История зеркала очень туманна. XVI век. Франция. При дворе Франциска I безраздельно царит самая красивая женщина эпохи Возрождения Диана де Пуатье. Ее красота ослепляла практически всех мужчин, хоть однажды увидевших ее. Под эти чары попал и Бенвенуто Челлини — скульптор, художник, ювелир, алхимик, маг, мист. Диана покорила Бенвенуто и помогла ему: однажды чем-то не угодил герцогине д’Этамп, и та подослала к нему убийц. Диана помогла Челлини тайком уехать из Франции. Судьба великого скульптора нас мало интересует в этом рассказе, а потому только кратко отмечу, что его жизнь вне Франции сложилась, не очень-то весело: он был обвинен в ереси, заточен, бежал. Очутившись на свободе, Челлини решил не испытывать судьбу: ведь папа мог в любой момент опять вернуть его в темницу. Потому снова отправился во Францию. Короля Франциска уже не было, страной правил его сын Генрих II, а Диана…Диана по-прежнему царила при дворе, теперь уже сына. Говорят, именно там, кроме прочих замечательных работ, он сделал зеркало, но зеркало непростое. Бенвенуто создал его в подарок Диане де Пуатье за то, что та предупредила его об опасности.
Бенвенуто догадался, красота стала увядать, и первой поняла это сама Диана. Тогда, знаменитый ювелир, алхимик и маг, решил помочь красавице. Он вошел в залу, подобрал самый большой осколок зеркала и удалился в свою лабораторию. Там, он обработал стекло, вставил его в простую оправу из каменного дерева, но зато он, благодаря своим умениям мага и алхимика, наделил зеркало волшебной силой (не улыбайтесь, так говорит легенда, я потом попытаюсь объяснить, что к чему). Всякий, кто будет постоянно смотреться в это зеркало, сохранит свою красоту. Зеркало было положено в футляр и подарено Диане. Правда, при определенных условиях: чудесная сила зеркала будет действовать до тех пор, пока красота, которой владеет Диана, будет восхищать взор людей, то есть, Диана должна будет давать возможность людям созерцать ее. Пуатье приняла дар. Ее красота засверкала с новой силой. Уже, будучи не молодой женщиной (почти старухой по тем временам), ей удалось стать фавориткой молодого Генриха II. Его единственной фавориткой. Надо отдать должное Диане — она всем сердцем полюбила короля. Долгое время они были счастливы, пока король не получил смертельной раны на рыцарском поединке и не умер 10 июля 1559 года. После его смерти Диана была навсегда удалена от двора ревнивой Екатериной Медичи (женой Генриха II) в одно из своих поместьев, но так до конца своих дней и не оправилась от смерти любимого человека.
А что же зеркало? Перед изгнанием Диане было приказано оставить работу великого мастера в королевской сокровищнице, где оно и пролежало до самой Французской революции. Как всем нам известно, в эти смутные для Франции времена казна была разграблена, и следы зеркала затерялись. Говорят, его нашла королева Мария-Антуанетта. И вскоре стала просто неотразима, но ей не повезло — случилась революция,… а зеркало Челлини вновь потерялось.
Мадонны лик,
Взор херувима,
Мадам Жюдик
Непостижима.
Русские поэты всегда были провидцами, а Николай Алексеевич уловил самую суть — у Анны Жюдик действительно имелась непостижимая тайна.
Шел 1867 год. Семнадцатилетняя Анна тщетно пыталась пристроиться хоть на какой-нибудь парижской сцене. Она закончила консерваторию по классу вокала, но пока ни одно прослушивание не принесло ей ангажемента. Театральные агенты только холодно улыбались, глядя на нее: “Да вы, голубушка, и низковаты, и полноваты, да и лицом круглы. С такой простонародной внешностью в провинцию ехать надо!». Слегка полноватая, с крупным носом, округлыми чертами лица она вряд ли подходила к стандартам красавиц-прим, хотя и обладала неплохими вокальными данными. Уже почти год Анна разъезжала с бродячей труппой по провинциальным городкам Франции. Концерт, другой — песенки, куплеты. И снова переезд, дешевые гостиницы, и всюду грязь, клопы, тараканы.
И вот однажды, когда очередной контракт закончился, и нужно было думать о хлебе насущном, девушка сидела на лавочке одного из парижских парков. На следующий день она должна была пойти на прослушивание, но оно очень пугало ее – «Варьете» был один из известнейших театров Парижа, а прослушивание должен был проводить сам главный режиссер. Понимая, что лучшей роли, кроме как на подпевках, с ее-то внешностью не получить, Анна сидела, погруженная в тягостные думы. Как вдруг перед ней возник старьевщик со своей тележкой разной всячины. Он стал предлагать ей разные вещицы, но только одна приковала ее внимание, как магнитом. Это было ничем не примечательное зеркало в деревянной оправе, но как оно притягивало внимание Анны… Девушка взяла его в руки и посмотрела на отражение.
В начале 1872 года Анна Жюдик дебютировала в оперетте Оффенбаха «Принц-морковь» по сказке Гофмана, потом ее ввели на заглавные роли в прославленные оперетты «Прекрасная Елена» и «Герцогиня Герольштейнская». Публика была в восторге от новой дивы, критики писали, что Жюдик — «красавица оперетты», «квинтэссенция женственности», «царица эротичности». Удивляло всех одно обстоятельство — восходящая звезда никого не допускала в свою гримерку. Все знали, что, садясь за трюмо, Анна вынимает из ридикюля маленькое зеркальце, но… Как она накладывает грим, никто ни разу не видел.
И вот она в России. Толпы поклонников, горы цветов. Это стало даже утомлять. Не утомляло только одно: желание еще и еще раз любоваться своим отражением в зеркале. В Анну был влюблен весь Петербург. И одним из ее рьяных поклонников, как бы сейчас сказали — фанатов, был Некрасов. Да, да, тот самый Некрасов — великий русский поэт. Он не пропускал ни одного спектакля с певицей, носил ей цветы, и вот однажды он пробрался к ней в гримерную комнату. Певица еще не пришла, и поэт притаился за шкафом. Каково же было его удивление, когда он увидел, как долго смотрится певица в зеркало. Анна случайно увидела воздыхателя и велела выставить его за дверь. В сильнейшем расстройстве Николай Алексеевич отправился (впрочем, как всегда) отвлечься игрой в карты. В этот вечер его партнерами были журналисты. Игра протекала весьма эмоционально. Разговор зашел и о случившемся. Проигравшемуся Некрасову было предложено в обмен на долг принести это зеркало. Карточный долг – долг чести. Поэту пришлось подчиниться. Поздно ночью он забрался в гримерку к Анне, и без труда в одном из ящиков стола нашел зеркало, но только он коснулся его, как сразу, же упал в обморок. Очнулся под утро… Конечно, никаких мыслей о зеркале, мысль одна — скорее бы уйти оттуда. Он не зн
Анна уже собрала вещи, гастроли закончились, но, зеркала среди них не было. Она металась по шикарным апартаментам. Куда она могла положить зеркало? В спальне нет, в ванной комнате тоже. Неужели потеряла — что же теперь будет?! Надо взять себя в руки. В конце концов, даже если она потеряет красоту, у нее останется голос!
Поиски оказались тщетными. Знаменитая певица лишилась своего талисмана. Ей пришлось уехать из столицы.
А что же с зеркалом?
26 декабря утром перед премьерой Анна проснулась как от толчка. Вскочила и, повинуясь совершенно непонятному импульсу, открыла ящик комода, куда бросала программки старых спектаклей. Там, загадочно поблескивая, лежало потерянное зеркало!
Откуда?! Анна выяснять не стала. Зеркало вернулось к своей настоящей хозяйке. Певица понеслась в театр. Три часа просидела в гримерке, никого не впуская. И вот вечером на сцену «Варьете» вышла юная красавица. Героине оперетты Денизе было 17 лет, но 33-летняя мадам Жюдик, казалось, выглядела еще моложе. Триумф «Мадемуазель Нитуш» был долгим — мадам Жюдик блистала на подмостках еще почти десять лет. Потом как-то тихо и незаметно ушла со сцены, но оставила после себя в оперетте «стиль Жюдик». Что сделала певица с волшебным зеркалом Челлини, мы, конечно, никогда не узнаем.
Куда делся ее возраст? Приглашение Луночарского на вьезд в Россию для выступлений, а так же преподавательской деятельности, пришелся ко времени. В новой стране – новая жизнь. Дункан долго не раздумывала. Ее возраст практически никто не замечал. Обворожительность ее не имела предела. Толпа поклонников. Море цветов. И, конечно, роман. Первый поэт России Сергей Есенин боготворил ее, в буквальном смысле носил на руках. Он забыл всех своих красавиц-поклонниц, и кинул все, и всю свою жизнь к ногам великолепной Айседоры Дункан. Она выходит замуж за молодого Есенина, но как, ни крути, а зеркало-то было ворованное. Оно само должно было найти свою хозяйку, так было задумано, а остальных охотников за красотой и молодостью, нечестным путем добывшим его, зеркало нещадно карало. Сначала у Айседоры погибли двое детей. Затем она разошлась с Есениным. Во время движения в открытом автомобиле алый шарф на шее, который так феерически развивался и летел за ней, зацепился за колесо и…дальше вы, знаете сами. Айседора Дункан умерла, задушенная собственным шарфом.
Следующей из известных обладательниц злого, но справедливого, надо сказать, зеркала была Каземира Неверовская, получившая его в подарок от своего поклонника наркома. Тот, в свою очередь, изъял его при обыске. Однажды неожиданным образом Неверовская, сидя в кресле, просто сгорела. Никто и не понял, как это произошло и что это вообще было. Непотушенная сигарета? Тщательно завуалированное убийство? Все возможно, но смерть в огне – страшная смерть.
1929 год. Берлин. Неизвестная певица Мария Магдалена, неприметная и плохо одетая, идя в соседний кабачок подзаработать своей песней хоть немного на жизнь, выйдя на улицу, наткнулась прямо у своих дверей на тележку старьевщика. «Зачем мне зеркало? — сказала она на предложение купить небольшое зеркальце в старой потертой деревянной оправе, — смотреть на себя и огорчаться?» «А ты купи, — посоветовал старьевщик, — может, что и изменится». «У меня нет денег». «Дай, сколько есть» — ответил старик. Мария выгребла всю мелочь из кармана почти монашеского серого с белым воротничком платья, — «У меня больше нет».
Через год Германия заходилась от восторга, встречая на сцене Марлен Дитрих, великую Марлен Дитрих, ту самую когда-то неприметную девушку в монашеском наряде. Мария Магдалена чудесным образом перевоплотилась в Марлен Дитрих.
Причудливые повороты судьбы и ошеломительная карьера этой женщины до сих пор не позволяет утихнуть спорам, в которых переплетаются мотивы эстетики, секса и политики. Итог подобных споров почти всегда остается однозначным — эта женщина прочно заняла место в числе самых выдающихся актрис ХХ века. Ее имя, облик и голос стали своего рода символом роковой власти. Ее называли ледяной Frau, длинноногой Венерой и стальной орхидеей. Её превозносили и очерняли, ей завидовали и подражали. Рейхсфюрер Германии Адольф Гитлер целовал ей руки и объявил лицом нации. Марлен Дитрих блистала на сцене вплоть до глубокой старости. Ей аплодировали лучшие сцены мира.
Марлен Дитрих называли «Королевой мира», хотя родилась она в семье прусского полицейского, но с ролью королевы справлялась безукоризненно.
Задолго до пластических хирургов она собственноручно делала подтяжку лица при помощи пластыря и умела выглядеть шикарно в любом гриме — потому что в любом образе играла саму себя, Марлен Дитрих.
29 сентября 1975 года в Сиднее Марлен упала и сломала шейку бедра. Она замкнулась, перестала общаться с людьми. Умерла в 91 год. Говорили, что перед смертью она долго смотрелась в старенькое зеркальце, разговаривая с ним. По завещанию Марлен служанка должна была отдать зеркало первому старьевщику. Якобы так оно и было. Но кто знает, устояла ли служанка перед искушением судьбы?
Говорят, что теперь это зеркало находится у французской актрисы Катрин Денев. Сейчас ей 70, а она все еще обворожительно хороша. Кто знает, как оно досталось ей? Может быть, это был подарок друга, масона, актера, наконец, Жерара Депардье. Ведь масоны традиционно сосредотачивали в своих руках наиболее чудодейственные артефакты, живущие на Земле.
Такова история сказки о «Зеркале вечной молодости». А теперь давайте немного поразмышляем? Без сомнения, такой великий человек как Бенвенуто Челлини получил хорошее образование. Мог ли он, итальянец по происхождению и ювелир по одной из специальностей не знать про секрет старинных зеркал с золотой амальгамой? Конечно же, знал, ведь подобные зеркала делались еще в глубокой древности, о них упоминает Плиний. Лучшие зеркала времен Возрождения делались венецианцами и стоили они баснословно дорого. Подложкой такому зеркалу служила серебряная амальгама. Отображение передавалось четко и почти без искажений, но секрет золотой амальгамы не был забыт и утерян, хоть и не использовался уже настолько широко как раньше. Дело в том, что любое отражение в таком зеркале, словно наполненном солнцем в теплых, золотистых тонах, выглядело намного краше самого оригинала. Давайте пофантазируем, что Челлини хотел подбодрить и сделал в подарок Диане де Пуатье именно такое зеркало. Стареющая красавица, взглянув на себя, увидела свежее, наполненное красками лицо, поверила в себя, а значит, и заставила поверить других, ну а дальше… дальше уже все решало имя Челлини и история самого зеркальца, т.е. срабатывал эффект плацебо.
Я не претендую на роль Пифии, но все, же мне кажется, что подобное имело место быть. Ведь самое главное для всех нас, а особенно для женщины – это поверить в себя, в свои силы, пусть даже и с помощью вот такого зеркала: не Зеркала вечной молодости, а Зеркала, дарующего уверенность
ссылка на источник