//
1. Прежде всего — давать своему ребенку свободу! Не заставлять ходить по струнке и выполнять все наши приказания. Подумайте: ведь ребенок — это такой же человек, как и Вы сами. Не хуже и не глупее Вас, а в чем-то, скорее всего, даже умнее. Просто у Вас больше жизненного опыта, вот и все различие. Но это же его жизнь, поэтому позвольте ему приобретать СВОЙ опыт, совершать СВОИ ошибки, набивать СВОИ синяки и шишки (в прямом и в переносном смысле). Это ЕГО жизнь! Поэтому просто не мешайте ему жить, и не пытайтесь жить за него.
2. Принимайте свое чадо таким, каким он (или она) есть. Помните об этом все время! Не сравнивайте с другими детьми, особенно не в его пользу и не вслух. Сравнивайте только с ним самим: насколько он изменился, стал опытнее, успешнее, чем раньше. И что касается учёбы, помните, что это не самое главное в жизни. Если ему не дается какой-то предмет или учёба в целом, не переживайте. Он проявит себя в чем-то другом. Куда важнее здоровье, как физическое, так и психическое. Если ребёнку не дается урок, пусть он погуляет часик на свежем воздухе, развеется.
Еще одна идея, подслушанная мною — так называемая «неделя отпуска». Ребенок иногда хочет полениться, не идти в школу (вспомните себя!). Для поддержания более близких отношений полезно сделать вот что. В начале учебного года объясните ребенку, что у него есть неделя отпуска. В течение всего года он имеет право семь раз прогулять школу, так сказать, «законно». Полениться, поваляться подольше в постели, поспать, отдохнуть. Но лишь неделю! Заведите с ребенком специальный календарь, и вместе вычеркивайте из него эти дни. Такой метод позволяет избежать обмана, на который нередко идут дети.
3. Не делайте из детей смысла своей жизни и не ждите от них аналогичного. Дети вырастут, и очень скоро; будут создавать свои семьи, отдаляться от Вас все больше. И что тогда? Нужно суметь вовремя отойти в сторону и не мешать. У ребенка свой смысл жизни: дайте ему найти его. В Ваших силах лишь помочь ему в этом поиске, помогая советом и подставляя плечо, когда это необходимо.
4. В жизни ребенка, как и любого человека, чередуются взлеты и падения. Хвалить детей, как и ругать, тоже нужно уметь. Вот что нам советует автор книги. Хвалить ребенка нужно за те действия и поступки, которые он совершил, приложив усилия. Иногда, по ситуации, можно хвалить и авансом. Начинать любое обучение малыша следует с ободряющей похвалы, давая ему действовать самому, пусть сразу и не получается. Ругать же нужно только в позитивном ключе, в беседе, а не орать и не обзывать ни в коем случае (дальше расскажу почему). Не ругать также перед сном и после сна, во время еды.
6. Существует такая вещь, как косвенное одобрение. Если отношения с ребенком далеко не близкие и не дружеские, либо если у ребенка заниженная самооценка и ничего не получается, можно применить такой способ. В разговоре с кем-то (с другим родителем, с другом или подругой, с бабушкой, по телефону) вскользь упомянуть о том, что у ребенка что-то НАЧАЛО ПОЛУЧАТЬСЯ, что он делает что-то УЖЕ ЛУЧШЕ. Словом, похвалить. Сделать это нужно так, чтобы ребенок это случайно услышал, а Вы «не заметили» этого. «Раз говорят кому-то другому — значит, это правда!» — думает ребенок и начинает действительно стараться. Однако этот способ нельзя применять слишком часто или очевидно — есть опасность породить еще большее недоверие, если он заподозрит подвох.
7. Если что-либо не получается, не повторять ребенку свои требования по сто пятьдесят раз. Приведу свой пример. Не получалось у нас ходить на горшок (вернее, Соня уже начала проситься в 1 год и 3 месяца, а затем перестала). Я, чтобы не проворонить очередную «аварию», стала постоянно у нее спрашивать «На горшочек хочешь?», «Пойдем, пописаем?». Спрашивала дома и на улице, в магазине и на детской площадке, буквально через каждые полчаса. И этим добилась того, что она каждый раз стала отвечать «нет». Прочитав Леви, я поняла свою ошибку и перестала это делать. Просто поставила горшок на видное место, чтобы она сама имела возможность им воспользоваться, когда захочет. Или, когда это действительно необходимо (после сна, перед прогулкой), я просто молча сажаю ее на горшок. Сейчас эксперимент в действии. Надеюсь, поможет. Я просто поставила себя на место ребенка: слушать, как мама твердит одно и то же по 30 раз в день, должно быть, ей просто надоело! В общем, мой совет: не получается — не идите напролом, пробуйте окольными путями.
8. Теперь по поводу наказаний. Наказывать детей, конечно, надо. Цель любого наказания — чтобы ребенок понял, что совершил ошибку, и больше ее не повторял. Наказывать не за то, что ребенок плохой (это не так!), а за то, что он совершил плохой поступок. Не наказывать за счет любви (надо объяснить малышу, что Вы его все равно любите, несмотря на наказание). В качестве наказания НЕ отнимать подарков, не унижать, не заставлять трудиться (мыть посуду, протирать пыль, делать уроки). Это может внушить отвращение к труду на подсознательном уровне. А вот, скажем, пролезть пять раз под столом, постоять полчаса в углу или сходить в булочную будет вдвойне полезно. Кстати, отличное наказание — вынужденное безделье. И последнее правило: наказан — значит, прощен. Не нужно вспоминать о прошлом; давайте возможность начать с чистого листа.
9. Уважать тайну ребенка. Вы не должны знать о нем ВСЕ, так же как и он о вас. Оставляйте ему личное пространство. Цель — воспитывать так, чтобы ребенок сам шел к Вам со своими проблемами, а не Вы лезли к нему с расспросами.
«Ты появился, потому что мама с папой любят друг друга и очень-очень сильно захотели ребеночка». Позже, когда ребёнок подрастёт и сам попросить подробностей, скажите так: «Мама с папой очень сильно обнимались, папина клеточка перебежала к маминой, они соединились и появился ты. Потом ты рос в животике у мамы, а когда вырос большой, то выпрыгнул и стал жить с нами».
В этих детских вопросах нет ничего стыдного, это нормальное здоровое детское любопытство, естественное в их возрасте. И отвечать на их вопросы следует так же: спокойно, обдуманно, не давая поводов считать эти вопросы чем-то стыдным, не увиливать.