Уныние и праздность
Как человеку спастись от уныния, апатии и не впасть в праздность? Какое из двух зол меньшее?
Отвечаетпротоиерей Федор ПОВНЫЙ, настоятель храма в честь Всех Святых в Минске, председатель Правления Департамента внешних связей Белорусского Экзархата, руководитель Дома Милосердия:
В Церкви каждый год во время Великого поста читается известная молитва преподобного Ефрема Сирина, содержащая такие слова:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. И действительно, праздность — корень всех грехов, основной человеческий недуг, который отравляет душу. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянет всегда «вниз», а не поднимает «вверх», что постоянно убеждает нас в невозможности что-либо изменить. Это поистине глубоко укорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «а зачем?» И благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.
Плод праздности — уныние. В святоотеческой литературе уныние определяется как величайшая опасность для человеческой души. Находясь во власти уныния, человек перестает видеть хорошее, для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — воистину дьявольская власть над человеком. А дьявол, прежде всего, лжец, клеветник и обольститель. Он лжет человеку о Боге и о мире, наполняя жизнь тьмою и отрицанием.
Уныние — это самоубийство души. Ведь впав в уныние, человек теряет способность видеть свет и стремиться к нему. Потому не может праздный человек жить без уныния, ведь мнимое пустое жизнелюбие как раз и рождает этот тяжкий грех.
А во второй своей части молитва Ефрема Сирина взывает к Богу о даровании добродетелей:
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Таким образом, в этой удивительной молитве перечисляются не только человеческие пороки, в которых мы раскаиваемся и от которых пытаемся избавиться, — но и добродетели, которые мы надеемся обрести. В любом молитвослове Вы легко найдете ее полный текст, и если попробуете вчитаться в него, применить к себе, то всегда будете иметь в памяти как бы список возможных индивидуальных подвигов. И цель этих подвигов состоит, прежде всего, в освобождении от основных недугов, отравляющих часто всю нашу жизнь и препятствующих нам вступить на путь обращения к Богу.
Уныние: праздное горе«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Сильную печаль или уныние святые Отцы метафорически сравнивали с пастью льва: не успеешь заметить, как оно может быстро поглотить или пожрать человека, уничтожить его. Иоанн Лествичник назвал уныние «всепоражающей смертью».
Уныние часто также сравнивали с леностью, упадком сил, потерей мужества. Особенно сильно уныние способно нападать на человека в середине дня, в полдень. Поэтому его порой отождествляли с «полуденным бесом» из 90-го псалма (Пс. 90.7).
Иногда человека в состоянии сильного расстройства, которое близко к унынию, клонит ко сну, хотя он и не является уставшим. Поэтому про уныние также говорили, что ему соответствует состояние сонливости, отягчение души и тела.
По-древнегречески уныние ἡ ἀκηδία (akēdia). Дословно на русский это слово переводится как «беспечность», «нерадивость», «беззаботность». Образовано древнегреческое уныние от приставки ἀ, имеющей в данном случае значение отрицания, и слова τό κῆδος (kēdos), что значит «тревога», «забота», «горе».
Можно заметить, что налицо вроде бы некий парадокс: ведь, казалось бы, уныние как раз возникает как следствие слишком сильной озабоченности чем-то, когда человек чего-то страстно желает, но не может этого получить или достигнуть. Вот он и начинает сильно печалиться или унывать. Однако, на наш взгляд, тут есть своя логика. Беспечность и беззаботность в данном контексте следует отождествлять с праздностью, которая есть одна из основных форм внешнего проявления уныния, а также – одна из главных причин его возникновения. Это ситуация безделья или внутренней неспособности действовать, когда у человека в духовном смысле опускается руки, и он уже не может бороться за наличие смысла в своей жизни. Все можно перенести в жизни, говорил русский философ Николай Бердяев, если ты видишь в этом смысл.
Мы тут хотим напомнить одну из двух своих статей «Толкового словаря», посвященных разбору великопостной молитвы Ефрема Сирина. Дело в том, что по-гречески ее начало звучит немного иначе, чем по-церковнославянски и по-русски:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания, любоначалия и празднословия не даждь ми.
То есть там, где у нас стоит уныние (второй по числу порок, от которого мы просим Бога нас избавить), у греков стоит многоделание .
Своя глубокая логика есть и у греческого варианта этой молитвы, и у нашего. У нас эта последовательность, в которой после праздности сразу стоит уныние, выражает то, что именно праздность и порождает уныние. Поэтому в качестве одного из рецептов борьбы с унынием в духовной литературе рекомендуются в том числе занятия рукоделием, каким-нибудь ремеслом, просто регулярная физическая работа. Есть легенда про одного святого, который плел корзины из тростника, потом сжигал все, что сплел за прошедший год, и снова брался за дело.
Как учили Отцы Церкви, победа над унынием не дается сразу и предполагает, как правило, длительную борьбу. Какие еще есть средства борьбы с унынием кроме рукоделия? Ведь уныние – это духовная болезнь, и способы борьбы с ним должны быть не только физические, как ремесло или рукоделие, но, прежде всего, духовные.
Одно из главных средств в борьбе с унынием – терпение https://www.foma.ru/terpenie-ozhidanie-ili-stoyanie-na-meste.html (древнегреческое слово ἡ ὑπομονή). Об этом лекарстве против уныния сказал сам Христос: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21.19).
Другие важнейшие средства борьбы с унынием – это надежда (человек «с благой надеждой закалает уныние, мечом первой умерщвляя второе») и покаяние, память о своих грехах («плачущий о себе не знает уныния»).
Но, наверно, самое важное средство (и самое сложное к применению в состоянии уныния) борьбы с этой страстью – молитва, когда Бога молят о том, чтобы даже невозможное стало возможным. Тогда пропадает почва для уныния и отчаяния. Ведь они и возникают оттого, что человек не видит выхода из сложившегося положения дел. Но вот что по этому поводу говорил, например, христианский философ Кьеркегор: «В возможном верующий сохраняет вечное и надежное противоядие от отчаяния; ибо Бог может все в любое мгновение…Спасение – это высшая невозможность для человека; но для Бога все возможно! Именно здесь происходит битва веры, которая сражается как безумная за возможное».
Так и не разобралась в новой версии, как в закладки добавлять, а это из тех статей, которые надо перечитывать! (мне так точно)
Спасибо, Наташа. Так хочется этот материал маме переслать, но боюсь, она опять начнет рыдать, а потом перестанет вообще со мной общаться. Обижается даже на пустяки, а тут… скажет, что она ни в чем не виновата, она больной человек, а мы ее жизни учим.
Печально. Ладно б старой бабушкой в маразме была, но ей всего 55.
Да. Папу жалко прям, я бы рядом с ней уже давно у катушек слетела. А он живет, терпит.
Так и стараюсь, Наташ.
?
Одно из главных средств в борьбе с унынием – терпение.
Об этом лекарстве против уныния сказал сам Христос: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21.19).
Другие важнейшие средства борьбы с унынием – это надежда (человек «с благой надеждой закалает уныние, мечом первой умерщвляя второе») и покаяние, память о своих грехах («плачущий о себе не знает уныния»).
Но, наверно, самое важное средство (и самое сложное к применению в состоянии уныния) борьбы с этой страстью – молитва, когда Бога молят о том, чтобы даже невозможное стало возможным. Тогда пропадает почва для уныния и отчаяния. Ведь они и возникают оттого, что человек не видит выхода из сложившегося положения дел.«маленький дожжишка (дождик) — лодырю отдышка» папуля всегда так говорил!
Мой дедушка говорил: "Мигрень -работать лень", имея ввиду, что когда человек занят делом, нет у него времени на страдания.
Спасибо, Наталия, хорошая статья.
Статья, впрочем, как всегда, для меня актуальна. Спаси Бог!
Какие полезные слова.Спасибо, Наташа.