Почему ребёнку бывает трудно заговорить

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если до 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Ведь причины могут быть совершенно различными.

Самые типичные варианты речевых трудностей у детей 2—2,5 года.

Задержка на стадии называния. Ребенок легко повторяет названия предметов за взрослыми, но в реальном взаимодействии с людьми заменяет речь жестами, движениями, требовательными возгласами и т. д. Отсутствие речи невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство плачем и криком. Такая задержка может произойти, если взрослые ограничивают общение с ребёнком до уровня простого называния знакомых предметов, мало разговаривают с ребёнком, не читают книг.

В данном случае взрослым рекомендуется, во-первых, сопровождать показ предметных действий рассказом: «Ко-ко-ко, где тут домик, я буду в нем жить», а Катенька отвечает: «А ты сначала расскажи, что делать умеешь» и пр. Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе...». И в-третьих, как можно больше говорить с ребенком, читать ему книжки, вместе с ним слушать пластинки, создавая необходимую питательную речевую среду.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Когда общение ребенка со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом (Как и почему появляется первое слово .

Ориентация на предметный мир может стать причиной других трудностей — «выпадение» из ситуаций общения с окружающими. Например, малыш, не поднимая головы на обратившегося к нему с разговором взрослого, увлеченно продолжает катать машинку. Даже свой протест выражает как-то особенно, смотрит куда угодно — на игрушку, в пустоту, только не в глаза человеку. Отсутствие необходимых связей с людьми проявляется в стремлении делать все самому, взрослый как партнер по совместной деятельности, как человек, демонстрирующий какие-либо образцы действий ему не нужен. Следует иметь в виду, что родители не должны стремиться к чрезмерному заполнению жизненного пространства малыша игрушками, предмет должен быть введен в мир ребенка взрослым, и все действия с ним должны развиваться в логике сотрудничества с близким человеком.

Ребенок, занимающий себя сам, подолгу сосредоточивающийся на предметах, удобный тем, что не доставляет окружающим хлопот и не стремится к постоянному взаимодействию с ними, — явление неблагоприятное. Как правило, оказывается, что и предметные манипуляции у такого малыша весьма бедны и однообразны, хотя многочисленны.

Как же следует поступить в таком случае? Прежде всего вернуть эмоциональный контакт с малышом. Ласковое поглаживание по головке, называние по имени, положительная оценка его возможностей, зрительный контакт. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом и т. д. Можно поиграть и в «сороку-ворону» и в другие совсем младенческие игры.

Большое значение имеет также и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер — куклу жалеть, кормить, называть по имени, в машинку посадить водителя, обезьянку лечить и т. д. Бесчисленное число игрушек и разнообразных предметов, которые окружают малыша, следует сократить, оставив лишь немногие. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если вы замечаете, что ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Также полезны и игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, ребенок, заражаясь общей обстановкой взаимодействия, повторяет слова вслед за ним. Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недосягаемое место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием незаурядным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых» занятиях. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать мир.

«Детские слова» — могут препятствовать развитию нормальной человеческой речи. Взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не говорить с малышом с помощью различных «бу-бу» и «ням-ням», а стараться постоянно привлекать его внимание к звукопроизносительной стороне речи.Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения.

Стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми правильными предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать своим знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, ему рассказывают, показывают, ставят пластинки, читают сказки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. И казалось бы, все идет прекрасно. Но иногда такой ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что слабая еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову.

Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова


Анна
Анна
Челябинск
1172609

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена
Елена
Милана
10 лет
Щелково

Сын у меня тоже заговорил после 3. Сейчас говорит,что захочет, правда с произношением беда, и все-таки после 4 пойдем к логопеду. Дочке недавно два исполнилось, уже говорит предложения из 2-3 слов, постоянно появляются новые слова… Это я к тому, что дети все разные, и, как правило, после 3 начинают говорить. Знаю родителей, которые чуть ли не двухлетним уколы ставят, потому что говорит всего 10 слов, например...

Пожаловаться
мария
мария
Арсений
15 лет
Александра
18 лет
Софья
5 лет
Ольга
1 год 11 месяцев
Москва

у детей разные темпы развития! и эта усредненность всех замучила. тоже волновались почему дети в 3 не говорят, логопеды наотрез отказывались работать т.к. начинают работать только с 4 лет! (а тут аж 2 года). Кстати к 4 дети заговорили. Как говориться и не заткнешь :) Надо принимать детей такими, как они есть, а не тянуть за уши под «средних».

Пожаловаться
Асечка
Асечка
Данил
21 год
Озерск(Челябинская обл.)
а вот наших развивалок достоточно: постоянно ребенок слышит диалоги между всеми сленами семьи, читаем, лепим, рисуем, ходим в театр, но не говорим. А проблема одна: соска. Ненавижу ее



Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Интересно!

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар

В общем детей надо целовать и общаться с ними везде и всюду, отвечать на все вопросы, не ограждать их от совместных семейных дел и будут те еще болтуны, логопеды будут без работы))) Проверено)))

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Зеленоград
Хорошо когда такие вещи написаны легким языком;))
Пожаловаться
Оксана
Оксана
Велизара
19 лет
Златаслава
10 лет
Варвара
5 лет
Абаза