В кино сегодня торжество компьютерных технологий, и в рекламе – тоже. Но компьютерная графика – так называемый пост-продакшн – удовольствие весьма недешевое и далеко не всем рекламодателям доступное. Большинство студий работают на натуре и по старинке – бабушкины способы обходятся дешевле и выглядят лучше. Хорошему режиссеру проще красиво снять настоящее яблоко, чем компьютеру это яблоко нарисовать так, чтобы было похоже на настоящее.
Реклама пива, несмотря на запреты демонстрации в дневное время, остается одной из самых распространенных. Белые хлопья пены, брызги, в которых отражается солнце, мощный янтарный поток обрушвается в кружку – такой кадр есть практически в любом пивном ролике. На съемках пива <Столичное> (<Хочешь, я угадаю, как тебя зовут>) сначала решили быть честными – актер набирал в рот именно пиво <Столичное>. Но, говорят, к десятому дублю актер так напробовался реквизитного пива, что как-то забыл, чего от него требуется. Съемки перенесли на день, от использования пива пришлось отказаться. Вместо него – яблочный сок, он выглядит похоже.
Кстати, пиво на съемках очень быстро выдыхается, поэтому часто в янтарный напиток добавляют сахар – лучше пенится. А когда нужно еще больше пены, используют обыкновенную пену для бритья.
Использовать в роликах сок – не всегда экономично. Часто его заменяют подкрашенной водой. Также в рекламе шампанского используют содовую воду – она смотрится лучше и медленнее выдыхается.
Пить настоящий кофе в рекламе – не только дорого, но и небезопасно. Съемочный день длится по 12 часов и больше. И весь день пить кофе – прямая дорога в ближайший медпункт. К тому же настоящий кофе не очень хорошо выглядит на экране: на поверхности образуются маслянистые пятна, которые неприятно отсвечивают. Поэтому вместо льющегося кофе используют подкрашенное растительное масло. Вместо сливок – эмульсионную краску. А актеры с видимым удовольствием делают глоток выдохшейся кока-колы. Дымок потом можно на компьютере красиво пририсовать.
На самом деле технический прогресс в области спецэффектов далеко шагнул. И в более бюджетных роликах используют вполне себе современные аэрозоли. С их помощью можно получить эффект пара на любой поверхности, который задержится на несколько минут. Или создать туман, или дымку. Или покрыть все пылью и паутиной. Правда, эти удовольствия тоже недешевы. Поэтому чаще применяют проверенные способы – например, иней на бутылке можно получить при помощи обыкновенной соли и лака для волос.
Как аппетитно выглядят фрукты и овощи. Яблоки, помидоры, перец! Свежие, спелые, с каплями росы: Идеальные предметы попадаются крайне редко – как правило, этому предшествует долгий отбор. Иногда приходится даже склеивать разные части яблок или помидоров, а затем натирать маслом – для блеска. А чтобы сохранить яркий цвет и на пленке, <реквизит> несколько минут обжаривают. А потом наносят капли росы.
Раньше росу пытались делать с помощью обычной воды. Но под безжалостными софитами она моментально испаряется. Конечно, у специалистов есть капли, которые не высыхают. Но проще использовать глицерин. Он не высыхает и отлично смотрится на стенках бокалов и кожице фруктов и овощей.
Глицерин и желатин – вот главное оружие современного постановщика (того, кто создает реквизит). Глицерином можно <запотеть> бутылки. Или, например, натереть им жареную курицу, чтобы аппетитно блестела.
А желатин – лучшее средство при съемках льда. Замороженные кубики практически не отличить от ледяных, зато они не тают и не меняют форму.
У них в рекламе всегда рис желтенький и рассыпается, а бульон нежного золотистого цвета. Это все потому, что рис подкрашивают гуашью. А бульонные кубики крошат в кастрюлю с супом – только вместо супа подкрашенная вода. У настоящего бульона появляются капельки жира, которые некрасиво смотрятся на пленке и бликуют.
А мороженое! Такое удивительное, воздушное и непременно вкусное. На самом деле мороженого, которое не растает за долгие часы съемки, в природе не существует. Поэтому вместо любимого сладкого молочного продукта используют: взбитое картофельное пюре. А вместо льющегося шоколада по этой же причине используют: клей ПВА.
На втором месте после пива по распространенности – реклама майонезов.
Но сами майонезы практически не снимают. Потому что те не совпадают то по цвету, то по консистенции. Поэтому часто в майонезную массу добавляют известь – выглядит белее, а льется лучше.
Часто рекламный ролик снимается до того, как утвержден окончательный дизайн упаковки. Тогда снимают любой продукт, подходящий по форме, – брызгают на упаковку антибликом, чтобы не отсвечивала, и снимают. А уж после <вклеивают> новую упаковку на компьютере.
На съемках одного майонеза по сценарию нужно было снять супермаркет, в котором на полках вместо продуктов сидят живые куры. Задача не из легких – усадить две сотни живых кур в три ряда. Кур нашли в хозяйстве, отобрали посимпатичнее. Посоветовавшись с ветеринарами, накачали птиц успокоительным. И все бы ничего, рассадили – только умиротворенные куры на полках заснули. Решение прблемы нашли быстро: между рядов бежал ассистент режиссера и хлопал в ладоши. Куры поднимали головы – оператор снимал. Ни одна несушка не пострадала.
Снимать животных – это самое сложное, сложнее всех майонезов и детей, вместе взятых. Например, одна компания заказала новогодний ролик. Новогодний – значит, Дед Мороз на оленях. Упряжку оленей уговорили заменить одним оленем. Зоопарк выделил самого мирного – Гошу. В вольере Гоша, может, и был мирным, но на съемочной площадке пугался людей и яркого света и крушил все, что попадалось на пути. Пришлось применить смекалку и грубую физическую силу. Для начала оленя накачали снотворным, затем привязали тугие канаты. Вызвали из зоопарка зоотехника Марину, Гоша ее особенно любил. В итоге прцессия выглядела так: Марина с морковкой впереди, за ней мужики, тянущие четырехсоткилограммового Гошу, за мужиками сонно переступает сам Гоша. Другой кадр: несколько крепких мужиков тянут сани с Дедом Морозом. Затем на компьютере их свели вместе – Гошу и сани. Все остались довольны. Кроме Гоши, наверное.
Забавная история приключилась на съемках ролика с ежиком в главной роли. По сценарию ежик должен был подбежать к яблоку и его обнюхать. Ежа нашли быстро – одолжили в живом уголке. Что сделал еж, оказавшись в студии под ярким светом? Правильно – свернулся в клубок. И так себе лежит. Его и ковыряли, и пинали, и уговаривали, и яблоком тыкали… Позвонили специалисту. Тот посоветовал: чтобы еж развернулся, на него надо дуть. Подули на ежа феном – действительно, еж развернулся и удрал в темный угол. Догнали, развернули, подталкивают к яблоку. А он фыркает и обходит фрукт стороной. Снова звонят специалисту, тот умирает со смеху: ежи яблоки едят только в сказках! И в рекламе. И посоветовал натереть яблоко мясом. Мясное яблоко еж есть не стал, но обнюхал его внимательно, обдуваемый сзади феном. Эти решащие три секунды и вошли в ролик.
И все это для того, <чтобы продать людям то, что им абсолютно не нужно>.