Многодетность

Эта статья вызвала большие споры. Просто информация к размышлению. Хотя по большому счёту я согласна с отцом Павлом.


«Многодетность – высокое призвание, а не печать православности»

Размышления протоиерея Павла Великанова о пространстве предельной концентрации любви.

Уже много лет не слышно выражения «плодить нищету». Будто кто-то исключил его из списка привычных упреков. Чем не признак некоторого оздоровления общества и признания многодетности нормой?

Впрочем, недоумение и легкое негодование окружающих все же витает в воздухе. Не случайно, то и дело появляются статьи, в которых многодетных просят поделиться рассказами о семейном счастье и радости воспитания детей в большой семье, а вовсе не о трудностях. Чтобы развеять наши сомнения. И это не госзаказ, не политика пропаганды большой семьи. На фоне рекламных призывов новых столичных микрорайонов – «плодитесь!» – эти заметки на полях больше напоминают попытку почувствовать, нащупать, — а как самим-то многодетным? Нормально? Многодетность – это благо или зло, счастье или беспросветные трудности?

О том, есть ли проблемы у многодетных и каков их характер, мы решили побеседовать с настоятелем Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцентом Московской духовной академии, главным редактором портала Богослов.Ру https://klin-demianovo.ru/?s=+%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB+%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2, который, к слову, ещё и отец четырех детей.

Когда добро может обернуться бедой

— Отец Павел, есть ли у вас ощущение, что отношение к многодетным в России пренебрежительное и раздражительное: мол, нарожали, а теперь требуют решать их проблемы? И насколько это отношение устойчиво?

— У меня нет однозначного ответа. Лично я не сталкивался с ярко выраженным негативным отношением к многодетным. Впрочем, я могу предположить, что здесь немалая вина нас самих. Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем.

На самом деле, мне чаще приходится сталкиваться с другой серьезной проблемой – когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного «Символа веры», то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно. «Романтизация» многодетности без объяснения того, что это – реальный ежедневный труд и подвиг, к которому надо подходить ответственно, с рассуждением – и не каждому это по силам – все это плохая услуга молодоженам. Не всякому быть монахом, не всякому – женатым, и не всякому – многодетным.

Священник Павел Великанов

— Что вы имеете ввиду?

— Это ситуация, когда став многодетными, у людей нет ни внутренних сил, ни материальных ресурсов, чтобы хотя бы просто детей обеспечить. Романтическая пена в духе «чем больше детей, тем легче жить!» – на самом деле далеко не всегда соответствует действительности.

Понимаете, одно дело – это материальная сторона, а другое, что гораздо сложнее и важнее – это необходимость включенности родителей в жизнь детей, возможность и способность уделять достаточно внимания своим детям.

Дети ведь хотят от родителей гораздо больше, чем мы думаем.

Если ребенок воспитывается в семье (в нормальной, любящей, обеспеченной семье), где один-два ребенка, он получает гораздо больше внимания, чем ребенок, где в семье 5-6 и больше детей, и при этом нет ни нянек, ни гувернанток, ни домработниц – дефицит внимания неизбежен.

Я уверен, что сегодня разговор о многодетности из высокого пафоса стоит переводить в плоскость более открытого и откровенного разговора о реальных сложностях, с которыми сталкиваются родители в многодетной семье.

Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы – но не вынуждены.

Они чётко должны понимать, на что идут.

Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни – то сегодня большинство родителей – из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи.

И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, – неправильно.

Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду.

Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?

https://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2016/11/0_99071_6733a366_orig.jpg

Дети в шинелях красноармейцев на параде на Красной площади. 1922 год

В чем мы ошибаемся

— Но есть же чадолюбивые нации, где многодетность воспринимается как достоинство, честь, норма и готовность к ней — в крови. Это итальянцы, испанцы, грузины. Грузия при этом была одной из советских республик. Только ли дело здесь в воспитании?

Наша страна прошла через страшное горнило испытаний. Любой народ всегда четко разделен на определённые слои, которые и формируют общество как таковое. Так вот все эти слои в нашей новейшей истории и https://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/89670/byivshie-lyudi/. Из русского народа сделали фарш. Из которого можно было уже лепить что угодно.

Те же самые грузины и другие жители Кавказа и Закавказья – они не стали «фаршем» в советский период. Да, их модус существования в государстве изменился, но внутреннее расслоение, устои, как были, так и оставались в целом незыблемыми. А русский этнос по-настоящему пострадал. Поэтому, мне кажется, что кризис современной российской семьи связан с глубинным кризисом идентичности.

Вы задали вопрос: как общество относится к многодетным? А знаете, я не вижу этого общества, о котором можно было бы сказать, что оно к чему-то и как-то относится. В нашем обществе нет целостности, гомогенности, сплоченности, того, что позволило бы заявить: российское общество относится к вопросу многодетности так-то.

Общества как целостности – просто нет.

Точки, вокруг которых концентрируются взгляды, внешние серьезные стимулы, вызовы – возможно, это то, что способно помочь обществу консолидироваться. Как было в ситуации с Украиной и Крымом, например, когда какие-то события стали притягивать людей друг к другу и стало появляться некое единство.

Возможно, то же самое должно произойти и здесь.

А пока я вижу, что российский исламский мир гораздо здоровее в плане семейных отношений, чем то, что мы именуем российским как-бы-православным миром. Это не на уровне теоретизирования, а на уровне практики особенно хорошо видно.

Однажды я летел с малолетним сыном в Минеральные Воды. Почему-то нам указали места в разных рядах. Так вот, единственный, кто без всяких разговоров и просьб вскочил и поменялся местом – был мусульманин из одной из закавказских республик. «Конечно, батюшка, о чём разговор?» Остальные – наши, родные, русские, с крестами на груди, молодые и взрослые, делали вид, что не слышат, а то и просто отшивали: «Не видите что ли, я уже сижу, и это – моё место!»

Когда вы приходите в кафе, например, то видите, что мы, русские, всегда сидим обособленно, по-отдельности, а мусульмане стараются не только поприветствовать единоверцев, но и сесть рядом друг с другом. Даже если в помещение заходит какой-то новый мусульманин, он тут же органически вписывается в это сообщество, несмотря на то, что ни с кем не знаком.

Я уверен, что наша консолидация должна произойти на уровне физической боли, какого-то глубинного ощущения появившейся сродности. Если этого не будет, то дальнейший распад только продолжится. Какие бы красивые лозунги не развешивали по улицам.

Сейчас в обществе есть огромная проблема с пониманием своей идентичности. Я бы назвал это ощущением растерянности. Люди сейчас хотят не на словах, а в самой жизни почувствовать что-то другое.

И когда мы говорим: вот, посмотрите на наши православные семьи, как у них всё хорошо, только потому, что они православные и многодетные… – это нечестно. Ведь на самом деле придут и посмотрят, и сделают свои выводы.

Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Они есть – но таких – единицы.

Они исключения. Чаще приходится сталкиваться с тяжелыми во всех отношениях непростыми ситуациями, в которых объективный взгляд найдет очень много негатива и невнимательности друг к другу.

Когда дети в таких семьях достигают относительно самостоятельного возраста, уверяю вас, они просто сбегают. Одни – пускаются во все тяжкие. Другие – хоть и живут с верой в Бога, но со значительной дистанцией от Церкви как института. В храм они, конечно же, не ходят. Поэтому я убежден, что сегодня мы имеем очень серьезные проблемы именно в содержательном плане: мы предлагаем людям многодетность как единственно эффективно работающую модель внутрисемейных отношений. И – ошибаемся.Многодетность – прекрасна, но не для всех.

Многодетность не сделает вас счастливыми механически.

Не существует никакой «волшебной магии» многодетности.

Понимаете, если вы не научились любить друг друга без детей, то оттого, что у вас появятся их шестеро, ваши отношения не перерастут в нечто большое по принципу перехода «количества в качество».

Если между людьми были серьезные проблемы изначально, если они не смогли полюбить друг друга, раскрыться друг в друге, держаться друг друга без детей или с малым количеством детей, то при появлении «магического» седьмого ребенка, как у нас некоторые говорят – «происходит полное омоложение организма женщины на клеточном уровне» … – так вот, ничего этого не произойдет и чуда не случится!

Я знаю семьи, которые распадались, имея троих, четверых, пятерых детей. При этом все эти семьи были глубоко православными, а некоторые даже ультрацерковными.

Однако дети в таких семьях получались духовными инвалидами, которые никакого отношения к Церкви сегодня уже не имеют. Они вырастают, уходят – и всё! И то, что их еженедельно приносили к причастию, что годами они сидели в воскресных школах – все это не работает. Или, в лучшем случае, эффективность минимальная.

Потому что механически в жизни личности ничего не работает. Работает только тогда, когда человека касается искренняя заинтересованность и любовь другого. Когда он приходит и отогревается, когда видит, что его любят не на словах, а на самом деле.

О лукавстве приставки «надо»

Недавно на нашем портале был опубликован опрос супругов из православных многодетных семей. Когда мужчин и женщин спрашивали о рецептах их многодетности, то рефреном и в унисон у всех звучала мысль: «Чтобы быть счастливой семьей, нужно любить эту жизнь, где много детей; любить заботиться; любить решать проблемы; любить разговаривать… потому что, если все это выполнять как долг, можно надорваться». А как быть, если попробовал и понял, что ну нет сил? Бывают же те, у которых не получается ни любить, ни справляться, ни терпеть. Есть у вас здесь рецепт, как у многодетного отца?

— Здесь вообще нет никаких рецептов, кроме одного универсального: когда человек учится любить, это всегда больно.

Это больно, потому что нужно всегда переступать через свою самость; нужно учиться находить основания, чтобы где-то собой поступаться.

И когда этот процесс начинает происходить в человеке, в родителе, дети его не могут не любить.

А все эти побудительные вещи с приставкой «надо», надо любить и так далее, они немного лукавые.

Ведь Христос никогда не говорил нам, что «надо любить». Он говорил «любите друг друга!» А это вовсе не «обязаны любить». Он говорил в значении перспективы, по направлению к которой нужно двигаться. Любить – это не требование. Хорошая же это любовь, когда она – требование!

Любовь – это условие жизни, а не требование, понимаете?

И если у нас нет этого понимания, если у нас во всем звучит «надо», то получается «нетеплая» любовь, вымученная.

Нередко это происходит потому, что многое делается «от ума». Вот мы услышали правильные слова, изучили правильные схемы из достоверных и благословлённых источников – и во все эти вещи начали пытаться правильно вписаться. В итоге –получаем жизнь «в образе». Который в итоге «съедает» своего носителя.

Но если мы ориентируемся на Спасителя как на единственный камертон человечности и правильности всего, мы не станем так поступать. Ведь Он не играл благочестивого еврея, не смотрел внимательно на реакцию окружающих, не пытался оценить, насколько эффективны или неэффективны его слова. Он был глубоко естественен. Он был искренен. У него , когда Он видел, что Лазарь в гробу. И Он плакал. Когда Он видел, что в притворе храма дерут многократно за жертвенных животных, чем за его пределами – Он был в гневе.

Эта глубинная детская непосредственность и отсутствие того, что мы сегодня назвали бы внутренней цензурой, «правильностью» в принятой нами в системе координат. Этой «нашей правильности» у Христа совершенно нет. Поэтому Он свободно переступал условности, даже требования закона – когда видел в этом необходимость.

Недавно в воскресение читалось Евангелие https://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/106718/voskreshenie-syina-nainskoy-vdovyi/. Подумайте, это же надо быть совершенно безумным с точки зрения любого благочестивого еврея, чтобы прикасаться к одру с лежащим трупом! Это, по иудейскому закону, ритуальное преступление! Все равно что сегодня Великим постом перед всем храмом съесть кусок баранины.

Но Христа ритуал не останавливает. Потому что в Нем нет нашей искусственной двойственности, когда мы, с одной стороны, понимаем, что должны быть вот такими, а по факту – другие. Мы превращаем себя в некий интерфейс, который транслирует то, что должно быть, от того, чего у нас нет, но очень хотелось, чтобы оно было…

Мне кажется, что большая проблема наших многодетных православных семей состоит в том, что они живут извне навязанными шаблонами и установками.

Шаблонами, которые навязаны людьми и средой, которая вообще не знает, что такое дети, семья, межличностные отношения и каковы сложности и проблемы.

Зачастую у нас экспертами по воспитанию детей являются вовсе не опытные и успешные многодетные родители, и даже не те, кто имеет одного ребенка, а бездетные, способные говорить высокие и правильные слова. Но все эти слова больше от ума, от книжек, от теории, а не от практики.

И когда семья оказывается заложником этих умных, правильных, благочестивых шаблонов, ее неизбежно ждет серьезный кризис. Выходом из этого кризиса обычно бывает разрыв шаблонов. Другого исхода быть не может.

И те, кто не смогли переступить эти шаблоны, неизбежно рано или поздно обнаруживают, что многое из рекомендованого, что ставилось во главу угла, просто не работает. Оно оказывается такой мулькой, блефом, который предлагается как нечто самодостаточное и бесконечно важное, эффективно работающее, а по факту оказывается десятистепенного значения, а часто и этого не имеет.

Михаил Шанько. «Пасха»

Мучения ради любви — разве не любовь?

— Так что же делать? Неужели нет никаких практических советов?

— Здесь есть только один практический совет. Нужно трудиться в изучении сложнейшей науки под названием «искусство любви». И правильно расставлять акценты в приоритетах. Исходя из вашей конкретной семьи, а не из некоего «абстрактного идеала».

Прежде всего постигать искусство любви друг ко другу, затем – к своим детям, а потом и к окружающим. Любить надо уметь. И этому надо сознательно учиться. Это – вовсе не очевидные вещи, как может казаться поначалу.

Классическая схема, когда молодые православные супруги с каждым новым ребёнком начинают отчуждаться друг от друга.

Всё брошено в котёл обеспечения многодетности. Друг для друга нет ни времени, ни сил, да и желания тоже нет. Вместо «вживания» друг в друга, узнавания друг друга, выстраивания отношений друг с другом, заработала, с позволения сказать, «фабрика по производству детей» и их дальнейшему обеспечению – ибо только это может быть оправданием близости как «узаконенного блуда» для тех, кто не может жить воздержно. Но если бы они загодя, ещё до порога супружества, честно признались друг другу, что главная задача мужа будет оплодотворять жену и финансово обеспечивать неуклонно растущую семью, а жены – регулярно рожать и воспитывать, отрабатывая в одном лице функции домработницы, повара, гувернантки и водителя, и это – 99% от содержания их супружеской жизни – не уверен, что они захотели бы вступать в брак с такой перспективой.

Одна из доминирующих установок в нашей среде – оправдание супружеской близости только в зачатии ребёнка. На брак многие хотят смотреть именно так: но давайте будем в этом вопросе последовательны. Если единственная цель близости – деторождение, и всё – тогда единственно допустимое время для этого – время овуляции, которое надо тщательно высчитывать, дабы не «промахнуться». Всё же остальное тогда – грех!

Нельзя смотреть на близость супругов, словно на биологический препарат под микроскопом. Это – тайна двоих, и только: это продолжение стремления их как личностей к глубинному душевному и телесному единству, это «одна плоть», без поглощения, без уничтожения одного другим. И зачатие ребёнка – естественное, но не безусловное следствие этой близости. Зачатием не исчерпывается смысл и полнота происходящего между любящими друг друга супругами. Отец Валентин Свенцицкий подметил очень важную деталь: «Половое чувство в своём высшем напряжении стремится к созданию «единой индивидуальности». Дети есть результат недостигнутой внутренней задачи в любви. Природа даёт возможность передать эту задачу последующему поколению».

Настоящая любовь «из воздуха» не берётся. Это определенное умение, которое в нашем постсоветском обществе тотально атрофировано. И я думаю, что от каждого из нас зависит, в какой мере умение любить и хотя бы не травмировать друг друга мы сможем возродить в нашем обществе. А ведь дети неизбежно копируют модели отношений в семье, и потом транслируют их уже в собственных семьях – либо, осознав, пытаются их мучительно преодолеть.

Как Спаситель говорил? «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Он же не сказал, что если у вас будет пятеро детей, если вы будете еженедельно причащаться и соблюдать Великий пост, вычитывать каноны и акафисты, но сказал, что узнает нас, «если вы будете иметь любовь между собой». Причем эта любовь не может не быть очевидной для окружающих. Она либо есть, либо ее нет.

В «Основах социальной концепции» ясно сказано: «Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе». И в продолжение – едва ли можно сказать лучше, чем это сказано дальше: «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни»».

Но чтобы научиться любви нужно время, много времени.

— Вот именно. На это и нужно и время, и силы, потому что все остальное –несоизмеримо по значимости и по отдалённым результатам.

А давайте обратимся в плоскость материальную, где многодетность уже свершившийся факт. Вот как говорят о многодетных: они живут, несчастные, на трех квадратных метрах, и угла друг у друга нет. Родителям некогда голову поднять, потому что они должны зарабатывать на жизнь, а значит пахать и пахать, что предполагает хроническую усталость. Когда тут любви-то научиться? В какой момент?

— Эти люди в такой ситуации, потому что они и есть заложники шаблона, который однажды был навязан им кем-то из «великих» авторитетов.

— Постойте, а как же раньше люди жили? Например, сто лет назад многодетная семья была нормой, рядовым случаем, а не исключением. Значит, не было у них таких проблем?

— Не знаю. Но мне приходилось общаться с людьми, которые родились еще в десятых-двадцатых годах XX века в крестьянских семьях, и у меня было острое ощущение их хронической недолюбленности. Да, это были взрослые, которые составили свои семьи, имели детей, внуков, но они так и остались ощетинившимися волчками, которым всю жизнь нужно было выживать и бороться за свое место под солнцем. Для государства, для работы, для карьеры – это может быть и неплохо. Но то, что в своих семьях они не знали любви, не имели навыка любви – это факт. Поэтому я бы не стал идеализировать те семьи и то прошлое.

— Не знаю, имеют ли в прошлом опыт любви сегодняшние многодетные родители, но нередко создается ощущение, что многодетные вынуждены жить по принципу: успеть, добыть, урвать – и все это ради детей. Идет ли речь о бесплатной путевке в лагерь для ребенка, билете в театр или на концерт, социальном продуктовом наборе. При этом рефреном звучит: «к счастью, я успела, нам досталось, мы попали». Или «войдите в положение», а «есть ли многодетным скидки»? И перед глазами череда мелких житейских успехов в этой добыче и погоне за благом для своей огромной семьи, часто через унижение, либо полный и тотальный провал и безразличие. Но это же тоже форма любви?

— Вы очень глубокую тему затрагиваете. Но я здесь вижу другое. Во всем этом лежит глубиннейшая компенсация той проблемы, в которой человек оказывается по причине того, что стал многодетным. Но это же ненормально. Такие люди – заложники. Нельзя на многодетность смотреть, как на некую «печать православности». Это не печать – а призвание, и тот, кто решается его исполнить – молодец и подвижник; таких надо всячески поддерживать и государству, и приходу. Поддерживать – но не вынуждать, когда они к этому не готовы, тем более, когда их отношения друг с другом и так висят на волоске.

Я понимаю, что я не в тренде со своими рассуждениями.

Но у меня четкое ощущение того, что многодетность – совершенно не универсальный рецепт спасения. Я убежден и настаиваю на том, что в браке первичны отношения между мужем и женой, между супругами. И хорошо, когда большое количество детей эти отношения укрепляют, переводят на более серьезный и глубокий уровень.

Но чаще выходит так, что муж с женой становятся машинами по обслуживанию детей.

И когда дети «разлетаются», супруги смотрят друг на друга опустошенными глазами, часто не понимая – а что это за кошмар у них тут был? И что за кошмар им еще предстоит, потому что они не знают, что делать друг с другом, ведь кроме детей в их жизни нет и ничего не было. За минувшие двадцать – тридцать лет может они и научились успешно «функционировать» друг с другом, но в глубинном постижении друг друга так и не продвинулись.

Я убежден, что нельзя смотреть на семью как на чадородную машину.

Значимость отношений между супругами в семье гораздо выше и глубже, она выходит за пределы чадородия. Семья – это не время, которое мы проводим, дожидаясь старости. Это не правильно и не нормально, если в семье у супругов нет возможности полноценно общаться друг с другом, нет возможности погружаться в тайну другой души, учиться уважать свободу другого, его (или её) несводимость к «заранее определённым рамкам».

Никакое количество детей не может быть оправданием невозможности реального и глубокого соединения душ этих людей. Потому что выходит, что любовь между людьми послужила лишь толчком к зачатию – и на этом вся ее энергия истощилась и закончилась. А дальше пошла работать машина по обслуживанию тех, кто родился. Но эта машина однажды неизбежно остановится – и что дальше? Навязывать себя в качестве бабушек и дедушек?

Главный смысл, миссия семьи, вложенная в неё Богом, состоит в том, что семья – это пространство предельной концентрации любви в мире. Если ребенок всеми клетками своего организма этой любви не ощущает, если видит, что родители загружены какими-то навязанными извне установками и делаются заложниками этих шаблонов, при этом у самих глаза потухшие, жизни нет, нет никакой радости, даже с утра, мне кажется, что-то неправильно в нашей консерватории: ноты-то безупречные, да только со слухом у исполнителей – проблемы…

Беседовала Дарья Рощен
я


Наталия
81081970

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться

Статья такая… наводит на размышления) Но, если честно, некогда особо думать. У нас четверо, еще маленькие все, старшей 10. Наоборот, в суете и погоне реализовать хотя бы часть когда-то задуманного в современной скоростной жизни — как раз-таки вытряхивает лишнее из головы))) А человек и не может знать, на что способен. Когда первый ребенок — не представляешь, что такое трое или четверо, и не представишь, пока не родишь 3го или 4го!)) Так что сложно говорить об осознанной многодетности, когда даже желая этого, представить точно не можешь, каково это. Единственный способ понять — это стать))) И я верю, что матери многое дается. Не может не быть поддержки свыше. Будто с каждым новым ребенком способности раскрываются.

Если любви между супругами нет и дети становятся заложниками непростых отношений — это да, проблема. Наверное, об этом статья… Тут чистая арифметика, чем больше детей, тем больше «заложников» конфликта. Хотя, с другой стороны, между детьми параллельно тоже связи выстраиваются. Поэтому они способны как-то поддержать друг друга. А когда один ребенок — беда. И в детстве одинок, и во взрослой жизни трудно, когда нет близких..

Так что все относительно. То, что дети — стимул развития и преодоления — это точно. И хорошо, когда мама и папа любят друг друга и дети это чувствуют. Отношения между супругами- своеобразная модель Мира для детей. А даже если кому-то из детей хотелось больше внимания и он его не получил, это тоже может быть неплохо. Тоже стимул развития, себя занять. Хорошо, когда внимание оказывается хотя бы иногда, но качественно… А так, молодые многодетные мамы (сама такая, учусь быть мамой))), помните, что вы — не рембо, и главная задача — спокойно выполняя свою работу (та самая суета), находить время радоваться жизни с детьми и супругом. Вот, например, раньше не могла, а сейчас спокойно: бросить в середине уборку, чтобы повырезать с дочкой (просит ведь!) или посмотреть, как сын подтягивается. Как-то так..

Пожаловаться
Анюта

Шикарная статья! Ничего нового, но для нашего города очень к месту. Из своего окружения 2семьи только могу поставить в пример, где жена не ноет, а дети растут в любви полноценной. Но это опять же со стороны. Как раз эти вопросы я и задавала себе во время развода))) но если бы прочитала эту статью в то время, а не сейчас, вдумчивости не было бы! Спасибо, Наташ!

Пожаловаться
Наталия
Анюта 
да, опыт меняет восприятие информации, и в разное время мы одну и ту же книгу или статью воспримем иначе
Пожаловаться
Александровна

Если достаточно материальных благ и что-бы мама не работала а занималась детками — то сколько угодно… и это здорово. НО… когда ты ходишь на работу зарабатывать деньги, твои детки все равно с другими людьми целыми днями… и ты их видишь пару часов в сутки

Пожаловаться
Наталия
Александровна 
да, и это не есть хорошо. К слову, многодетные мамы бОльшую часть оказываются дома. Но это не спасает, если с папами нет взаимопонимания и любви.
Пожаловаться
Александровна
Наталия 

это точно… семья… они должна быть основана как раз на этих двух столпах

Пожаловаться
Екатерина Дубова

Со многим не согласна, если честно прочитав эту статью можно задуматься о том что никому не под силу многодетность. Как священник он мог бы сказать просто, что многодетная семья это воля Божья все-таки, можно хотеть но не иметь много детей.

Пожаловаться
Наталия
Екатерина Дубова 
воля Божия везде, а многодетность вполне по силам- и об этом статья. Только тем супругам, кто научился любить и принимать друг друга- тогда дети только укрепляют. У Дмитрия Смирнова есть передача семьи, у которых 18 детей- потрясающе просто
Пожаловаться
Екатерина Дубова
Наталия 

Классное видио, конечно нам да такого далеко, это вообще примерная семья!!!

Пожаловаться
Наталия
Екатерина Дубова 
да, но они есть — значит это возможно
Пожаловаться
Яна

Наташа, как мне нравится читать твои комментарии — умеешь объяснить на примерах и очень доступно.

Статья хорошая, многое почерпнула для себя, здорово сказано про любовь к каждому действию в семье.

Про стереотип: у меня знакомая родила трех мальчишек-погодок, так её часто в патологии и роддоме спрашивали «вы-матушка?» )))))Видимо, мало кто готов на такой поступок, но она именно такая — и коня на скаку, и мужиков воспитает.

Пожаловаться
Наталия
Яна 
но мне её жаль
Пожаловаться
Яна
Наталия 

Почему? Потому что это нелёгкий труд?

Пожаловаться
Наталия
Яна 
потому что она взяла мужскую роль
Пожаловаться
Яна
Наталия 

это да, у них наоброт — жена руководит, муж смягчает.

Пожаловаться
Наталия
Яна 
и это разрушает женщину как женщину. Я сама такой была, и скажу точно- это плохо. И только удар судьбы под дых заставил действительно стать женщиной и доверить мужчине его мужскую роль. Но сейчас я счастлива- и слава Богу, у Него нет ненужных уроков
Пожаловаться
Ольга
Отдельные вещи очень правильные и очень глубокие. И, может, действительно в православной среде есть такая проблема шаблонного мышления в вопросе детей. Но в остальном — нет, нет! Как будто не Господь детей дает, а мы сами делаем что нам вздумается. И вообще выражение «сознательная многодетность» какое-то нехорошее, неправильное, я, наверно, не смогу до конца объяснить… Про внимание вообще не согласна, ни разу! Вот что-что, а вниманием больше всего обделены единственные дети с работающими родителями.

Я не очень за планирование — что-то в этом есть нездоровое. Хотя сами мы и планируем, но по причине именно физического и психологического нездоровья, и я нас не оправдываю… А если любви нет, так её и с одним нет, и с нулем нет, и просто над этим нужно работать всем без исключения...

Пожаловаться
Наталия
Ольга 
ну вот моя знакомая «напланировала» четвёртого ребёнка в надежде, что это удержит мужа. Ушёл. Ты бы видела, какими росли эти дети. Вся школа вздыхала с облегчением, когда один из них выпускался. Планирование — это меньшее из зол в современном извращённом мире. Ведь внимание к детям и желание заниматься ими зависит не от количества детей, а от самих родителей. Суть в том, что родители должны сначала построить основу — принять друг друга, научиться общаться, понимать, принимать — любить друг друга. А потом своим примером воспитывать. Ребёнок не спасёт ни один брак, но может заставить родителей пересмотреть свои отношения и начать работать над собой. В любом случаю это задача не детей, а взрослых- строить семью. Раньше, когда развод был нонсенсом, планирование было дикостью. Теперь, когда редкость пар готовы пройти весь путь до конца чего бы ни было — надо думать, что мы в ответе не только за себя. Если бы ты знала, что творят от боли дети разводящихся родителей- ты бы поняла, о чём я. Сначала они начинают ломать свою жизнь всеми доступными способами — чтобы только родители отключились от выяснения отношений и переключились на него. Потом он может и смириться, но на переживание родительского развода тратится столько энергии, что только 30% таких деток способны поступить и окончить вуз. У них нет сил. Поэтому моё мнение — не хочешь работать над семейными отношениями (оба в семье) — планируй.
Пожаловаться
Ольга
Наталия 
Мне показалось, что статья для тех, кто считает себя православными, но подвержен стереотипам, как православного благочестия, так и современного мира, и живет в путанице, упуская главное. Согласна с Машиным комментарием — не можем мы судить, что нам по силам, и подвиги и любые поступки совершаются людьми вовсе не потому, что они чувствуют, что это им по силам.
Пожаловаться
Наталия
Ольга 
скажи, а неправославные семьи не попадают под Божий закон? Или Бог пришёл спасти только православных? Закон един для знающих его и не знающих — потому что духовные законы действуют независимо от того, верим мы в них или нет. Все умрём, и все ответим. Жена чадородием спасётся. Но только если воспитает детей в Боге. А в Боге- это в любви — в первую очередь в семье
Пожаловаться
Ольга
Наталия 
Да с этим-то я не спорю… Но что-то в рассуждениях батюшки не то.
Пожаловаться
Наталия
Ольга 
поэтому и споров много. Но по большому счёту я с ним согласна
Пожаловаться
Любовь

Не в тему напишу, просто каждый раз, когда читаю интервью с Павлом Великановым или что-то о нем, меня всегда бросает в холодок сначала. Просто моего отца так зовут — Павел Великанов, и это так поразительно, насколько разные судьбы, люди, пути...

А по поводу самого интервью… скажу так — многодетность — это призвание. Нужно иметь огромную любовь, чтобы справится с этим крестом, нужно иметь огромное терпение и смирение, но все-таки главное первое. Мы поколение, которое не учили любить… Я часто плачу об этом. У меня перед глазами примеры разной многодетности и к сожалению не всегда радостной, но есть поразительные семьи, они будто светяться изнутри и дети там счастливы. Это великий дар воспитать счастливых детей, порой даже в лишениях и трудностях.

Пожаловаться
Наталия
Любовь 
да, нас не учили ни любить, ни строить семью, взращивать отношения. Поэтому каждой семье надо заниматься именно этим- а многодетность- тоже Дар- естественный итог. Если поменять местами, не всегда получается. Потому что второе должно вытекать из первого, иначе получится дом без фундамента. Может и устоять при штилее, но если буря- рухнет
Пожаловаться
Любовь
Наталия 
Для меня это самое тяжелое обучение, особенно страдаю, когда идет откат в успехах… если можно так сказать. А в голове именно такой «волшебный» мир многодетной семьи, как с картинки. А на деле — не могу справиться с двумя без раздражения… ужасно.
Пожаловаться
Наталия
Любовь 
помоги Бог!
Пожаловаться
КЛЮКВА-вСахЕре
Спасибо. Поразмышлять…
Пожаловаться
Наталия
КЛЮКВА-вСахЕре 
Пожаловаться

Читала ее раньше, полностью согласна, все правильно он сказал.

Пожаловаться
Наталия
Ленусик 
Пожаловаться
СветланаЯ
а мне понравились рассуждения батюшки… Все правильно он говорит! действительно если супруги изначально не научились любить то друг друга, принимать, терпеть… то с появлением детей… все только обостряеться! и всем не сладко и детям и супругам! Нужно поддерживать друг друга во всем, чтоб и мама была счастлива и дети тогда тоже будут счастливы… от того что мир в семье царит!
Пожаловаться
Наталия
СветланаЯ 
с этим я согласна на миллион процентов, и этим меня статья и взяла
Пожаловаться
СветланаЯ
Наталия 
ох, Наташ… надо мужу моему дать почитать… А то что то мой многодетный только хвалиться любит на работе детьми… а как жене помогать… так иди дождись… Как я с первыми двумя одна прыгала, так и счас почти так же… у него все работа....
Пожаловаться
Наталия
СветланаЯ 
да, невозможно заставить понять, что самая главная работа- воспитать
Пожаловаться
СветланаЯ
Наталия 
вот, вот… если уж стал отцом… А то под предлогом зарабатывания денег… и так уже испортил отношения с первыми двумя… Так и счас… я и за папу и за маму… Его не волнует что мальчики то вообще то с отцом должны возиться и общаться плотнее… Вот уж думаю или характер такой у него или пример отца с матерью… грустно мне… Часто из за этого депрессую...
Пожаловаться
Наталия
СветланаЯ 
грустнопомоги Бог!
Пожаловаться
Полина

мне очень понравилась эта статья, не помню где на нее наткнулась..., прям мои мысли озвучил.

Пожаловаться
Наталия
Полина 
да, статья честная
Пожаловаться
Liebe
В целом понравилось, но кажется местами сам себе противоречит, в то же время нахожу ключевое слово — Любовь.

В итоге да, без любви вообще сущесуществовать в этом мире глупо, ведь именно любить друг друга учит нас Наша Вера.

К счастью мне не стыдно за свою многодетность, благодарю Бога за моих детей, а муж мой благодаря нашим детям учится любить! С каждым ребенком приходит новое понимание этого слова и чувства)

Кому то и без детей дан такой дар.

Пожаловаться
Наталия
Liebe 
да, тут единых рецептов нет
Пожаловаться
Мария
Читала уже последующие статьи о. Павла на эту тему, где он конкретизирует свою позицию. С одной стороны, греет сердце мнение Священника, что женщина не покорная «родильная машина» и имеет на это право. ( справедливости ради, надо сказать, что пришёл к этому уже вдовец). С другой- мы вряд ли можем объективно оценить, что нам по силам, а что нет. Очеень тонкая грань между действительной немощью и расслабухой. Утрировано, но с такой позицией, мы можем и от постов отказаться. А что? Господь не сказал, что кто постится, тот спасётся, а о Любви. А если начала я постится, а тут крутить меня начало: злюсь ещё больше. Ну, что же, не готова, значит, брошу поститься, буду любви учиться...) в одном согласна однозначно-это дело каждой семьи и никого другого.
Пожаловаться
Наталия
Мария 
да, такие спорные темы всегда на грани, и готовых рецептов нет. Но мне понравился честный взгляд. И да- греет душу, что священник признаёт сложность ситуации и право выбора. Я сейчас не потянула бы беременность по многим причинам, хотя если Бог даст — пойду рожать. Но честно — не готова никак.
Пожаловаться
Женька

Очень интересная статья, так всё грамотно объяснено, по честному так.

Пожаловаться
Наталия
Женька 
да, честно
Пожаловаться
Nataly
Очень необычные рассуждения для священника… Где-то спорно, где-то в точку. Я не поняла вот: так с сексом-то как быть? Грех это — секс без цели забеременеть? Или это служит как раз укреплению любви между супругами, то, о чем и говорил священник?
Пожаловаться
Наталия
Nataly 
секс в семье не грех. Грех секс противоестественный даже между супругами. А всё остальное — не грех. На интимные отношения есть табу только в Страстную Седмицу и день до (лучше минимум три) и день после причастия. Что касается предохранения, то грех использовать абортивные и потенциально абортивные средства — спирали, ОК. Барьерные допустимы, в идеале воздержание. Но если воздержание разрушит семью, а детей иметь проблематично например по состоянию здоровья или один из супругов категорически против — то меньшее из зол предохраняться неабортивными средствами
Пожаловаться
Nataly
Наталия 
Про спираль знаю и не ставлю по соображениям веры. А вот ок — это же не абортивный метод? И как быть, если супруг против барьерных методов?
Пожаловаться
Наталия
Nataly 
ок потенциально абортивные. Если овуляция всё же «случайно» наступает, они приведут к выкидышу. Этого может и не случиться. но опасность есть всегда. Поэтому церковь не рекомендует их применять.
Пожаловаться
Наталия
погуглите Ирину Жгарёву, у неё очень хорошая рассылка на тему женского здоровья
Пожаловаться
Любовь
Наталия 

Не могу понять этой теории об абортивности ОК. Ведь по сути, даже в инструкции написано, что при наступлении б.при приеме ОК стоит просто прекратить их прием, не более. Это говорит о том, что такие гормоны не могут «абортировать», максимум препятствуют нормальному выделению прогестерона. Для того, чтобы произошла овуляция, это нужно пропускать прием не менее трех раз! Так любой метод становится опасным.

Мне прописывали ОК в 15 лет, в виде лечения. После двух лет его приема у меня были проблемы в виде «спящих» яичников и даже матка была не по размерам моего возраста, поэтому мне грозило бесплодие. О какой тут овуляции говорить...

Пожаловаться
Наталия
Любовь 

при ок иногда беременеют. Почему прекратить? Потому что будет выкидыш. Почему беременность наступает? Потому что не сработало- и овуляция произошла. Так что всё закономерно. Ну и сами по себе они больше вреда приносят, чем пользы. Их приём не оправдан.

Пожаловаться
Любовь
Наталия 

Но ведь если есть беременность на ОК, значит абортирующего эффекта нет. Если продолжать их употреблять, то конечно они будут глушить прогестерон

и не верю я в беременность на ОК при правильном их приеме и соблюдении всех правил. Вот хоть убей. Просто стыдно себе признаваться о пропуске таблеток или совмещении их с препаратами, которые «глушат» их эффект.

хотя я сама против ОК

Пожаловаться
Наталия
Любовь 
дело не в том, во что мы в данном случае верим, а в научно доказанные факты. Церковь не против лечения, не против контрацепции как таковой и даже не против эко — а против тех вариантов, когда есть абортивный эффект. если эко просто путём введения спермы мужа жене — да, если из нескольких созданных эмбрионов выбираются лучшие, а остальные утилизируются — нет. Если метод предотвращает бер, а в случае непредвиденной беременности не ведёт к выкидышу — да, если есть даже небольшая вероятность абортизации — против. Потому что нет гарантии, что эта доля процента не случится с тобой. И если ты знала, и всё же применяла — будешь виновна в убийстве. А уж верить или не внерить, применять или нет — свободный выбор каждого
Показать ещё