Здравствуйте, девушки! Поделитесь опытом, как вы общаетесь со своим малышом (в возрасте 11-12 мес и старше)?
Хочу уточнить, что я не ставлю своей целью во что бы то ни стало научить дочку говорить как можно раньше, всему своё время — это понятно)) но просто хочется «правильно» разговаривать с ней, в любом случае же, это только на пользу!)
Нашла в интернете несколько, на мой взгляд, хороших советов, может, кому-то тоже пригодится…
1. Повторяйте за ребёнком хором, например: «да-да-да», а потом вдруг увлечённо затейте новую «песню» — «до-до-до». Ребёнок начал за Вами повторять? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные.
2. Комментируйте всё, что делаете, желательно с причинно-следственными связями: «Сейчас я приготовлю кашу, которую ты потом будешь кушать». Повторяйте каждое своё действие. Даже если вы умываете ребёнка 10 раз в день, то ровно столько же раз спокойно и неторопливо сообщайте ему: «Мы умываемся — щёчки, носик, глазки, ротик, ручки, ножки». Предупреждайте, что «Сейчас придёт папа (бабушка или гости)».
3. Говорите внятно, медленно и просто.
4. Показывайте и называйте все предметы в доме, конкретно каждый предмет и обобщённые названия (мебель, посуда, одежда, фигуры). Называйте их качество и цвет: «мяч круглый», «игрушка зелёная».
5. Если ребёнок пытается Вам что-то рассказать, не игнорируйте, старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Переспрашивайте и всегда ждите ответной реакции. Воспринимайте «ответ» заинтересовано, приговаривая: «Правда?», «Неужели?», «Как интересно!», «Как? Покажи-ка!»
6. Задавайте разные вопросы: «Где?» (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где он взял), «Куда?» (куда положить, куда пойдём), «Что это?», «Кто это?»
7. Когда ребёнок что-то просит, вместо простого согласия с ним уточните, например: «Ты хочешь гулять?». Пауза для ответа. «Куда ты хочешь пойти?». Снова пауза. «Ты хочешь пойти в парк?».Как только покажет пальчиком в окно или на дверь, попросите: «Скажи, «хочу гулять». Если тянет к вам руки, прокомментируйте: «Скажи, «возьми на руки». Если протягивает руку или тычет пальчиком на какую-то вещь, то отдавая её, говорите: «Скажи «дай». Постепенно усложняйте: «Скажи, «Мама, дай грушу», «Пожалуйста», «Спасибо».
8. Смотрите и читайте книжки с картинками. Если не может выслушать до конца, читайте 1-2 строчки и сразу переворачивайте. Просите показать знакомые картинки или назвать, что там нарисовано. Если молчит, не настаивайте, назовите сами. Когда станет узнавать картинки — более подробно рассказывайте о том, что делает персонаж: «заяц бежит», «мальчик ест», «улыбается», «плачет», «удивляется».
9. Произносите подражание звукам животных: «Корова мычит — му-му», «Собака лает — ав-ав», «Лягушка квакает — ква-ква», «Кошка мяукает – мяу-мяу», «Петушок кричит – Ку-ка-ре-ку».
10. Выступайте переводчиком, когда малыш начнёт использовать звукоподражающие слова, например, «Да, это ддррр – машина».
11. Знакомьте с понятиями: «такой», «такой же», «не такой», «одинаковые», «разные».
12. Учите ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое: «вверх», «вниз», «право», «лево», «середина», «внутри», «снаружи», «около», «далеко», близко», «высоко», «низко», «ближе», «дальше».
13. Просите ребёнка выполнить такие просьбы, как «дай», «принеси», «отнеси», «положи», «покажи», «пойди», «отойди», «подойди», «найди», «садись», «ложись», «ешь», «пей», «закрой», «открой».
14. Говорите малышу «скажи «мама», если он не понял — поворачиваетесь к папе или к бабушке и произносите ту же фразу, они повторяют «мама», а вы затем снова обращаетесь к ребёнку с той же просьбой. Если он всё же не понял, начните заново через некоторое время или на другой день.
15. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие чёток.
16. Пойте песни и читайте стихи. Делайте вид, что забыли окончание – и вы его услышите. Применяйте хитрый приём – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребёнок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «Добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идёт, стоит, поёт)»
нам невролог посоветовал массаж пальчиков 3 раза в день. но мне кажется, что молчит в 2.6 — то еще не критично, все дети разные и если остальное в порядке, то заговорит,куда денется.
Я так понимаю, таким образом набирал себе пассивный словарный запас. Разговаривала с ним как со взрослым, никаких утипути, бибики и другие коверкания слов. Всё называла своими именами. От случая к случаю (так получалось) рассказывали как что устроено/работает, если интерес проявлял, из серии почему гром гремит и молния сверкает, как заводиться машина ))).
Нам ещё дарили карточки с картинками, на обороте там какие-то задания были, мы их не выполняли. Только картинки изучали )) я потом эти карточки кругом выкладывала, сына в центр ставила и он мне уже показывал, что я просила ) Книжки с песенками-потешками читали, песенки разные пели. Сама любила с детства песенки из мультиков и ему пела и пою)))
В итоге пробовать говорить начал в 1г8м. К 2 годам уже болтал и песенки пел. Сейчас 3 уже.
Все так и делаю с самого рождения! Но нам 2.2 и НИ ОДНОГО словечка не говорит!!! Даже «мама» не говорит. Ничегошеньки.....
Нам 1,10 тоже самое. Ни одного слова. Что вам врачи говорят?
я читала, что затруднения в речи могут быть из-за особенности строения челюсти и артикуляционного аппарата… такое тоже бывает, дети начинают просто немного позже говорить, после того, как у них окрепнут мышцы речевого аппарата как следует. Ну как вариант — раз по неврологии всё в порядке
да, бывает такое, согласна с вами, я тоже с самого рождения все делаю, нам два с половиной, сейчас только начал немного повторять, но страшно коверкает слова или вообще свои придумывает, никто кроме нас с мужем его не понимает, хотя пассивный словарь у него огромный. Невролог говорит, может быть тонус в мышцах языка....
все примерно так и делаю — чуть ли не с рождения все проговаривала с ней, потом повторяла за ней звуки ее, все время песни пели ей — вся родня)) после года усиленно стали книжки читать — вот это реально детишек развивает. И еще я стараюсь песни петь и читать медленно, мне кажется, дочка так лучше запоминает
все тоже самое делаю, нам 1,10, пока кроме мама и папа ничего
мне кажется это от самого ребенка зависит… У меня у знакомой ребенку в мае будет три, разговаривать начал совсем недавно и то очень и очень плохо, в основном на своем калякает… мой вот пытается говорить,«гааа»-это у нас глазки,«ссссьь»-киса, когда спрашиваешь как киса разговаривает интонацией передает «мяяяяу», отдай и дай говорит иногда когда чистишь мандарин… но это еще далеко не факт что всегда это происходит осознанно и не факт что он начнет рано нормально говорить…
Да, от ребенка очень много зависит. Я своим детям как не пыталась сказки, стишки читать, не надо и все тут. В 2 года ходили к логопеду, дал рекомендации. Что то вообще не реально было просто выполнить, так же как с книжками, что то выполняли. В итоге один начал потихоньку говорить, а второй слов наверно 20 от силы говорит и те как то тихо, еле- еле. Нам уже скоро 3 года. Отвела к неврологу. Невролог сказала, что не говорит, потому что центр речевой не развит. Прописала уколы, лекарства. Вообще сказала, что поздновато пришли. Вот не знаю, только начали колоть. А Вы к неврологу не ходили?
много общаться, много петь, учить стихи (рассказывать, но не договаривать последнее слово в строчке, когда начнет заканчивать строчку, не договаривать 2 слова и т.д.), исключить мультики, исключить все ужасные «детские» слова типа бибики
все приемы использую, но до сих пор у сына нет ни единого осознанного слова((
+1, все это делаю с рождения
уже 3 года 4 месяца)