Образование должно бы стать подготовкой к жизни. Но наша культура не слишком в этом преуспела: наши образование, политика и экономика ведут к войнам. Наши лекарства не в силах справиться с болезнями. Наша религия не может победить ростовщичество и грабёж. Наш хвалёный гуманизм до сих пор позволяет общественному мнению одобрительно относиться к варварскому спорту — охоте. Достижения нашего века сводятся к техническому прогрессу: к изобретению радио и телевидения, электроники, реактивных самолётов. Нам грозят новые мировые войны, поскольку мировое общественное сознание остаётся примитивным.
Почему люди ненавидят и убивают друг друга на войне, а животные — нет? Почему люди всё чаще болеют раком? Почему так много самоубийств? А сексуальных маньяков? Откуда такой человеконенавистнический антисемитизм? А клевета и злословие за спиной? Почему продолжают существовать религии, давно уже утратившие веру в любовь, надежду и милосердие? Почему? Тысячи разных «почему?» вызывает пресловутое превосходство нашей цивилизации!
Что существенно важного могут дать дискуссии о французской или древней истории, если сами эти предметы не имеют никакого значения в сравнении с гораздо более важным для жизни вопросом — личного счастья человека?
Сколько в нашем образовании настоящего дела, созидания, подлинного самовыражения? Даже система Монтессори, широко известная как система обучающей игры, есть искусственный способ заставить ребёнка учиться через действие. Ничего творческого в ней нет.
Почти в каждом доме всегда найдётся, по крайней мере, один великовозрастный недоросль, который кинется показывать ребёнку, как работает его новая машинка. Всегда есть кто-нибудь, готовый поднять малыша на стул, когда тот хочет рассмотреть что-то на стене. Всякий раз, показывая ребёнку, как работает его новая машинка, мы крадём у него радости жизни: открытия, преодоления трудностей.
Когда я читаю лекции студентам, я всякий раз поражаюсь инфантильности, незрелости этих парней и девушек, набитых бесполезным знанием. Они немало знают, они блистательно рассуждают, они могут процитировать классиков, но в своих взглядах на жизнь многие из них просто младенцы…
Считается само собой разумеющимся, что каждый ребёнок должен изучать математику, историю, немного естественных наук, чуть-чуть искусства и, уж конечно, литературу. Но пора понять, что обычный ребёнок толком не интересуется ни одним из этих предметов. Подтверждение этому я нахожу в каждом новом ученике. Я вовсе не пытаюсь умалить значение учёбы. Однако она по важности должна идти после игры. Творческие люди изучают то, что хотят знать, чтобы обрести то, чего требует их талант. Нам никогда не узнать, сколько творчества убивается в школьных классах из-за того, что школа придаёт такое значение учёбе.
Представление, что, если ребёнок не учится непременно чему-нибудь, значит, он теряет время попусту, — какое-то проклятие, ослепляющее тысячи учителей. Во всех странах строятся тщательно продуманные школы для образования молодёжи. Но образованный невротик ничем не отличается от необразованного. Все эти прекрасные школы не делают ничего, чтобы помочь детям пережить эмоциональный урон и преодолеть социальные пороки, развившиеся в них в результате давления со стороны родителей и школьных учителей, всей нашей принудительной по своему характеру цивилизации.
Страх родителей перед будущим часто заставляет их действовать в ущерб здоровью своих детей. Он проявляется в желании родителя, чтобы ребёнок научился большему, чем он сам. Такой родитель не в состоянии ждать, чтобы его ребёнок научился читать, когда сам того захочет, он нервничает и боится, что ребёнок вообще ничего не добьётся в жизни, если его не подталкивать. Такому родителю не хватает терпения, чтобы позволить ребёнку двигаться со своей собственной скоростью.
С другой стороны, даже в Саммерхилле отдельные дети ругают себя за то, что не научились всему, чему могли бы. Но иначе и не может быть в мире, где экзамены служат пропуском в некоторые профессии. И уж, конечно, всегда рядом найдётся какая-нибудь тётя, которая воскликнет: «Тебе уже 11, а ты читать как следует не умеешь!» И ребёнок ясно ощущает, что весь окружающий мир против игры и за работу.
Родители не спешат понять, насколько неважна учебная сторона школы. Дети, как и взрослые, научаются только тому, чему хотят научиться. Все награды, оценки и экзамены лишь отвлекают от подлинного развития личности. Всё, что действительно нужно каждому ребёнку, — это чтение, письмо и арифметика; остальное надо предоставить инструментам и глине, спорту и театру, краскам и свободе. Большая часть школьной учёбы — простая растрата времени, сил, терпения. Она отбирает у детства право играть...
«Школа Саммерхилл. Воспитание свободой». А. Нилл.
Так что всё-таки важнее для счастья ребёнка — заставлять зубрить уроки или позволить ему двигаться со своей собственной скоростью,
раскрывая свой творческий потенциал и имея возможность для самовыражения?
Я думаю преступниками люди становятся не от того, что не посещали школу))) Представь, если бы их родители насильно тащили в школу и заставляли учиться против воли — думаешь они бы не стали преступниками? Я думаю, человека, в котором изначально по каким-то причинам заложена агрессия, насилие никогда не исправит, о чём кстати свидетельствует последтсвия пребывания человека в исправительной колонии — преступники, как правило, возвращаются в тюрьму… насилие никогда ни к чему хорошему не приводит
Да, да, абсолютно согласна, что всё индивидуально, в том-то и дело: кто-то сразу готов учиться и ему это даже нравится, заставлять не надо (я, например, такой была), а кто-то не готов ещё и давить — только хуже (мой старший брат), у каждого своя природа и свой темп обучения
Я не верю в успешных грузчиков, отсутствие высшего или среднего образования закывает почти все двери, поэтому образование по-саммерхильски — не для нашей страны, поэтому учиться и хорошо учиться буду заставлять, хоть наша система образования меня не вдохновляет совершенно.
Я про заставлять в понимании саммерхилла, я терпеть не могла многие предметы, но сочетание разных «надо» заставляло меня ими заниматься, что дало возможность получить аттестат и поступить в вуз, обучение в котором мне нравилось, по ому что дурацких предметов типа музыки, рисования, трудов там не было, если бы я занималась тем, чем хотела бы, высшее образование стало бы мне не доступно.
Да уж… получается, чтобы выучиться желаемой профессии, нужно потратить 11 лет своей жизни на зубрёжку неинтересной и бесполезной информации, в этом «прелесть» нашего образования(( Кстати, автор в книге рассказывает об интересном явлении, достаточно часто встречающемся: дети, которые с виду «валяли дурака», пока другие усердно «учились», к возрасту примерно 11-12 лет открывали в себе вполне естесственную тягу к обучению, в результате они за 2-3 года с успехом изучали все предметы, необходимые для поступления в ВУЗ. И об этом же явлении говорят и наши, русские исследователи и психологи. Кто знает, может и Вам бы так удалось))) Но конечно я ни в коем случае не призываю отказаться от школы, просто, может, как-то снисходительно относиться к оценкам и т.п. детей в младших-средних классах, не гонять их зря и не заставлять, всё равно от насилия подлинного счастья не будет никому
мы однозначно за второй вариант. Конечно до школы ещё не скоро, но пока я не планирую туда отдавать ребёнка)