писала коммент в сообществе, но поняла, что хочу это отдельным постом про обучение ребенка. Пока продолжаю переваривать информацию фестиваля по семейному образованию. Размышления про обучение. Не важно, в школе или вне.
С одной стороны, выбор учителя — это здорово, но не всегда это возможно, к хорошему учителю обычно очереди, нужно за 1-1,5 уже ориентироваться по школам, знакомиться с учителями, собирать отзыв. Но и тут возможны сложности — мне, например, не повезло с учительницей первой, разгребала на личной психотерапии. Это был просто адский ад с унижениями и оскорблениями, хотя, найдется кто-то из родителей, кто, наоборот, поддерживает такой способ взаимодействия с ребенком («с ним надо построже!», «иначе не понимает» (с)).
на одной образовательной конференции была приведена такая статистика, что 75% девочек и 80% мальчиков к концу началки утрачивают мотивацию к учебе. Основная причина — это постепенное понимание у ребенка, что полученные знания невозможно интегрировать в реальную жизнь. Нам вчера приводили такой пример: примеры считать научился, а пойти в магазин и понять, какая будет сдача — нет.
Мне кажется, что здесь нет какого-то универсального рецепта, лично у нас это пока теория для школы + практика дошкольника (правда, по сути, это уже был у нас первый класс в игровой форме, без аттестации), школа только начнется, но вот какие идеи:
— школа школой, но основная работа происходит все равно в семье (не важно, на семейном обучении или нет). Например, счет прекрасно осваивается на настольных играх, письмо — в написании писем другим детям, окружающий мир — в прогулках и посещении тематических мест. Это может идти параллельно со школьной программой, ненавязчиво, в игровой форме,
— обучение ребенка искать и уточнять понятие. Например, мы разговариваем о чем-то, встречается незнакомое слово или понятие — мы вместе открываем любую энциклопедию и читаем, обсуждаем, таким образом, погружаясь в глубину. Конечная цель — научить делать это самостоятельно. Это очень и очень интересно.
— если ребенок видит, что его родители сами увлечены, с удовольствием узнают что-то новое, читают книги, интересуются чем-то, но ради этого занимаются какой-то скучной или однообразной работой, находя удовольствие в процессе, то это тоже передается ребенку. Например, я играю на пианино, дети видят результат в виде красивой мелодии. Но они так же видят, как я по много часов играю скучные гаммы (правда, я их скучным не считаю). Домашнее задание — это как тренировка мышц в спорте. Каждый свой ключик находит — красивый результат невозможен без упорных порой занудных тренировок. Внешняя мотивация постепенно переходит во внутреннюю.
— про среднюю и старшую школу — пока ничего не скажу, но мне понравилась такая идея — во время подросткового возраста можно предлагать разделить часть заданий с ребенком. Т.е., что-то он делает сам, а с чем-то я тебе помогу, сделаем вместе.
В конечном итоге, получается, жизнь во всех пониманиях этого слова, способствует учебной активности. Жизнь любознательна, она все время стремится к чему-то, развивается.
У моей старшей этого интереса не было никогда. С младенчества не любила слушать и читать книги. Слушала больше как предлог, чтобы я с ней перед сном посидела. Папа учил ее до школы читать-считать, английским занимался, но все это было так тягомотно для нее. А школа так вообще напрочь ребенка запорола. Поэтому мы с января 2016 на семейное перешли. Я все думала, что это моя вина, т.к. у нас были проблемы с привязанностью. Но на СО и даже за год до этого я стала все это восстанавливать, а интерес к учебе так и не появился. К аттестациям готовились по принципу «Надо!»)))
И вот я где-то уже к маю поняла, что у моего ребенка просто нет в приоритетах жизненных интеллектуальной деятельности, ей другая деятельность интересна. А интеллект у нее на последнем месте, по остаточному принципу. В этом понимании мне помогла психософия. Но это не означает, что ей вообще ничему не хочется учиться. Ей не хочется изучать именно школьные предметы. Но ей хочется научиться рисовать, лепить, снимать фильмы, играть на муз.инструментах, петь. Из школьных ее немного языки только и интересуют. Так что в следующем учебном году планирую делать упор на это. А аттестации — по остаточному принципу.
Кстати, на фестивале мы тоже были)))
здорово :)
Курс «Руководство по основам обучения» для деток постарше и взрослых.
Как учиться самому, как видеть и преодолевать препятствия в обучении. Что делать, если совсем не понятно или запутался.Очень мощно работает.И действительно помогает.
у нас пока тоже теория.
про себя могу сказать, что мотивации к учебе не имела ни в первом классе, ни в последнем. скучища. закончила на медаль, просто чтоб никто мне в душу не лез. как буду мотивировать ребенка в среднем звене — ума не приложу, я ж ни одному слову своему верить не буду
как поддерживаете учебную мотивацию?