Девочки, приветствую!
В этом посте я хочу рассказать, как мы учим цифры и понятие числа, а также поделиться играми и идеями по этой теме.
Замечу, что к обучению детей цифрам, буквам и другим подобным категориям нужно подходить индивидуально, учитывая не только возраст, но и желание, способности, тягу. Кому-то из малышей они приглянутся в 2 года, кому-то в 3. Я из своей педагогической практики знаю немало примеров, когда ребенок в 3 года с легкостью научался читать целыми словами и в 3,5 запросто читал предложения, знал цифры до 20, и когда в этом же возрастном диапазоне малышу едва-едва удавалось запомнить числовой ряд от 1 до 5. Еще раз отмечу: способности у всех разные, как, впрочем, и подача материала у каждой мамы.
Из этого пункта вытекает следующее: ребенка стоит учить тогда, когда он к этому готов. Конечно, чтобы узнать, готов малыш или нет, мамы должны предлагать ребенку игры с цифрами, количеством. Обучать элементарным математическим навыкам можно уже с 1 – 1,5 лет. В этот период ребенка знакомят с понятиями: один, много, ни одного. Для этого, к примеру, подойдут игры с пальчиками, матрешка, кубики, пирамида и любой другой интересующий ребенка материал. С 1,5 лет можно обучать ребенка сравнению: большой маленький (больше-меньше). Дальше из этого «много» выделять число 2, 3 и т.д. и соотносить с количеством.
Так вот, хочу дать несколько советов, как знакомить детей с цифрами, чтобы не отбить у них охоту учиться, запоминать и познавать. 😉
Совет 1. Никогда не заставляйте ребенка заниматься против его воли!
Потому что в этом случае занятия пойдут только во вред. Проводить занятия необходимо только в игровой форме, желательно, в подвижных играх, на улице, на ковре, а не за столом. У ребенка, как и у мамы, должно быть хорошее настроение и позитивный настрой на занятие. Помним, что не ребенок подстраивается под нас, а мы подстраиваемся под интересы ребенка.
Совет 2. Не ждите мгновенных результатов. Помните, что в этом возрасте мы только даем ребенку пищу для ума, расширяем кругозор и обращаем внимание, что цифры и числа присутствуют в нашей жизни сплошь и рядом, как цвета, формы, размеры и пр. Поэтому лично для меня знакомить с цифрами также естественно, как и знакомить со всем вышеперечисленным.
Совет 3. Используйте для ознакомления все, что окружает малыша. Например, я акцентировала на цифрах внимание и на улице (на номерах машин, и на номерах домов), и в магазине (ценники, камеры хранения), и на различных вывесках. Считала всё, в пределах 5-10, камушки, веточки, ступеньки, птиц и пр.
То есть, вводим понятие цифр и чисел постепенно и на любом подручном материале.
Совет 4. Давайте материал дозировано. Это касается и самих цифр. Если вы ввели понятие 1 (ребенок может показать 1 пальчик, дать вам одну печеньку и пр), то можете смело демонстрировать графическое обозначение числа. Не стоит показывать сразу несколько цифр и просить ребенка их запомнить, показать. Обучение должно строится на принципе – от простого к сложному, и основываться на уже имеющихся знаниях малыша. Выучили число 1, ребенок спокойно может показать, где 1 предмет, из двух цифр, которые вы ему предлагаете, уверенно выбирает единицу, значит, можно переходить к изучению числа 2.
Совет 5. Используйте как можно больше разнообразных игровых приемов (не только игры на зрительное запоминание, подключайте другие органы восприятия). Подключайте сенсорные игры (например, можно давать ребенку цифры из различных материалов – текстильные, деревянные, пластмассовые, вязаные), слуховые (хлопать много раз или 1) и пр.
Совет 6. Искренне и эмоционально радуйтесь любому, даже самому маленькому успеху ребенка! Потому что в этом возрасте дети чаще всего делают что-то не для себя, а для родителей, чтобы заслужить их одобрение.
Закреплять полученные знания и отрабатывать можно любыми способами – в лепке, рисовании, играх с предметами, выкладыванием камушек на цифры, рисовании (на снегу, песке, спине) и другой продуктивной деятельности. Важно научить ребенка соотносить число и количество, которое оно обозначает.
Игры (от 2-3лет):
1. «Найди такую же»
На столе карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Его просят найти «свою» (сначала из 2 цифр, потом из трех и более)⠀
2. Нарисуй столько же»
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра. ⠀
3. «Повторяй-ка»
Взрослый просит (присесть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши) ребенку столько раз, сколько указывает цифра. ⠀
4. «Розыск»
На листе бумаги нарисованы цифры, разные по цвету, размеру, форме. Надо найти одинаковые цифры. ⠀
5. «Парковка».
Взрослый показывает ребенку фон парковки, в которой места пронумерованы. Выдает ребенку цветные машинки с номерами. Задача ребенка – правильно расставить машины по парковочным местам.⠀
⠀
6. «Наклей-ка»
Малыш должен наклеить кружочки или обычные наклейки в соответствии с заданным числом.
⠀7. «Парочки»
К карточке с цифрой подбирается карточка с предметами или наоборот.
8. «Прищепки»⠀
На карточке нарисован предмет (или предметы) и даны на выбор три варианта чисел, ребенку нужно выбрать подходящий.
Вообще для знакомства с цифрами лучше запастись самым разнообразным материалом, чтобы поддерживать у детей живой интерес и каждый раз чем-то удивлять. Для этого хорошо подойдут кубики с цифрами, пазлы, картинки, любой раздаточный материал.
Хочу привести примеры наших игр. В некоторые мы уже играем (с прищепками, с «Волшебными мишками»), а в некоторые только собираемся (например, в «Парковку»)
1. Прищепочный счет
Суть ясна. На фигуре изображено число, ребенку нужно прищепить именно это количество прищепок.
2. «Парковка»
Берем фон парковки, но вместо бумажных машин набираем игрушечные. Ко дну или сверху наклеиваем на скотч номер машины. Задача малыша — поставить машину в соответствии с парковочным местом.
3. «Волшебные мишки»
Со стороны это мишки – как мишки, а на самом деле, если подсветить их фонариком с оборотной стороны, на их животике отразится число! Вариантов игр с мишками уйма. Можно дать ребенку задание угостить мишек печеньем (кто сколько съест), можно попросить построить башенку для каждого из них, разложить их по порядку, спрятать одного и вместе с детьми искать потеряшку, сопоставлять их с предметами, нарисованными на картинках и пр.
Вроде пока все!😁
Девочки! Если кому-то нужны игры-распечатки по изучению чисел, пишите, я вам скину! Только обязательно укажите вашу почту.





я залипла на ваших статьях :) пришлите пожалуйста материал solnce76-135@yandex.ru
Сбросьте мне пожалуйста ?? elizabeth.87@bk.ru
Обязательно!?
Отличная информация. Annasherbak24@gmail.com
Благодарю!?
Как всегда супер )
Спасибо, Юлия!?
Тоже хочу ? natalllka85@yandex.ru
Отправлю!)
Спасибо! ?
Интересные идеи, как всегда не перестаёшь удивлять. ?
Мой знает очень давно цифры от 1 до 10, считает всё подряд. Но я пока не решаюсь дальше его знакомить с ними. С буквами дело обстоит лучше, знает практически весь алфавит. Но это исключительно его желание, никто не настаивал, если что. ?
В принципе, Юль, можно и дальше знакомить, просто, чтобы числа второго десятка на слуху у него были)). Миша вообще умничка! Я думаю, он схватит быстро! Ты знаешь, далеко не все дети вообще в 3 года знают, как выглядят числа и тем более буквы!
Спасибо, Кать) У нас нет проблем с обучением и усвоением информации, у нас проблемы с поведением и речью. ?
Я про это и написала))))) ? что Миша умничка в этом плане))))) речь подтянете, то, что вам поставили корректируется Юль, причем успешно!
Ой, надеюсь, Кать. Это для меня сейчас самая большая проблема. ?
Ууххх, мне аж самой захотелось поиграть поскорей ? буду не против, если Скинешь и мне ? почту в лс продублирую сейчас)
Мы цифры пока знаем только на счёт 1,2,3. Потому как с горки катаемся на этот счёт и со спинки дивана на попу прыгаем по нему же ?? она ещё когда лезет на диван уже говорить пытается один и три, до пяти любит все со мной считать, на нг даже мандарины на столе выкладывала и деда считать заставляла ? вот как раз ещё у тебя идеи позаимствую как учить цифрам ?? спасибо большое тебе?
На здоровье! Идей так-томного, но не все они подойдут для малышей.?
Мандарины считать — это здорово! Мы еще машины считаем на улице. Мои пальцы считать любят, тоже повторяют и загибают следом. Ступеньки когда я считаю, мне вторят. Сын вечно тити считает? папа научил? ади, дя — де!?
??? Папа молодец??
Спасибо, очень кстати ваш пост, как раз сейчас начали учить цифры ) скиньте и мне пожалуйста на почту, моя Почта есть у вас в личных сообщениях .
Здорово, что вам актуально!?
Здорово. Сын знает до 10 цифры, буквы почти все. А где таких мишек купила Катюш?
Сын умничка у тебя! ?
А не купила, Оль, с интернета скачала картинки, а на заднюю часть приклеила цифры лицевой стороной! ? Хочешь, скину тебе этих мишек, если сын знает цифры до 10, можно туда от 10 до 20 наклеить!
Хочу. Obrazhnikova@inbox.ru это у тебя малыши умнички, нам до вас далеко)))
Отправила) спасибо за похвалу, Оля! ?
Спасибо большое! ))
Конечно!?
Спасибо ?
Хорошие советы! Спокойно и ненавязчиво, в игровой форме познакомить детей с цифрами. Я помню, сын после года проявлял интерес к буквам. цифрами мы не занимались никак — этого хватало в детском саду.
Спасибо! Буквы мы тоже рассматриваем, изучаем, запоминаем, и некоторые называют даже)) У меня есть примеры, в сад дети ходят, а знать не знают то, что им положено. Зависит, конечно, и от подачи материала, и от самого ребенка, как он воспринимает информацию, хочет ли учиться или все мимо него идет.
ну да, я как раз в 3,5 года уже умела читать, а мой сын хоть и давно знает все буквы, никак не может сообразить, как их сложить в слоги) Вот и жду, понемногу пробуем, но пока без результата. С цифрами понравилась идея с парковкой, попробую сегодня внедрить ? Спасибо)
На здоровье!
Да, верно, чтение — это сложный процесс, каждый ребенок должен до этого дозреть!?
Можно мне? koliadko2013@mail.ru
конечно!?
Спасибо большое!!!!
Как всегда познавательно, спасибо ?
Анастасия, на здоровье!?
Спасибо ?
?на здоровье)