 звука. Время — как вам удобно и интересно.

2. Игра язычок ближе к годику. Игра в дразнилки. Вынимаете язык изо рта дальше-ближе, часики — тик-так язык двигается от угла к углу. Потом болталка — язык двигается как в часиках, но быстро-быстро, можно добавить к болталке звуки. Достать до подбородка или до кончика носа языком. И любые другие движения, которые вам понравятся. Не нужно делать все упражнения сразу, одного достаточно. Время — по вашему желанию.

3. Проговаривайте ребёнку ваши действия. Мы идем менять памперс, попа чистая, мы кушаем, ам-ам-ам. И т.д. Желательно каждый раз, как действие совершается. Увидели птичку. Птичка, птичка, птичка, птичка — можно с разной интонацией. Не нужно говорить: смотри, какая птичка маленькая прыгает. Воробушек кушает, семечку нашёл. Для ребенка эти предложения будут одним большим потоком речи и он не уловит главного, что он видет. В последствии когда ребёнок будет понимать и узнавать слово птичка, нужно добавлять действия — прыгает, бегает, летает, кушает. Потом уже определения — маленькая, серая, шустрая и тд.

4. Есть много теорий и теоретиков, которые говорят, что не нужно сокращать и изменять слова. Например, машина — биби. Я поддерживаю, других теоретиков, которые говорят, что простое произнести легче. И это побуждает к говорению. Ам-ам, би-би и тд. Вы понимаете, что ребёнок хочет сказать. Ребенку интересно и он хочет, чтобы вы его понимали и стремится выучить новые слова. Теория эта очень хорошо работает на практике. Детки, которые долго молчат, не говорят би-би, они сразу говорят машина, но говорят это позже.

5. От простого к сложному. Не нужно учить ребенка говорить сразу сложные слова, например, экскаватор. Даже если вы повторите это слово 7 раз, как положено для восприятия слова. Оно всё равно не отложится. Сначала мяу-мяу или кис-кис, потом киса, потом кошка, потом кот. Заметьте, что сокращения не обманывают ребёнка. Мяу-мяу — то, как кошка говорит. Кис-кис — то, как мы кошку подзываем к себе, киса — уменьшительно-ласкательное от кошка, кошка — полное название и потом разделение на кот и кошка — мальчик-девочка. Если сразу поставить цель рпссказать, что в доме живут и кот и кошка, то ребенок запутается и не назовет и не заговорит, пока не поймет, а почему два животных, одинаковых, а называют их по-разному. Кошка, кот, Васька, Машка, киска и тд. Экскаватор — это тоже би-би, потом машина, потом экскаватор.

6. Не надо ругать или смеяться над тем, что говорит ребенок. Иногда очень смешно.

7. Как учить стихи с маленькими. Сами говорите стишок много раз. Мы рассказываем стихи перед сном, когда чистим зубы. И второй стишок, когда спать ложимся. Сначала всё сама рассказываешь, потом делаешь паузы. Наша Таня громко — делаем пауза (дать голове ребенка подумать) — говорим плачет, уронила в речку — делаем паузу (дать голове ребенка подумать) — мячик. Потом ребенок начнёт заполнять паузы. Наша Таня громко — ребенок скажет плачет (может быть и платит и всё что угодно, важно, что что-то скажет), уронила в речку — ребенок скажет мячик (мятик и тд) Потом делаем паузу раньше. Наша Таня — пауза — громко плачет, уронила — пауза — в речку мячик. Потом уже давай про Таню вместе стишок расскажем. Рассказываем вместе. Потом ребенок сам рассказывает. У нас сын играет и поет или играет и рассказывает стишки, сам по себе бывает. Или пытается стишками озвучить свои действия. Например, катает машинку и проговаривает слова из песни — машинка едет далеко-далеко, везет машина молоко-молоко.

Когда стих перешел в разряд знает и сам полностью рассказывает, можно переходить к другому стихотворению. Сначала это могут быть 2 строчки, потом 4 и тд. По возрастающей. Сказки тоже можно рассказывать с паузами, катится-катится колобок, а на встречу ему — пауза — зайчик. И тд. Как стишок и в последствии ребенок сам будет всю сказку знать. Как снежный ком, лепим, словарный запас больше и больше. Важно, чтобы ребенок понимал, что он говорит. Можно стишок проиграть, показать как мячик падает или показать картинку. Громко — позвенеть колокольчиком громко-тихо. Сам ребенок плачет — ты громко плачешь. Проговорить шепотом — тихо. Сказать громко — громко и тд. Чтобы смысл стихотворения был понятен.

8. Как научить рассказывать тексты. Для начала ребенок должен знать слова, хотя бы штук 20-30. Пришел от бабушки — где ты был? У бабушки. Где ты был? У бабушки. В след раз можно добавить. Что ты делал у бабушки? Кушал, играл. И вопросы и ответы проговариваете вы. Ребенок слушает. И так каждый раз. Был в садике, был в магазине и тд. Когда ребенок сам отвечает на простые вопросы. Можно добавить дальше. Играл поезд, играл машина. И не важно, что грамматически предложения неверно построены. Приходит папа с работы. Давай расскажем папе. Вася был у бабушки. Кушал суп, играл поезд. И спрашиваем у папы. Папа где ты был? Папа говорит — на работе. Сначала проговаривает всё мама и вопросы и ответы, потрм ребенок отвечает. В последствии можно добавить слова — сначала, потом. Построить предложения верно — играл с машинкой.

9. На все вопросы — я раньше отвечала — что это. Сейчас задаю вопрос — как ты думаешь? И получаю очень интересные ответы. Например, лампа в спальне похожа на бабочку. Это мне сын сказал, перебирала документы, оказывается лампа называется бабочка и мне чисто внешне бабочку она совсем не напоминает.

10. Если в семье несколько языков, как у нас. То первое — нужно разделить, что кто-то говорит всегда на русском, например. Второй — на немецком. И не отходить от этого правила. Папа рассказывает что-то. Я повторяю тоже самое по-русски. Есть такое правило. Что в окружении ребенка должно быть минимум 3 человека, которые говорят на языке. Если скажем, в окружении одна мама говорит по-русски, то вероятность того, что и ребенок будет говорить по-русски снижается, если нет других русскоговорящих. Если нужно, чтобы оба языка были в активе, то нужно заниматься начинать в год. Если начать заниматься в 3 года, то второй язык не будет восприниматься как родной. И он будет учиться как вновь приобретенный.


ЯМама
47488274

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мария
Вот вы подтверждаете мою теорию. Сама наблюдала за старшим. Он не говорил «агу», но и мы с ним не агукали, он говорил «мау-мау», мы повторяли, добавляли звуки. В 4 мес, во время крещения он повторил «аминь» за бытюшкой, вот тогда и начала заниматься. В год использовал простые фразы, типа «где папа», «где машинка». В полтора года предложения «мама, киса спряталась», сейчас общается как взрослый, любит учиться, спрашивает что это и для чего. НО, с младшим я не занималась, думала «нет способности» старший умничка, младшему не дано. Потом вспомнила свои действия, наверстываю упущенное… Спустя несколько дней занятий малыш теперь говорит мама, на корову му, собака а-а, и папа у него тя-тя, брат па, кушать просит по своему, не могу описать звук. Надо заниматься с ребенком!!!
Пожаловаться
Алевтина

Очень интересно. Спасибо!

Пожаловаться
Izabel

Замечательные подсказки, спасибо !

Пожаловаться
Мария

Главное не забывать, что все дети разные. И заниматься отталкиваясь от них.
Мой сын фанат техники, так вот его первые настоящие слова (помимо мама-баба-мяу) именно сложные «экскаватор», «шлагбаум», «самосвал», «шестеренка» появились где-то в 1.7, а простые кот, машина, и тп интереса к повторению не вызывали

Пожаловаться
Пусик
Моей 1.9 и она говорит только мама, папа, биби мяу мяу, ко ко, му му. А вот четкие слова повторять не хочет. Так и говорит: неееет! И мотает головой.
Пожаловаться
Катерина

Спасибо, интересно. Интуитивно делала все так же, но дочка поздновато начала говорить — в год и 8 первые слова, в 2 года простые предложения, сейчас, в 2 и 2 предложения уже полные, хоть и недлинные. Заканчивает фразы в любимых сказках и песенки подпевает, хоть произношение пока, конечно, не чистое. Я бы еще добавила развитие мелкой моторики, т.к. она связана с речью. И чем раньше тем лучше — перебирание всяких мелких предметов, рисование и т.п.

Пожаловаться
Евгения

Спасибо, интересно про чужой опыт почитать. У нас похожая ситуация, два языка. Сыну сейчас 2,1, занималась с ним примерно так же, речь «прорвало» в полтора, сейчас уже говорит довольно бойко, правда, преимущественно на русском. Ну это потому что мы уже три месяца как в России, папу сейчас видит редко, итальянского почти не слышит. Самой переходить с ним на итальянский не хочется, чтобы не произошёл «сбой настроек», боюсь, что каша у него в голове случится, всё-таки для него мама — это русская речь. Но иногда всё же читаю ему книжки на итальянском, чтобы хоть немного освежить, что делать, итальянский на данном этапе ему больше некому дать. Ну и мультики на итальянском иногда даю посмотреть. Но мне кажется, для изучения языка они не слишком эффективны...

Пожаловаться
oksy

мы живем в Италии, среда италоговрящая. русско-говорящая только я и скайп )) с малой заниматься стала еще до года. много говорила, карточки, песенки, стихи. ей 3,3, говорит свободно на русском, как и на итальянском. мои родственники очень удивляются ее словарному запасу

Пожаловаться
Ольга
Нихрена такое не действует на моего он даже «мама» не говорит здоровый мужик, врачи говорят ждите и занимайтесь, проговаривайте все действия, называйте предметы, всё безтолку (((((( пассивный словарь огромный, а активного почти нет(
Пожаловаться
Надюшка

Очень интерессно все разложила, буду теперь стараться так же))

Пожаловаться
Светлана

Хочу спросить. У наших соседей двое деток, девочке 4 года и 3 месяца, а мальчику 1 год и 4 месяца. Девочка только недавно начала говорить, и то её только понимает мама, даже папа понять не может что она сказала, ему мама расшифровывает. Мы соседи её тоже понять не можем. Мальчик говорит мама, баба, папа, и то это только со слов родителей. Сколько раз гуляли на улице, я от ребёнка не слышала не одного слова. только звуки. Мама когда была беременная выпивала, вино, пиво, и когда кормила грудью тоже пила. Я вот думаю что по этому детки до сих пор не разговаривают. А вы как считаете почему дети не разговаривают? Я против любых алкогольных напитков во время беременности и кормления грудью!

Пожаловаться
VLADA
Не знаю даже старший вырос до 4 лет в Москве говорил с 2 лет в 3 стих мог рассказать, младшие растут в 2 языках русский немецкий и как то слабо говорят, дочь так вообще я дкмаю кашу в голове имеет для трёх лет говорит слабо одно слово так другое на немецком, дуиаю ощибка в том что сначало надо один яхэзык выучить а потом второй начинать, но увы не получается мы оба работаем и бебиситтер говорит на немецком дп ещё и в сад все пошли
Пожаловаться
Юлия

Очень интересно, точно попробуем! Спасибо!)

Пожаловаться
РоМашка

Интересненько)
Мой всё равно никак не разговорится, а ему уже 2,5 года. Я не переживаю.А вы с мужем на разных языках говорите?

Пожаловаться
Ely

У моего все животные это вауу вауу, лай собаки. А птицы или ка кар ко ко или га га. И вот сколько объясняю ему что например кошка это кошка а не гав гав собака. Я говорю кошка мяу мяу. Нет не повторяет это и так с остальными животными и птицами.

Пожаловаться
Lari
Ely 
У нас та же история. Все лают, вот только кошка наконец замяукала. Хоть буду знать что не только у нас такая проблема.
Показать ещё
Предыдущая статья
Сколько ваши малыши весят в 5 мес?
Следующая статья
Большая новогодняя ёлка в Цюрихе! Сорри, что всех приглашу