Поведение
Начался период «Я САМА», правда не на всё подряд, а пока только на мытьё рук и чистку зубов: одёргивает руки со словами «сама буду мыть ручки» или выхватывает у меня щётку со словами «сама буду чистить зубы».
Продолжается период отрицания. Когда у нас с ней расходятся желания, например, она хочет, чтобы я ей почитала книжку, а я говорю « А я хочу кушать», Алёна начинает топать ножками, вертеть головой и протестовать «Я не хочу, чтобы мама хотела кушать!». Может даже заплакать. Ей пока сложно, видимо, осознать, что мама — существо, отдельное от неё, и у неё есть свои желания, отличные от её. Это очень умиляет, так жалко её, она так искренне «НЕ ХОЧЕТ», но приходится настаивать на своём, чтоб потихоньку привыкала. Частенько на мои просьбы/предложения «неткает». Я всегда реагирую «ну нет — так нет», т.к. заметила, что она не наглеет и, как правило, потом всё равно делает, что я прошу. Ей главное, чтоб я просто приняла её право на отказ.
Уже месяц, как начала ходить на горшок по маленьким делам, без напоминаний. Сначала забывала снять трусики, через неделю стала снимать и обратно надевать потом. Сама открывает крышку унитаза, выливает, закрывает крышку, потом идёт и сообщает мне о содеянном. На прогулке начала ходить в дорожный горшочек. Ночью пока не просится и на горшок отказывается идти, иногда терпит и всю ночь сухая, а иногда не выдерживает.
Стала общительней, комфортно себя чувствует в компании других детей любых возрастов, как знакомых, так и незнакомых. Не пугается криков, как раньше, не боится слишком близкого настойчивого проявления внимания маленьких детей и не сторонится их, как раньше, поддерживает игры более взрослых детей — хохочет с ними, подыгрывает, особенно ей весело с мальчишками постарше в возрасте 4-5 лет. Вообще стала комфортно чувствовать себя без моего присутствия, не цепляется, не прячется за меня, как раньше (до 2-х лет), не ищет глазами, и вообще, как будто, забывает о моём существовании, ведёт себя сама по себе. Иногда мне кажется, я вообще могу уйти с площадки по своим делам часа на два, она и не заметит. В июле ходили вместе на свадьбу, было много народу, Алёна очень хорошо себя вела, не капризничала, ходила и бегала везде сама по себе, общалась с гостями, танцевала, про меня практически не вспоминала (4 часа там были). Кто-то из знакомых, глядя на неё, сказал, что она вполне комфортно бы чувствовала себя в садике.
В последнее время часто подходит ко мне, и целует много-много раз, обнимает крепко за шею или за ногу (если я стою) и говорит «Мамочка, мамочка любимая». Я сразу таю — как же это безумно приятно! Особенно любит так делать, если я начинаю сердиться на неё. А я ей благодарна за это — это помогает мне сдержать эмоции, я сразу успокаиваюсь и могу спокойно с ней поговорить без криков. Очень меня радует такая тенденция.
Когда Алёну переполняет восторг (во время подкидывания папой к потолку, или когда вместе с ней прыгаем на фитболе, или когда высоко качается на качели), она начинает петь свою любимую песенку, еле переводя дух «собака бывает кусачей» — это у неё высшее проявление радости, так сказать.
Повадилась есть вместо завтрака и обеда один торт (домашний с ягодами). На ужин опять просит сначала торт, я отказываю — начинает канючить, переходя в плач. Я продолжаю сидеть и есть молча, не обращая внимания. Алёна посидела-посидела, похныкала, погоревала, потом взяла тарелку с супом, со вздохом сказала «Ну ладно» и начала есть суп.
Моторика
Ловит мыльные пузыри двумя руками или ртом, или протыкает указательным пальчиком. Держит пузырепускатель, макает его во флакон и выдувает мыльные пузыри.
Пытается научиться отбивать мяч от пола. Закидывает его в корзину, пробует кидать в стену.
Любит перекладывать разную мелочовку (бусинки, пуговки, фасоль) по ячейкам.
Подолгу играет в детском маленьком бассейне, поливает из лейки близрастущие цветы на грядке, сама себя обливает из ведра или лейки или просто переливает воду из ведра в ведро. Смывает водой своей ручкой грязь с запачкавшейся ножки. Поливает ножки маме, моет маму ладошкой.
Дома поливает фикус, протирает разлитое, помогает застилать постель, убирать игрушки (чаще всего без моего напоминания, если я прошу — отказывается, т.к. «период отрицания» же в разгаре).
Любит надевать носки на себя, может сразу все натянуть (и тонкие, и тёплые) так, что ноги, как забинтованные палки, и ходит так по дому.
Пытается завязать узел из разных подвернувшихся под руку верёвок, завязать мне ленту на ноге.
Складывает ровно носовой платочек пополам и ещё пополам.
Пританцовывает, приставляя одну ножку к другой. Были на русско-айзербайджанской свадьбе, Алёна повторяла за танцующими взрослыми — танцевала лезгинку (быстро-быстро топала ножками на одном месте, высоко их поднимая) с таким сосредоточенным видом.
Игра
Любит играть со старшими девочками на площадке (4-10) лет в домик.
Любит качаться на качелях вместе с любимыми игрушками собачкой и зайкой, любит просто их одних качать.
Был недавно такой период, когда она свою безумно любимую игрушку (резиновую собачку Боньку, которую никому-никому не давала и горько плакала, если кто-то брал в руки) стала намеренно оставлять то в песочнице на ночь, то клала в чужой велосипед и хозяин уезжал с ней домой (пришлось, правда, потом идти к ним домой забирать, когда она осознала свою потерю). Не знаю, что это означало, но у неё, как будто, была потребность убедиться, что Бонька всё равно никуда не денется. В общем, проверки ему устраивала.
Ещё любит своего Боньку сажать на разные предметы, встречающиеся по дороге на площадку — на бордюр, на ветку ёлочки, на перекладины калитки или скамейки. Прячет его в подушку/одеяло и застёгивает, или в рюкзачок прячет. Или в какие-нибудь труднодоступные места его заталкивает, например, в лейку, а потом со слезами не может вытащить.
Любит сидеть в кроватке, обложившись мягкими игрушками, и разговаривать с ними. Кладёт их рядышком друг к другу и накрывает одеялком.
Любит подолгу играть с кубиками и мелкими фигурками, делает им домики или ещё как-то с ними возится по-всякому.
Любит забраться в пододеяльник и застегнуться на замочек. И меня туда заманивает залезть вместе с ней. Игрушки туда свои заталкивает.
Любит играть в прятки. Раньше пряталась так, что её видно всегда было. Сейчас стала более тщательнее выбирать места, чтобы было не так легко найти. Но по-прежнему прячется за прозрачную тюль и, видимо, считает, что её не видно — ей же не видно. Или спрячется так, что видны ноги (под стол) или так, что видна макушка (за диван).
Творчество
Рисует собаку (каляки-маляки).
Просит меня налепить ей маленьких «бончат» (от слова «Боня» — имя собаки). Я катаю ей всякие шарики-палочки-блинчики, а она их хаотично вместе слепливает в большой ком, говорит, что это домик для собаки. Отщипывает от этого кома маленькие кусочки и опять слепливает вместе. Любит отрезать кусочки пластилина стеком.
Речь
Все чаще снова стала говорить нормальными словами, а не «собачковыми». Правда, теперь начали появляться «заячьи » слова: «Ой, как зайко!» (это значит — Ой, как хорошо!)
***
Если что-то не получается или хочет, чтоб ей что-то дали, то ноет или нетерпеливо кричит «ну давай!!!» Я прошу её попросить меня ласково: «мамуля, дай/помоги пожалуйста...» или «мамуля, покачай меня сильнее». Алёна успокаивается и повторяет тоненьким робким голосочком, старательно выговаривая каждое слово. Сейчас уже просто напоминаю «как ты маму ласково просишь?» и говорю начало фразы, а она продолжает. Иногда она и сама всю фразу говорит без подсказок, недавно сразила бабушку наповал своей просьбой (меня рядом не было): «Бабуль, поставь, пожайся, мультик пло собаку». Ну как тут отказать ребёнку?))
Не любит, когда во время игры я отвлекаюсь на телефон, говорит «Мам, убели телефон пожайся»
***
Начала отвечать на вопросы «почему?»
Я: Почему собака бывает кусачей?
Алёна: От жизни собачей
Я: Почему на горшочек не писиешь? (в период приучения к горшку)
Алёна: Да я просто не хочу
А если не знает, что сказать, то просто говорит: «потому что...» и замолкает.
***
Пытается говорить сложноподчиненными предложениями:
«Он не включается, потому что у него нет кнопочки» (про мягкую игрушку)
«Закроем его, чтобы он не гавкал там» (накрывает одеялком мягкую игрушку-собачку)
Я раньше ей проговаривала «Будем спускаться и крепко держаться за перила, чтобы не упасть». Теперь говорю начало фразы, а Алёна заканчивает: "… чтобы не упасть"
Я: «Наденем нагрудничек...»
Алёна: «… чтобы не запачкаться»
***
Бабушка поднимает Алёну на качель: «Какая ты тяжёлая, Алёна, стала».
Алёна: «Ничего стлашного» (от меня научилась)
***
— Алёна, ты что там, на кровати писиешь?
— Нет, я плосто плыгаю (просто прыгаю)
***
Когда играет, приговаривает «Это у нас такой вот…»:
«Это у нас шалфик (шарфик). Да, это такой вот шалфик».
Комментирует свои действия: «Я буду толтик делать для собачат. Вот так вот сделаем, вот так. Всё, толтик у нас готов! Смотли!»
Комментирует свои передвижения: «я щас плиду», «я туда пойду», «тогда я пошла иглатьс собачками».
Когда вместе с ней играем, даёт мне что-то со словами «На тебе пластилин/кубики».
***
«Разговаривает» по телефону:
— Бонька пливет!
И говорит мне:
— Я Боньке позвонила
— Ну и как у него дела?
— ГавгавгО (хорошо)
***
Как-то пела целый день фразу «Не забывай меня» (строчка из песни — клип по телеку посмотрели случайно).
***
Сочинила новую сказку, опять на «собачью» тему: «Жили-были Собачка и Бонька. И решили они погавкать».
Ещё такой вариант часто любит повторять (совместного сочинения): «Жила-была собачка, была она гавгачка. А звали её Бонька. А по зайке — Шмонька» (по зайке — это значит, по фамилии)
***
И стишок один сочинила, а точнее, заменила слова у известного ей стишка на свои придуманные (опять же, на своём «собачьем» языке), но причём так, чтоб рифма соблюдалась.
У собачьей старой будки распустились незабудки.
Алёнин вариант: «У собачей гавкалайки распустились всемалайки».
Повторяю этот стишок за ней. Она кричит: «Нет, не так! Всемалайки!» Я повторяю за ней, она опять кричит «Не тааааак!» и обиженно ревёт на весь дом. Я уже перестала вообще произносить это слово, а через пару дней выяснилось, что она, оказывается, имела в виду два слова «ВСЕ малайки»!) Раздельно надо произносить, в общем. У Алёны всё серьёзно.
Часто стала просить читать стихи, потом «рассказывает» их сама, делая ударения, расставляя паузы, копируя ритм и интонацию, с которой я ей их читала, но только своими словами (что-то типа «на сабАне макакА, на сабАне макакА»).
***
Перед сном смотрим с ней картинки в книжках, и я читаю ей стишки или сказку рассказываю. А потом Алёна говорит: «А тепель нямку!» (грудь) и довольная, засыпает.
Как вы боретесь с не хочу? Я почитала, что настаиваете, чтоб привыкла. Но это если касается вас. А еще? А вот мой ребенок, мальчик,2,8 такое отчебучивает, что я даже не знаю, как себя вести. В автобусе: Я не хочу, чтобы мальчик сидел, стоял, держа игрушку (что угодно). На физиопроцедурах: Я не хочу, чтобы лялька лежала. Я тогда начинаю говорить А ты хочешь лежать? Он: да.Вот и ляля тоже хочет лежать и лечиться.Не понимает!!! И везде так.Он хочет, ему надо, можно, а другие по мановению палочки должны все прекратить делать, как только он захотел ., чтобы они не делали.