2 вопроса психологу ( про детский сад)

Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу

Развитие личности важнее учебных навыков

«Детский сад — это ужас. Я помню, как меня заставляли есть морковные запеканки, как дети ябедничали друг на друга, а в тихий час нужно было лежать и не шевелиться, делая вид, что спишь! Я твердо решила, что не отдам своих детей в сад. Но, может быть, я не права, и они в садике будут лучше развиваться?»

Сразу скажу: у меня нет категорически отрицательного отношения к детскому саду. Однако дальше следуют несколько существенных «но», о которых мне хотелось бы предупредить родителей.

Если говорить об идеальной ситуации, то лучшее место для развития ребенка до четырех с половиной, пяти лет — это все-таки семья. В раннем возрасте формируются основы личности ребенка, его способность устанавливать близкие эмоциональные связи с другими людьми, его доверие миру. Детская личность развивается при непосредственном участии близких. Слишком рано оторванному от семьи ребенку придется научиться выживать и адаптироваться, и эти навыки в какой-то момент могут помешать развитию его личности.

Часто в качестве аргумента в защиту яслей и младших групп детского сада приводят потребность детей в социализации. При этом забывают (или попросту не знают) о том, что личностная социализация ребенка в раннем детстве происходит в общении со взрослыми, а не с другими детьми. Наблюдая за взрослым человеком, ребенок перенимает его слова, способы выстраивания взаимоотношений, эмоциональные реакции. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был похож на няню или воспитательницу детского сада?

Еще один немаловажный момент: малыш нуждается в постоянном объяснении (проговаривании) того, что с ним происходит, — ведь он учится чувствовать и понимать себя. И лучший помощник в этом нелегком деле, конечно же, мама. Воспитатель в детском саду не имеет ни времени, ни сил разбираться в нюансах потребностей и переживаний какой-то отдельной личности.

Поэтому, повзрослев, многие легко ответят, как «правильно» поступить в той или иной ситуации, но теряются, если их спросят: «А что вы чувствуете?». Однако без глубокого знания себя человеку сложно не только в общении с другими, но и с самим собой.

В детском саду сразу же наступает «коллективизация». Маленький человек еще себя не знает, а ему уже нужно знакомиться с Машей и Васей. Да еще осваивать и соблюдать новые правила. А ребенку очень сложно в голове уместить разные правила: у мамы с папой — одна система ценностей, одни порядки, а в детском саду — другие. Некоторые дети, проводящие бoльшую часть времени в детсаду, начинают «строить» родителей, пытаясь установить в семье детсадовские правила, чтобы самим каждый раз не перестраиваться.

Развитие личности важнее получения учебных навыков. Иногда детей отдают в детский сад, чтобы их там подготовили к школе. Но встречаются дети совершенно «не садовские», например, с ослабленной нервной системой. Ради того чтобы ребенка в саду научили читать и считать, не стоит травмировать его личность. Он должен личностно созреть. Кстати, «несадовские» дети могут впоследствии нормально адаптироваться к школе и успешно учиться.

Важно, чтобы ребенок чувствовал: в детский сад его ведут не потому, что он капризничает или мешает маме работать и из-за этого родители стремятся от него избавиться, а потому, что в детском саду ему будет интересно, там он сможет играть с другими ребятами, там есть такие игрушки, которых нет дома, а если он захочет вернуться домой, его непременно заберут.

Существуют дети, которых пребывание в саду совершенно не травмирует. Признаки этого: у ребенка хорошее настроение, он с удовольствием рассказывает, чем там занимается, рассказывает о воспитательнице, о друзьях. Конечно, ранние пробуждения такие дети тоже не любят, но тем не менее сетования, что неохота вставать, не переходят у них в протест против детского сада как такового.

Конечно, ребенку может что-то в саду и не нравиться. В таких случаях нужно с ним разговаривать. Может быть, даже настоять на чем-то, но, разумеется, заниматься этим следует не тогда, когда он пребывает в состоянии аффекта — в такие моменты ребенок особенно остро нуждается в помощи родителей, в утешении и заботе.

Если родители приняли решение не водить ребенка в детский сад, важно понимать, что общение с другими детьми ему все равно необходимо. Замечательно, когда вместе играют дети разного возраста — чего, кстати, не происходит в большинстве садиков. На фоне младших ребенок начинает чувствовать себя более опытным и успешным, а старшие задают ему ориентир для дальнейшего развития. Если он не видит в своем окружении детей на два-три года старше себя, его восприятие социума искажается: вот малыши, вот взрослые — а между ними есть какие-то варианты?

Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу

Правила успешной адаптации

«Осенью я отдаю ребенка в детский сад. Как ему помочь наименее болезненно привыкнуть к садику?»

Как правильно подготовиться к детскому саду? Для начала нужно найти воспитательницу, которая действительно любит детей. Это — главное условие. Не полениться, потратить время, поговорить с родителями. Прийти утром без ребенка и посмотреть, как дети приходят к этой воспитательнице. Если они бегут к ней, обнимают, она им рада, и они тут же включаются в какую-то деятельность — можно спокойно приводить ребенка.

В этом выборе нельзя полагаться на авось. У многих взрослых, с которыми я работаю как психолог, воспоминания, связанные с детским садом, просто чудовищные: они рассказывают о том, как их унижали, позорили и оскорбляли. Никто не может поручиться, что сейчас такого не происходит.

У родителей с воспитателем должен сложиться хороший контакт — обратная связь непременно должна существовать. Возраст воспитателя при этом значения не имеет. Желательно, чтобы количество детей в группе не превышало двенадцати-пятнадцати человек (общее правило: чем младше дети, тем меньше должна быть группа).

После того как вы выбрали воспитательницу, договоритесь с заведующей и приходите вместе с ребенком в детский сад погулять. Лучше, чтобы малыш познакомился с ребятами и воспитательницей на улице, в присутствии мамы. У ребенка должен появиться интерес к тому, что же в этом садике происходит.

Чувствуете принципиальную разницу: мы приводим сына или дочь в совершенно незнакомое место и «бросаем» в надежде, что они как-нибудь «сами выплывут», — или даем им адаптироваться, подружиться с другими детьми и захотеть вернуться туда?

Не нужно заранее устанавливать какие-то сроки. Может быть, поначалу ребенок вообще не захочет отходить от мамы. В этом нет ничего страшного, можно поиграть рядышком. Главное для малыша — убедиться, что мама никуда не уходит, она — здесь и в любой момент может отвести его домой. Это очень важно!

Погуляли, поиграли — ребенку захотелось заглянуть внутрь. Он зашел, посмотрел — а там игрушки, маленькие кроватки, и все это необычно, интересно. Потом оказалось, что дети в саду сосиски с горошком едят — мою дочь в свое время именно это и подкупило. Так понемногу появляется интерес и желание пойти в садик. На это всем нужно разное время: кому-то месяц, кому-то три. Если ребенок не хочет, упирается — значит, он еще не готов.

Кто-то может спросить: «Неужели мы должны потратить на все это столько времени и сил?». Разумеется, легче отдать сразу. Но в этом случае получается, что мы насилуем своих детей только потому, что нам так проще. Проще не задумываться, проще не прикладывать никаких усилий, и пусть дети сами со всем разбираются. Но у детей еще нет достаточных собственных ресурсов, им тяжело, иногда невыносимо, а порой невозможно обойтись без помощи взрослых.

Самое опасное из того, что может произойти, если ребенка отдали в детский сад насильно, когда он еще не был психологически готов к этому, — ломка социальной эмоциональной привязанности. Последствия этой психологической травмы остаются на всю жизнь. Малыш рыдает каждый день, не хочет идти в садик, часто болеет, цепляется за маму — а его все равно отводят и ждут, что он привыкнет...

И вдруг в какой-то момент ребенок неожиданно перестает плакать, иногда при этом уходит в себя, ничего о садике не рассказывает, может вообще перестать замечать, что мама за ним пришла. Родители и воспитатель радуются — привык, а у него на самом деле «сломалась» эмоциональная связь с мамой. Умение устанавливать теплые, доверительные, близкие отношения у него пострадало. Потому что раз уж маме верить нельзя, раз она его бросает, то как можно доверять кому-то еще?

Некоторые взрослые люди, пережившие нечто подобное в детстве, сознательно или бессознательно выбирают одиночество — только бы не испытать больше никогда той боли и того ужаса от разлуки с любимым человеком.


Ирина
2221769

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анастасия

Приспособиться ребёнок к детскому саду или нет — зависит от характера ребёнка. Кто-то не любит детский сад, так как на дух не может находиться в чужом коллективе, а кто-то любит общаться со сверстниками, и, соответственно, нормально ходит в детский сад. Сад для большинства родителей, это необходимость, не в каждой семье зарабатывают столько денег, чтобы один из родителей мог спокойно сидеть дома.

Пожаловаться

Как мне кажется, то садик или ясли — просто необходимость. Ребенку интересно, даже если он трудности там какие-то испытывает, конечно не критичные, то чуткие родители смогут объяснить почему так и как реагировать. Мы все — социальные существа))) Куда ж мы без друг друга.

Пожаловаться
даша морозова
Сад нужен но мне лень вставать в 7 утра ?

Поэтому мы ходим 2 раза в неделю до обеда

А по тексту — главное найтивоспитательницу которая любит детей, в наше время люди радуются что им вообше где то место дали там уж не до жиру

Пожаловаться
Ева
я обожала сад, мои дети его обожали, но старшая проходмла за все время от силы год, а младшую я сняла, отдам только перед школой на год, тк это необходимо именно перед школой. Сняла из-за постоянных болячек в саду. И в наше время я негативно отношусь к саду именно по этой причине. Родителям чхать на детей своих и чужих. Приводят в группу больных детей, недолеченных, с соплями до пупа и адским кашлем.
С мыслями психолога не согласна, очень много личного и субъективного, здесь все очень индивидуально в каждой конкретной ситуации.
Пожаловаться
Татьяна
Ева 

Ева, Сад нужен обязательно, социальное окружение для ребенка это самое главное и без сада это будет мамин сынок, детям нужно уметь общаться не только с мамой и папой. Мне показалась статья бредовая

Пожаловаться
Ева
Татьяна, согласна. Младшая ходит на развивашки коллектиыне каждый день на 2 часа. Когда развивашки, когда просто игры и поделки с детьми, тоесть каждый день что-то новое. Это замена сада из-за частых болезней. Но перед школой все равно отдам.
Пожаловаться
Марина

не разрешали ни в одном садике оставаться с ребенком, всегда только оставить и вернуться через пару часов в период адаптации, одна дама из министерства мне лично сказала, что если всем позволять то будет не сад, а «клуб по интересам», что она имела ввиду мне не понятно, но если это говорит руководство, то заведующая, а тем более воспитатели, над которыми дамокловым мечом висят «проверки» и «нам нельзя, нас накажут», то родителю ничего не добиться.

Пожаловаться
ИришкаТигруля

все же я хочу отдать дочь в садик статья очень нужная в закладочки добавлю и перед садом перечитаю

Пожаловаться
МамаУлиВикули
Никаких проблем с садом не было. Дочь в 2.7 пошла была довольна. Ей уже дома надоело со мной))) плакала 1 раз и-то спустя недели 3, тк в раздевалке был концерт “нытиков”. В саду активно участвует в утренниках. К саду готовы были: ела, одевалась сама, днем засыпала на сон, с горшком проблем не было.
Пожаловаться
Мои старшие с большим удовольствием ходили и кое кто ещё ходит:-) с 1,10 то точно. Все разьясняется и понимается, адаптация проходит легче
Пожаловаться
Лика

Всегда ненавидела садик, хотя и воспитатели хорошие были и бабушка на кухне работала и могла забрать в любой момент. И школу потом ненавидела, опять же, за ограничение моей свободы. А в колледже и институте уже нормально стало, там никто ни к чему не принуждает, все добровольно.

Пожаловаться
Ольга Калинская
Спасибо, в закладки.

Надо будит потом еще раз перечитать.

Пожаловаться
Валентина

не для России статейка))))У нас так не повыбираешь садик/воспитателя)))
"А ребенку очень сложно в голове уместить разные правила: у мамы с папой — одна система ценностей, одни порядки, а в детском саду — другие" — какие могут быть дома другие правила то??? так же мыть руки перед едой, убирать игрушки и т.д.
А это вообще родители-изверги: "
Малыш рыдает каждый день, не хочет идти в садик, часто болеет, цепляется за маму — а его все равно отводят и ждут, что он привыкнет..." Уверена что таких мам единицы!!!!!
так что в целом не нужная статья!!!!

Пожаловаться
СлавыМать
Валентина 
Валентина, я одну такую единицу знаю. так что статья в целом нужная
Пожаловаться
Kisylichka
Валентина 
Валентина, согласна
Пожаловаться
Ольга Калинская
Валентина 
Валентина, Дома у ребенка может быть другой режим.

А мамы есть такие, оставляют. А ребенок в истерике остается в саду.

Пожаловаться
Валентина
Маська, так надо разделять как-то «привыкание» и «истерики»!!! да, многие дети плачут в садике… Просто к этому надо с умом подходить! и по ребёнку смотреть! Не надо бросать в омут с головой то… Любой человек находясь в новой обстановке сначала нервничает, не понимает и т.д. Просто дети выражают это плачем, потом привыкают, так же как и взрослые, только взросле могут контролировать свои эмоции!!! А вот если у ребёнка реальные истерики на протяжении много времени, то, да, тут нужно выбрать другой подход к данному вопросу!!! Да и те же психологи говорят что нормально для ребёнка привыкание к саду 3-4 недели!!!
Пожаловаться
Валентина
Ольга Калинская, ну какой режим может быть дома в отличии от сала?! завтрак, игры, прогулка, обед, сон, прогулка, игры, ужин!!!?? что тут нового то придумать можно?!))))
Пожаловаться
Юлёк
я обожала садик и просила маму оставить меня на ночь
мои дети обожают сад


Пожаловаться
Ирина
Юлёк 
Юлька, а я не очень
Пожаловаться
Юлёк
Ирина, все ж от сада зависит, от воспитателей, атмосферы внутри...
от самого ребенка и от родителей)
Пожаловаться
Ирина
Юлёк 
Юлька, Я в разных была. Просто тут видимо ещё от типа личности зависит. Я не очень социальна) Не люблю много народа, много общения и т.д.
Предыдущая статья
НЕЖНОЕ МАСЛО - СУФЛЕ (натуральная косметика)