Наткнулась на одном из форумов обсуждение про чаевые, что кто то оставляет, а кто считает и не надо. Про себя скажу сразу, оставляю в том случае, если заказ быстро, достаточно приняли, быстро обслужили и все это не с кислой рожей. мол на фига сюды приперлись ( к стати от уровня заведения не зависят такие рожи)))
И вот мне понравилась статься, она спорная, но....
Для меня традиция оставлять чаевые — нелепый архаизм.
Во-первых, я люблю платить за услугу столько, сколько она стоит. Что значит «дайте ещё сверху сколько захотите»? И почему эти деньги идут только официанту? Так-то повар тоже старался. И уборщики привели зал в порядок. А ещё есть посудомойщики, администраторы, охранники — они все вносят вклад в хорошее обслуживание. Оплата их труда включена в стоимость услуги. Почему официант должен получать дополнительную прибавку?
Во-вторых, разве обслуживать клиента хорошо не является обязанностью официанта? А что тогда включено в «базовую комплетацию»? Меня не нужно обслуживать «супер хорошо», достаточно обслужить обыкновенно. Почему от людей других профессий качественное выполнение своих обязанностей принимается по-умолчанию, а для официанта хорошая работа — это бонус за дополнительную плату? И не надо говорить, что чаевые — это «просто благодарность» (просто благодарность — это «спасибо») или что работа официанта очень тяжёлая (обычная работа, я сама носила подносы — знаю, что ничего особо сложного здесь нет). Официант вкалывает не тяжелее, чем слесарь или нянечка в детском саду. А как насчёт учителей? Стресс, подготовка к урокам, проверка тетрадей. Почему бы учителям не оставлять чаевые?
В-третьих, «маленькая зарплата» — сомнительная причина. «Подайте из жалости»? У библиотекарей или почтальонов зарплата не больше, но чаевые им оставлять почему-то не принято. Разве это моя проблема, что работник принял невыгодные условия работодателя? Да и почему от клиента ожидают содействия, предварительно с ним об этом не договорившись? Чем реже посетители будут оставлять чаевые, тем меньше будут поддерживать странную систему найма работника, где он получает не равноценную оплату своего труда, а нечто похожее на милостыню.
В-четвёртых, официанты привыкают к дополнительному заработку, и начинают считать чаевые обязательными, хотеть всё больше и возмущаться, когда кто-то чаевых не оставил. А клиент может элементарно не иметь мелкой купюры. Мне, вот, совсем не нравится испытывать чувство вины, если я оставляю мало (а вдруг сдача составит менее 10%?) или не оставляю вообще (я получила услугу и осталась ею удовлетворена, но в дополнительной оплате не вижу смысла). А если меня запомнят и в следующий раз плюнут в суп?
В общем, если я когда-нибудь открою ресторан, то распоряжусь писать в чеке что-то вроде «Не оставляйте, пожалуйста, чаевых, хорошее обслуживание — наша работа». По-моему, это честно по отношению и к клиенту, и к официанту. Надо выставлять адекватную цену за услугу, включая в неё стоимость работы персонала. Лучше платить на несколько рублей больше за каждое блюдо, чем чувствовать себя обязанной или виноватой.
P.S. По поводу плюнуть в суп, сама была, случайной, свидетельницей разговора официанток, как одна другой и говори, мол не оставил сука, в следующий раз плюну обязательно...
согласна
Хорошая статья)
Я не согласна.В большинстве заведений, чаевые-это основной заработок, в некоторых и вовсе-единственный.И чаевые идут не одному конкретному официанту-они делятся на всех.
Жмотская статейка)) в сфере услуг важна мотивация персонала, хотите, чтобы его мотивировал его начальник? а обрадуетесь, когда повышенная зп официанта будет включена в стоимость блюд?? конечно нет)) поэтому и возникла мировая практика с чаевыми. Размер и их наличие зависит от того, как человек сработал, и он старается сделать все в лучшем свете (если это нормальный адекватный человек). Ведь практика показывает, что в заведениях, где чаевые автоматически включаются в стоимость счета, сервис зачастую горааздо хуже, тк люди и так получат свои %, можно не заморачиваться.
При этом чаевые — это не повинность, а благодарность, считаю если обслужили хорошо — 10-15%, плохо — 0 без угрызений совести.
никогда не оставляю и на заправке тоже. я не настолько богата, чтобы людям, которые получают за работу з/п ещё денег давать.
Была у нас ситуация, отдыхали с мужем в Горном Алтае в ресторане. Мне так все понравилось, я говорю: «Давай чаевые оставим!» он: «ок!».
В общем приносят нам счет, на 4300, мы положили 5000, чтобы расплатиться за счет… При чем чаевые если оставляем, то после того, как сдачу принесли. Сидим ждем… Через пол часа муж не выдержал и спрашивает у администратора: «А нам сдачу и чек принесут?!» Админ зовет официанта, а тот отвечает: «Я просто слышал, что вы решили чаевые оставить, и решил, зачем туда сюда два раза ходить!!!!!»


Мы были в полном шоке!!!!
В итоге муж забрал все сдачу, типо чтобы не повадно было!
Со статьей полностью согласна! Сама оставляю чаевые, если все достаточно быстро, четко и без косяков)))
То есть по сути, если разобраться в природе чаевых, то вы платите за то, что вас «умаслили»: очень вкусно, быстро и ПРИЯТНО обслужили в ресторане, взяли у вас денежку за бензин и залили его в бак — а вы даже не выходили при этом из авто, быстро и качественно помыли ваш авто и т.п.
То есть, можно сказать, дали вам почувствовать себя чуть статуснее, чем вы есть на самом деле)
И кстати, официанты все скидывают чаевые в один котел и делят на всех: поваров, мойщиков, бар, официантов.
не оставляю. со статьёй согласна. да и редко хожу в такие заведения......
Сама оставляю если мне понравилось все и если есть деньги. Но могу спокойно и не дать)))
Оставляю, когда обслуживание нравится. Просто, то стаканы с каплями/разводами от воды притащат, то жди их «три часа». Так что всё лишь от работников зависит.
Фемида, наглость второе счастье))