Еще бы!
Вы преодолели самый сложный первый год с момента прихода нового члена в семью, вы многое пережили, преодолели различные трудности, испытали море радости Этот материнский и отцовский опыт – просто бесценен!
За этот год у вашего малыша было столько успехов, что просто диву даешься, какими темпами он осваивает окружающий мир!
Давайте посмотрим, что может двенадцатимесячный ребенок или годовалый малыш:
-ходить по периметру кровати или манежа, периодически держась за бортики
-ходить с вами, держась за ручку
-присесть, встать и переступать без опоры пару-тройку метров, во время ходьбы может остановиться, повернуться и нагнуться за игрушкой
-брать мелкий предмет «пинцетным способом», т.е. захватив его кончиками большого и указательного пальцев
-бросать мяч двумя руками, вынимать и складывать игрушки в коробку
-с удовольствием рассматривает фотографии, картинки с более мелкими деталями, наблюдает за действиями взрослого
-обожает движущиеся предметы и игрушки, тянется к животным потрогать
-понимает и выполняет простые просьбы взрослого, прекращает действие в ответ на «нельзя», правильно реагирует на поощрение, порицание, кивает головой или мотает в ответ.
-делает попытки одеть и снять одежду, помогает, подставляя руки-ноги, сам берет и пьет из чашки, сам ест ложкой.
-начинает садиться на горшок, но возможны «промахи» и это нормально
-в совместных играх наблюдает за другими детьми, может копировать их действия, протянуть игрушку и отобрать.
-в общении с взрослым может смеяться в ответ на шутку, кричать от радости или сердиться.
-возможны вспышки агрессивности, которые нужно мягко купировать, отвлекая.
с 1 года по 1,5 ребенок очень чувствителен к отсутствию или даже к кратковременному уходу матери. Протестует. Часто прижимается к ней, просится на ручки – и это нормально. Чем больше восполняется потребность в телесном контакте, мамином присутствии – тем быстрее и легче пройдет этот острый период и тем уверенее он будет себя чувствовать в дальнейшем.
А теперь перейдем к нашим физическим упражнениям:
Тренируем ручки
Малыш на столе сидит лицом к вам. Возьмитесь за его ручки и проделайте сгибание-разгибание, отведение-приведение, размах, круговые движения и т.п. Или аналогично проделать это в стоячем положении.
А вечером перед сном можно поиграть в театр теней Ставим неяркую лампу и на стенке показываем ребенку зайчика, кольцо, козу и т.п, на что фантазии хватит. Можно проделать на своих руках, а потом то же сделать ручками малыша.
Тренируем ножки
Ложитесь вместе с малышом на коврик параллельно друг другу. предложите ему «сделать как мама»: поднять одну ножку, другую, обе сразу, сделать «ножницы», «велосипед», потопать лежа и т.д. Пусть малыш копирует ваши действия. Если не получается – весело помогаем и подбадриваем
Шагаем по «лестнице»!
Разложите на полу в виде лесенки несколько ленточек. Предложите малышу шагать по ним. В это время вы держите его за обе ручки, но ваша задача – просто поддержать, доверяя ему сохранять равновесие и не падать.
Шагаем по «реке»!
Аналогично предыдущему упражнению, только нужно ходить по дорожке (ленточки по бокам). Дорожка – это речка. Еще лучше будет, если вы возьмете старый кусок рулона, достаточно длинный и нарисуете вдоль синюю полоску – речку.
Висящие кольца
Если у вас дома есть спортивный уголок с кольцами – очень хорошо! Отрегулируйте высоту так, чтобы ребенок с вытянутыми руками едва доставал до них. Приподнимите малыша за подмышки и попросите его ухватиться за кольца и держаться. Потихоньку отпускайте кроху, но будьте начеку, чтобы подхватить его. Пусть малыш почувствует свой вес. Когда повисит несколько секунд, обнимите его и спустите вниз. Обязательно похвалите: «Какие у тебя ручки крепкие! Молодец!»
Приседаем и встаем!
Если малыш устойчив на ногах, предложите ему приседания. Станьте напротив ребенка, возьмитесь за его ручки и командуя себе, присядьте и встатьте так пару раз. Затем скажите: «Сядь, как мама. Отлично! – Встань, как мама. Молодец!»
Так проделайте приседания несколько раз.
Все вышеописанные упражнения базируются на предыдущих и развивают мышцы верхних и нижних конечностй, а также мышцы туловища. Во взаимодействии с мамой ребенок учится действовать по аналогии, копируя поведение (упражнения), развивает чувство равновесия. Кроме этого укрепляется социальная и эмоциональная связь с близкими и окружающими.
И напоследок. Выполняя то или иное упражнение, не забывайте о хорошем настроении, веселых и ритмических стишках и песенках. Если ребенок не настроен на зарядку – не настаивайте, выждите время и предложите снова.
И у вас будет расти сильный, крепкий, здоровый и довольный малыш!