Нафигашки развивашки?

Забавная статья:)
Очень согласна:)))

НАФИГАШКИ РАЗВИВАШКИ?

«После трёх уже поздно» читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: «Ребенком надо заниматься!» «Занимайся», — охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать… На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте — тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные штуковины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память «я и торт» на всех фотографиях, «торт и я».

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные «развивашки» для меня — это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь — ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе «стоп». Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание — это съесть фасоль на скорость. И второй уровень — рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах — это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров… Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось есть сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно — нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, — влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос — нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом — ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию — ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга — браво!

Но!

Если у мамы руки не из того места и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины — фиг с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой «Животные Арктики». Ваня пускает слюни и хочет грудь, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что «Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз».

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым «как все».

Воспитание — это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую ерунду, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что не разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да?

Ведь всё гениальное просто.
Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, — лучшая «развивашка» для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет «я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет». Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам: 1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью «Круг», под прицелом фотоаппарата.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ляксандра Колегова

Я слегка знакома с методикой монтессори, работала 12 лет назад в этом заведении, кое что для себя всё таки взяла, а именно то, что нужно не развивать ребёнка а создавать условия для комфортного и безопасного развития, и главная идея — развитие самостоятельности, чтоб ребёнок смог справиться без мамы. Пост впечатлил!!! почти со всем согласна ?

Пожаловаться
Ярослава
Соглашусь с вами, пожалуй..))
Пожаловаться
Юля

Хороший пост, согласна с автором)))) тоже испытывала подобные эмоции, когда начала читать про всякие там системы развития и прочую шелуху))))

Пожаловаться
Довольная Жизнью

Очень крутой пост… В принципе я так и делаю)))) Позволяю все что нравиться ребенку. поэтому у нас вместо целых игрушек сломанные… а ковер так я вообще уже заманалась чистить от крошек, блесток и прочей фигни))) Даже научилась игнорировать охи и вздохи бабушек))))))

Пожаловаться
КиберЮ

да все верно. С моим сыном ничерта не делала в плане раннего развития, т.к. он не хотел. Поняв что это только мои амбиции и лишний бесполезный труд мы все бросили и просто жили. Хотя я до сих пор восхищаюсь мамами, которые выкладывают красочные фото на которых 1,5 годовалый ребенок увлеченно делает аппликации и т.п. Успокаиваю себямыслью что дети разные и их дети способны в 1,5-2,5 года адекватно воспринять предложение мамы.

Пожаловаться
elvisvis

мама хочет блины

Пожаловаться
Анастасия

Отличная статья)

Пожаловаться
Яна Нагаева

Интересная статья

Пожаловаться
Иришка
Согласна с автором статьи) Только вот с мультиками у нас беда… прям за руку меня тянет к ноутбуку и клянчит((
Пожаловаться
Марина Гофман

согласна.не понимаю я этих развивашек ранних, и растят тепличные растения-ой, сад зло, ой, голос не повысь на ребёнка.ой туда не пойдём там другие дети, ой в песке не лазь… сама в сад не ходила, но по другим обстоятельствам, а сына отдала в 1.7

Пожаловаться
Александра Першина
Марина Гофман 

Мне тут однажды сказали, что я безответственная мать. А оппонент — ответственная, она шестилетнему сыну запрещает ногами вставать на стул. Он же упасть может))

Пожаловаться
КиберЮ
Александра Першина 

ахаха) это более бабушкам присуще, чем мамам.

Пожаловаться
Анна Семенова

Хорошая статья. Полностью согласна с автором.

Пожаловаться
Лана Светлая

и насчет счастья — тоже. у меня была куча способностей, но вот способности к счастью мне приходится учиться до сих пор.

Пожаловаться
Лана Светлая

я полностью согласна с тобой и твоими естественными методиками воспитания… мне дико смотреть на «игрушки» монтессори… когда на досочке за 9 т.р. прибита щеточка и три ткани и несколько шариков подвешны...

Пожаловаться
КаТюШкА
До конца не дочитала, но суть, кажется, уловила. Согласна полностью!!! И это касается не только детей воспитания! Но и мужей;) хехе суть одна — живт счастлтво и не переступай через себя! Я такая же как и автор! Не прнимаю и не умею возиться с детьми, но обожаю с ними просто тупо гулять, беситься и шутить. Ни в этом ли кайф;) и главное — ВСЕМ ХОРОШО И КОМФОРТНО! а есть знакомая-она кайфует от развивашек! Возится в этом всем и, кажется, это единствегный смысл в ее жизни))) все мы разные;)
Пожаловаться
SoVa

Мы с года ходим на развивашки. В первую очередь, это была возможность выбраться из дома, сменить обстановку. Сыну очень нравится: музыка, ритмика, немного творческих занятий + общение со сверстниками. Всегда с удовольствием туда идет. Да, я читала ему книги с самого рождения, потому что он так лучше засыпал, а быть акыном мне сложно, давала ему крупу, и ему нравилось в ней копаться, находить какие-нибудь предметы.

Сейчас занимаемся лепкой, клеим, рисуем, танцуем по любимую музыку,, собираем конструктор и т.п., но ребенок творческий, он сам приносит краски или пластилин.

Мне кажется, главное, не перегрузить, ориентироваться на ребенка, предлагать новое и смотреть на реакцию.

Показать ещё