Что представляет собой пальчиковая гимнастика? Если говорить просто, это пассивные или активные движения пальцами рук. Целенаправленные упражнения улучшают работоспособность коры головного мозга и приводят в активность речевые центры.
Пассивная пальчиковая гимнастика применяется в работе с младенцами, а также с более взрослыми детьми в случаях, когда у них наблюдается скудность моторики (плохо развита способность совершать манипуляции пальцами рук). В процессе таких занятий взрослый и ребенок выполняют движения вместе или их делает педагог, держа руки ребенка в своих руках. Активная пальчиковая гимнастика рассчитана на самостоятельное выполнение упражнений ребенком (возможно, повторяя за кем-то из взрослых). В наше время задержка речевого развития у дошкольников, а вернее, задержка „говорения” встречается все чаще. Нередко можно услышать от молодых родителей, что их сынок начал говорить в 3 года или дочка произносит не слова, а только первые слоги. Именно поэтому актуальность зарядки для пальчиков сегодня только возрастает.
Что выбрать?
1.Массаж
Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.
Упражнения пальчикового массажа:
Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.
Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.
Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.
Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.
Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.
2.Упражнения с предметами
Сборка/разборка пирамидки.
Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.
Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).
Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.
Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.
Проталкивание монеток разного размера в копилку.
Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.
Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица). А можно под присмотром давать открывать и тюбики с зубной пастой — такие крышечки открывать-закрывать гораздо труднее.
Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.
Завязывание бантов, шнуровка обуви.
Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.
Рисование пальчиками, мелками.
Лепка из пластилина, теста, глины.
Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.
3. Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок
Вот кулак. (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени.)
А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)
На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)
И крадется потихоньку (3 раза). (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)
Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему под мышку.)
В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)
Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)
В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)
Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в замок.)
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)
Была тишина — тссс, тишина — тссс, тишина — тссс. (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите „тссс”.)
Вдруг силою ветра сменилась она — шшш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „шшш”.)
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности),
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)
Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)
И для лисичек (сожмите второй кулачок).
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)
Хвостиком пошевелил (заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой),
Ушки вверх поднял (обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки).
4. Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста
Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но и обучающий характер.
Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Если решите заниматься именно так, начните с того, что обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п. Встаньте у освещенной стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук, и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы. Обратите внимание чада, как от малейшего движения одного из пальцев меняется тень.
Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление, наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке или мультфильму.
Подводные камни
Некоторые взрослые удивляются: почему такие простые (на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений? Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простейшая игра с произношением стишков выполняются с ошибками практически всеми ребятишками. А удивляться не стоит! Дело в том, что для малыша любая новая деятельность — это настоящее исследование. Это нормально: если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем — значит, в данный момент он изучает ситуацию, наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением. Если кроха увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать и смотреть, но и повторять за вами сами игровые упражнения.
Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2–3 года дошколята уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.
Педагогические подсказки
для мамочек
1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.
2. Темп при показе упражнений должен быть медленным (особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок. Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.
3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.
4. Любое из предложенных выше стихотворений и речовок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.
Удачных вам занятий! Правила проведения занятий!
Правила проведения занятий:
1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковой.
2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если делать упражнения регулярно (желательно ежедневно).
3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Комментарии
Актуальные посты
В закладку) спасибо
После года.
Я только эти сама и знаю потешки. Других не знаю
После года начал активнее и чётче, но по настроению) не всегда повторят )
Мой никогда не любил ПГ, даже сейчас, те что задают на занятиях, дома не повторяет((( Ему больше физкультмтнутки нравятся, где нужно прыгать, наклоняться, махать руками и пр.
У нас так же, ни в какую не хочет. Ему не интересно… Уже как не пыталась, бесполезно. Ему более подвижные игры нравятся, побегать, попрыгать, покружится.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М.Кальцова)
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке-Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская народная)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
(?)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
(?)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну, а этот лишь глядел!
(Русская народная)
Хотела поделиться опытом «раннего развития детей до года».
Намучившись со старшим ребенком (ежедневные логопедические занятия, лепка, пальчиковая гимнастика после пяти лет), который до сих пор, уже учась в первом классе, говорит не четко, не верно, держит не правильно ручку, отчего правописание страдает, я твердо решила со вторым ребенком такого не повториться.
Пальчиковыми играми я начала заниматься с лялькой сразу после выписки из роддома. Всего 5 минут в день, даже когда у малышки кулачки были крепко сжаты, я разминала ее крошечные пальчики с потешками и прибаутками.Давалась она до 7-ми месяцев.Потом отказалась.Но чудо! Ребенок начал сам кушать с 8 месяцев, развязывать простые узлы в 1 год и 2 месяца, а теперь в 1,5 она начала правильно держать ручку и рисовать. Правда левой рукой. 5 минут в день — это совсем немного (по сравнению с временем, которое я затратила на обучение старшего сына в уже «старшем возрасте»), однако это стоит того. Мамочки, занимайтесь со своими
лялечками пальчиковыми играми!Напишите пожалуйста пару потешек, по которым вы занимаетесь
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Этот пальчик я
Вот моя семья!
Купите книгу Крупенчук пальчиковые игры. Там много интересных и простых потешек.мы по ней занимались.

Ну и так — мой «звёздный» сыниш)))а мы во сне в ладушки играем)))
Зато сыниш уже лунатит — то папу зовёт, то няи-ням просит, или би-би просит)))
да, моя тоже во сне иногда говорит, недавно ля-ля пела ))
Какие махонькие пальчики
ой, тебе там нескучно короче))

клевая! пижама супер=)
Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять! (М.Кальцова)
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! (М.Кальцова)
Ивану-большаку — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке-Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! (Русская народная)
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому И заиньке усатому. …
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять. …
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик — гриб нашел, Этот пальчик — чистит стол, Этот — резал, Этот — ел. Ну, а этот лишь глядел!
12345 вышли пальчики гулять гулялигуляли 12345пальчики спряталисьопять))
спасибо,
в закладки
пожалуйста))))) рада что понравилось
указательный второй
третий пальчик средний
четвертый безымянный
а пятый мизинчик маленький румяный
спасибо))
в закладки)
отлично, попробовали-понравилось)
сколько вам?
1,11 20 октября будет 2)
мой пока отказался, но он был занят важным делом — доводил старшего, чтобы тот за ним побегал)
мой обажает паличиковые упражнения)
моего не поймать для них)
Вот закончили занятия, ходит страдает, садится ко мне и просит пальчики пощипать)
а самое любимое, но не в тему)ложится ко мне на колени пузом, стягиаает штаны и говорит: мама попа!, значит надо попу гладить
))) ааа, мой терпеть не может лишних поглаживаний. А чужих вообще к себе не подпускает.
А еще, ну полезно тебе будет, если сама еще не придумала, там всякие коврики нам стелят, чтоб ножкаи ходить, колючки(обычные такие придверные коврики), дорожки набитые, песком, крупой, канат пришитый сверху, пуговки, камушки еще внутри и для контраста лавочки
у меня есть массажная дорожка
моя только половину делает а потом бежит)))
мой 1 делает и все
))) непоседы))
мес с 8 сороку ладушки
потом посложнее. в год показывала любимые. в 1.4 все подряд с 1-2 раза и сама показывает уже только озвучиваю ей
С рождения почти, с 1 месяца точно. Сороку ворону и массажи и мес до 7 где-то.
Играем в ''чи-чи-чи, сорока'')) в ладушки не получаетя(( кулачками приходится играть((((
Чи-чи-чи, сорока, где была? Далёка! (при этом пальчиком своим водишь по кругу на ладошке у ребенка). Кашку варила, деток кормила...
Разгинаешь каждый пальчик и говоришь: Этому дала (4 раза), а на пятый — а этому не дала.
Загинаешь пальчики: Он воду не носил, дрова не рубил, печку не топил, кашку не варил...
Спасибо)))
Я всякие считалочки смешные рассказывала и «играла» с пальчиками. Сороку-белобоку тоже)) И ладушки обязательно)
Да как-то особо и не зацикливалась… Играем в обычные сорока, ладушки.Она сама любит свои пальчики и разглядывать, и щупать… А особенно любим играть в каравай… Ну и любим перебирать мелочь всякую… Вроде бы все… Ну что вспомнила сходу)))
В лего с братиком под присмотром папы/мамы играем, мелкие игрушки от киндера, бусы/шарики.А крупу как-то не думала играться давать.