Обида
Не бывает обид из взрослого состояния, это детское чувство.
Если вы чувствуете обиду, можете сразу для себя обозначить: «Я в ребенке».
Если обида – это симптом, то — чего?
…В той ситуации, где вы почувствовали обиду, вы возлагали на другого человека свои ожидания.
Вы надеялись, что он (человек) поступит определенным образом, вы ждали желательного для вас поступка, отношения к себе. Однако он поступил иначе, не желательным для вас способом.
Обида означает, что в этот момент вы привязаны к желательному для вас поступку от другого человека, вам кажется, что вы не можете без него обойтись.
Если бы было иначе – а именно — вы не были бы зависимы,
вы не переживали бы это чувство.
Вам было бы……………. Никак. Ни плохо, ни хорошо. Просто вы столкнулись бы с фактом, что эта возможность не сработает, надо искать другую. И все.
Свободным себя чувствует отделившийся от родительской фигуры человек.
В свою очередь, обида возникает к родительской фигуре (это понятие шире, чем просто родитель), и ожидания сохраняются к ней же.
… Снова обиделась, что не услышали то, что для меня важно
… Обидно, что опять не поинтересовались, что же хочу я сам
… Кажется, что мне «предпочли» другую — и вот… обидно
… Так старалась, так выложилась, и — не оценили.....
Это то место, где вы еще не встали на ноги. Это то место, где вы надеялись, ждали, и не получили. И ждете до сих пор.
Разрешения, тепла, участия, вовлеченности – чего угодно.
Это то «место», где не сформировалось право поступать по своему усмотрению, потому и сохраняется зависимость от авторитетного признания-разрешения.
Недовольство, или Капризный Внутренний ребенок
— Почему я должна сама?.. Я не хочу! (заботиться о себе, обеспечивать себе поддержку – все, что связано со словом «сама»)
— Я и так все всегда делаю сама!
— Я не получила всего этого и мне должны! (а именно — уважение, признание; прислушаться, пойти навстречу, договориться, ets.)
Бывают люди, сразу способные предъявить свои детские претензии, не считая их зазорными.
… Чаще всего, если мы с претензией предъявляем свою детскую недовольную часть, то (если только не имеем дело с законченным невротиком, который «всем должен»),
То встречаемся с более или менее жестким отпором.
Как будто никто не хочет — заботиться, уважать, признавать, восхищаться и т.п.
И вот мы снова в ре-травме; ранимся, обижаемся, и недоумеваем: как же так? Я же точно знаю, что мне должны….
…Так капризничает, протестует Внутренний Ребенок. В этом примере, как и в предыдущем, он обращается к родительской фигуре (к значимому человеку извне, на которого направлены ожидания заботы, внимания и т.п.).
Есть две причины такого состояния: пережитый в детстве дефицит, недостача, за которую реальный родитель не взял ответственность,
и, напротив, неумеренная опека – тоже в детстве, где родитель не верил в то, что ребенок способен нести свою ответственность сам (по силам), и брал ее на себя.
В первом случае родитель по каким-то причинам не обеспечил достаточное количество тепла, и — гласно или косвенно переложил ответственность за дефицит на ребенка (Ты сам виноват в том, что я с тобой так обращаюсь)
Во втором случае родитель по своим причинам не смог поверить в то, что дал ребенку достаточно, и он (ребенок) сам должен научиться справляться со своей жизнью.
Этот родитель чем-то напоминает маленькую птичку, вскармливающую гигантского кукушонка…
Чаще всего так происходит вследствие неосознанной родительской вины и, как уже было сказано, недоверия своему ребенку.
….Думаю, у каждого из нас есть большие и/или локальные зоны такого недовольства, связанного с бессилием: когда-то достучаться до родителя было невозможно,
и, кажется, что невозможно сейчас.
Внутренняя драма продолжается, когда другие люди (за исключением законченных невротиков) отказываются быть нам ответственными родителями – заботиться, возвращать права и признание.
Зависть
Когда я, очнувшись от небытия, встречаюсь со своей правдой, а именно –
Начинаю осознавать, что же со мной случилось и почему я живу совсем не так, как хотелось бы,
я переживаю самые разные чувства.
Помимо обиды, злости, отчаяния, сожаления, горечи, я испытываю еще и зависть.
Зависть к тем, кому достались «хорошие родители» — достаточно внимательные, вовлеченные и ответственные.
Я размышляю о том, что такие «дети» потратили значительно меньше усилий на выживание, им, в отличие от меня, достались дары — все те же признание, уважение, защита и права на них,
А мне приходится отвоевывать эти права у своего страха и бессилия.
Мне может это казаться несправедливым, обидным…
........................
Все эти чувства – это не просто чувства, это симптомы.
Они показывают, что ты переживаешь в тех или иных обстоятельствах, они рассказывают о тебе, они помогут еще лучше понять детали твоей личной истории.
Плохая тактика по отношению к этим состояниям: старые защиты (стыжение себя, подавление, настойчивые попытки получить дефицит у близких людей, ets).
Хорошая тактика по отношению к этим состояниям: принятие себя в этих чувствах, дальнейшее исследование себя.
……………………………..
…….Ты – тот, кто, двигаясь к себе живому, подлинному, становишься все более живым и подлинным.
Замечай, что с тобой происходит, и не отвергай себя. Исследуй свои симптомы.
И, хотя тебе досталось не все, в чем ты нуждался, кто как не ты, умеет ценить подлинность.
Благодаря тебе жизни на Земле будет больше.
Автор: Вероника Хлебова
тогда не анализируй) будь оберегаема и хранима
обидчивость вроде прошла… а вот зависть какая-то присутствует, к тем, у кого были нормальные родители. у меня из двух ситуация первая была, полный пофигизм ко мне, справляйся сама со всеми проблемами(
Так вот хотелось бы)
первые два-ооо это я… к счастью хоть зависти нет
и что мне с собой делать? я вечно как маленький ребенок чего то жду...
родители нас так обожали… все для нас делали… а муж чет так не обожает… трудно было перестроиться… только только начинаю..
Слушай, а когда обида это не повод именно обижаться, а повод отомстить, причем достаточно больно? Сейчас то я уже сдерживаюсь, а раньше пакостила так, что страшно становится...
из всех мне досталась обида) другово нет слава богу но обиду не так просто отпустить когда к тебе не справедливы много лет
Про обиду
«Обидеть нельзя, можно обидеться», «обида — следствие неадекватных ожиданий», «обида — это манипуляция». Знакомые штампы? Обиде в последнее время не повезло. Сложно сказать, почему — но обиду вычеркнули из списка «легальных» человеческих переживаний и стали рассматривать как чувство вредное, деструктивное, «рэкетное», а человека обидевшегося — чуть ли не как агрессора.Особенно эту тему полюбили почему-то эзотерики: статьям с советами, как избавляться от обиды в себе и никогда больше не допускать это чувство в свой прекрасный внутренний мир, — нет числа на порталах популярной психологии с уклоном в духовные практики.
Для начала небольшой экскурс в историю. В уравнивании обиды с манипуляцией «виноваты», я полагаю, популяризаторы Э. Берна, который описал некоторое количество игр, связанных с манипуляциями чувством вины. Фраза «обидеть нельзя, можно обидеться» — принадлежит Эрнесту Холмсу, основателю движения «Наука разума», который в своей книге «Сила мысли» написал следующее: «Ранимость — это не слабость, а диагноз. Не позволять никому и ничем задеть ваши эмоции означает не позволять самому себе почувствовать обиду. Помните о том, что невозможно обидеть; можно — обидеться». Товарищ приобрел немало последователей, в том числе среди любителей НЛП, но был он не психологом, а религиозным философом весьма радикального толка. Концепция, в которой обида рассматривается как искажение восприятия, маркер неадекватных ожиданий — принадлежит отечественному ученому Ю.М. Орлову, автору теории саногенного (здорового) мышления и книги про обиду — на мой взгляд, полезной и увлекательной (почитать можно здесь). В ней автор описывает механизм обиды как реакцию на несоответствие реальности ожиданиям, но нигде не клеймит обиду как деструктивное чувство, и даже подчеркивает вред от подавления и намеренного скрывания обид, выступает за экологию общения, призывает сообщать другим о своих переживаниях.
Как же так получилось? Каким образом существующие психологические концепции были подхвачены, переиначены и вписаны в идею саморазвития через устранение якобы «негативных» чувств из внутреннего мира? Меня смущает (и обижает) эта тенденция. Я не могу считать вредными никакие чувства, возникшие в процессе эволюционного и социального развития человека. Давайте разберёмся.
Прежде всего, обида — чувство, возникающее в результате социализации. Младенец, который не может удовлетворить свою потребность — испытывает только злость. Для появления обиды внутренняя реальность должна стать более сложной: в ней должна появиться ценность отношений с другим человеком. Обида — комплексное переживание, включающее и жалость к себе, и злость на обидчика, и, что важно, удерживание этой злости противоположной тенденцией — любовью или, как минимум, идеей ценности отношений. Слишком противоречиво? Да. Мир человеческих переживаний — бывает сложным, неоднозначным, и подразумевает, что человеческая психика способна справиться с амбивалентностью: что можно испытывать к одному объекту разные чувства. Упрощение, огрубление чувств — маркер нарушения психического развития, и, наоборот, чем здоровее человек — тем более тонкие, сложные и неоднозначные переживания ему доступны. Что будет, если не удерживать злость? Человек будет если не сразу убивать, то по меньшей мере разрывать отношения при малейшем несоответствии ожидаемого реальному.
А как насчет того, чтобы сразу принимать другого как есть? Это хорошая идея, но слишком абстрактная. Чтобы принимать тебя как есть — надо для начала понять, какой ты есть. Идея, что человек может знать и принимать что-то заранее — это идея всемогущества. Живые люди мало что знают заранее, не стесняются включать естественную функцию отвращения, и, если не отравлены идеей «всепринятия» — дают себе возможность узнать другого в процессе отношений. Обида появляется из неадекватных ожиданий, но дело в том, что наши ожидания в отношении друг друга никогда не могут быть полностью адекватными, а восприятие — полностью свободным от проекций. Восприятие другого человека — неизбежно строится на проекции, которую еще предстоит проверить в общении. А если уж говорить о близких отношениях, то неизбежный этап влюбленности, который и позволяет людям удержаться рядом за счет сильного влечения друг к другу — подразумевает слияние со своими проекциями. Первая обида в отношениях — это первый шаг для перехода от блаженного слияния к узнаванию другого человека, и через это узнавание — к более зрелым отношениям.
Таким образом, обида — это возможность сделать паузу и отрегулировать межличностное взаимодействие, разобравшись в своих ожиданиях и реакциях другого. Да, реакциях другого на мою обиду — в том числе. Как быть с тем, что обида — вызывает какие-то реакции, а значит, может рассматриваться как манипуляция? Но коммуникативный аспект — есть у любой эмоции. Выражение эмоции во внешнем виде и поведении — древнейший способ коммуникации, позволяющий и животным, и людям регулировать своё общение с сородичами. В этом смысле любое эмоциональное влияние на другого человека можно рассматривать как манипуляцию. Люди в общении неизбежно наблюдают друг за другом, посылают эмоциональные сигналы, считывают ответные эмоциональные реакции — и таким образом выстраивают отношения и дистанцию в отношениях. Словами, как известно, передается менее 30% информации. По моему мнению, говорить следует не о деструктивности обиды самой по себе, а о деструктивных или конструктивных коммуникациях, которые человек выбирает, оказавшись обидчиком или обиженным. Если обиженный не говорит, на что он обиделся, не позволяет искупить вину (или обижается без поступка, для удовольствия видеть чужую вину и ощущать собственную власть над ситуацией), не дает возможности договориться — можно говорить об обиде как привычном способе разрушительной коммуникации. Если человек в обиде доступен для контакта (либо ясно заявляет о необходимости побыть одному некоторое время), явно обозначает связь своей обиды с поступком другого, и в принципе договороспособен — обвинение его в манипулятивном поведении, увы, будет манипуляцией. Поскольку отрицание права другого человека на собственные чувства — на мой взгляд, самая злостная манипуляция из всех возможных.
Некоторые люди опасаются выглядеть обиженными, поскольку считают демонстрацию обиды — демонстрацией слабости. Да, показывая обиду — мы показываем свою уязвимость. И мы действительно уязвимы во всём, что связано с нашими ожиданиями от других людей, с нашими потребностями в других. Но сильный, адаптированный к миру человек отличается не тем, что ему никто не нужен, а способностью восстанавливаться и справляться с разочарованиями. Идея силы как абсолютной неуязвимости — иллюзорная идея, делающая человека, с одной стороны, нечувствительным, а с другой — очень хрупким. Риск открыться и столкнуться с отвержением — для такого человека будет равносилен краху всей личности. Истинно сильный человек не боится как показаться слабым, так и обмануть ожидание своей слабости, если этого требует ситуация.
Ну как бы есть у меня обида, но вот этого «вам кажется, что не можете без него обойтись» я НЕ ощушаю, более того, я уже обхожусь без этих людей довольно долго. Но обида есть. И она будет всегда, когда об этих людях и поступках вспоминать.
А вот то, что нам в статьях подобных этой навязывается, что испытывать обиду — это плохо (конечно, так умные психологи не пишут но скрытый смысл в общем то такой) — Я против. Я имею право на все чувства, в том числе и на обиду. И неприщнание права такого — это по сути газлайтинг
ой это такая глупость — обижаться на родителей. и вообще на кого либо кроме себя. давно уже этой фигней не страдаю