Про садик. Советы психолога.(много)

Что такое адаптация?

Адаптация — это привыкание человека к новым обстоятельствам, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Возраст ребёнка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.

Первое посещение ребёнком дошкольного образовательного учреждения – это важное событие в его жизни. Когда ребёнок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.п. Всё это, как правило, приводит к изменению поведения ребёнка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребёнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе. Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. По характеру поведения при поступления в детский сад детей условно можно разделить на три группы:

Первая группа — большинство детей резко отрицательно и бурно выражают своё отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказываются рядом. Они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, два-три ребёнка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают, с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Третья группа – коммуникабельные, общительные малыши. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берёт в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлён к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. С удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у малыша не хватает объёма информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы. Длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша.

Советы психолога.

«Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

· Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к детскому саду он чувствует Ваши переживания.

· Обязательно придумывайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

· По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

· Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

· Разрешите ребёнку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

· В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

· В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.

· Не отучайте ребёнка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).

· Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

· На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра.

· Будьте терпимее к его капризам.

· «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

· Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

· Не скупитесь на похвалу.

· Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

· Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

«Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой».

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?

1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях, и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребёнка.

Задумайтесь над причиной истерики ребёнка:

а) ребёнку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);

б) ребёнок манипулирует вами, он привык таким образом добывать всё, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребёнком: как именно он плачет, чтопомогает ему успокоиться.

Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребёнку понять, что вы не одобряете его действия;

в) ребёнок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдёт.

2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками и очень выразительно и увлекательно начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.

3. Можно попытаться взять ребёнка на руки, прижать к себе и ждать, когда всё закончится, выражая своё сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

4. Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить своё сочувствие ребёнку:

«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе …………», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребёнок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребёнком, выясните причины его поведения.

5.Дети 3 — 5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребёнка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что – либо громко кричащему ребёнку очень трудно.

6.По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7.Когда буря грянула, не корите себя. Не обвиняйте ребёнка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тётин) характер.

Помните, что никто не знает вашего ребёнка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребёнком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях!

Cоветы родителям.

Как надо готовить ребёнка к поступлению в детский сад?

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка

Всё время объяснять ребёнку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Настраивать ребёнка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми.

Стараться отдать его в группу сада, где у ребёнка есть знакомые

ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Не отдавать ребёнка в детский сад в разгар кризиса трёх лет.

Учить ребёнка всем необходимым навыкам самообслуживания.

Роль родителей в процессе адаптации ребёнка к ДОУ.

Быть родителями — это искусство. Однако если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в этом процессе — проявить чуткость, понять переживания своего ребенка, суметь встать на его место, особенно в критические для него периоды, одним из которых, несомненно, является период привыкания ребенка к детскому учреждению.

Первое, что должны уметь родители, — быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно настроенными к детскому саду и его воспитателям. Ребенку непременно передадутся эти чувства.

Ваш — образ жизни — семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главными факторами в развитии личности ребенка. Дети воспринимают нормы поведения в обществе, усваивая таковые в семье, на ее примере они учатся взаимодействию с людьми. Плохое поведение ребенка чаще всего свидетельствует о том, что он не чувствует себя защищенным.

Особенно чувствительны к семейным проблемам мальчики. Разлады в семье, а тем более развод родителей скверно сказываются на благополучии детей. Дети становятся тревожными, тревога проявляется в виде агрессии и дурного поведения, вследствие чего и адаптация ребенка к детскому саду проходит с большим трудом.

Поддерживайте в доме атмосферу, лишенную напряжения, выясняйте отношения с супругом в отсутствии детей.

Дайте ребенку понять, что он занимает в семье очень важное место, что он любим, что его интересы -это ваши интересы.

Не бойтесь признаться в своей не правоте, если вы действительно были неправы: сорвались, незаслуженно поругали малыша.

Каждому из родителей, противоречащих мнению другого родителя; это сбивает ребенка с толку и порождает тревогу. Поэтому добивайтесь согласованности своих действий.

Ясно выражайте ребенку свои требования, мягко и доступно объясните, чего вы хотите от него. Например, недостаточно сказать « веди себя хорошо», если вы хотите тишины, а ребенок расшалился. Попросите его не шуметь (спокойно и доброжелательно, без раздражения).

Проявляйте свои мысли и чувства без агрессивности, внимательно слушайте ребенка.

Не забывайте оставлять времени для себя: почитайте, отдохните. Ваше спокойствие нужно, прежде всего вашему малышу.

Знайте, что трудности и переживания, подобные ваши, испытывают все родители, отдающие детей в детские учреждения.

И еще один совет, который поможет и вам и вашему ребенку пережить не простой период привыкания к новым условиям жизни: найдите спокойное уединенное место и 5 минут свободного времени. Вдохните носом воздух, выдохните ртом. Закройте глаза. Дыхание спокойное. Представьте своего ребенка, его личико, его одежду, вообразите его играющим в группе. Мысленно передайте ему свою любовь, силу, исходящую от вас… Откройте глаза, улыбнитесь.

Способы уменьшить стресс у ребёнка.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катюшка

не надо делать из сада что-то такое «эдакое», не надо менять режим, привычки, не надо «больше баловать», когда пошли в садик. Ребенок должен понимать, что садик — это не что-то разовое, а садик — это такая же ежедневная работа, как встать — умыться — заправить кровать — одеться, убирать игрушки, делать какие-то упражнения, гулять. Рассказывать «до» сада о саде — бесполезно, ребенок в этом возрасте еще не готов реально воспринять информацию, пока не попробует ее сам и не прочувствует. И спокойствие — спокойствие — спокойствие.

Пожаловаться
Coca-cola Coca-cola

Да, дельные советы.

Пожаловаться
Татьяна
Очень полезная статья)