Когда мама игнорирует крик младенца, его потребности удовлетворяются слишком поздно, а когда она чересчур заботлива — слишком рано. Оптимальный вариант — реагировать с небольшой задержкой. Сколько должна длиться такая задержка, знает только сама мама. Заботясь о малыше, она учится понимать, когда он может подождать и потерпеть, а когда нужно бежать к нему немедленно. У каждого ребенка своя степень чувствительности и восприимчивости, и только человек, который находится с ним постоянно, изо дня в день, может это прочувствовать и обеспечить подходящие именно для него условия комфорта, безопасности и стабильности.
По мере взросления младенца можно уже не бросаться к нему по первому зову. Если мама хватает его на руки, едва он заплачет, она не успевает понаблюдать за ним, а если не наблюдать, то невозможно определить, в чем он действительно нуждается. Пауза между зовом и реакцией нужна, чтобы послушать и понять, что малыш пытается сообщить своим плачем, и не реагировать автоматически. Ведь прежде чем ответить, надо выслушать вопрос.
Если между «запросом» младенца и нашим «ответом» есть пауза, «зазор», малыш испытывает так называемую оптимальную фрустрацию. Это небольшое разочарование не травмирует психику ребенка, а, напротив, делает ее более устойчивой. Поэтому познакомить малыша с фрустрацией — важная задача родителей. Но делать это надо постепенно, последовательно и с любовью.
Научить детей ждать очень трудно, но необычайно полезно: умение ждать — не просто навык, а краеугольный камень воспитания эмоциональной устойчивости. Ребенок начинает понимать, что взрослый не может все время быть рядом и тут же выполнять любые его желания.
Пауза имеет огромное значение для формирования эмоциональной устойчивости: у ребенка появляется базовая уверенность, что любая проблема будет решена, пусть и не сразу, что он будет услышан, что все будет хорошо. Эта уверенность, полученная в раннем детстве, помогает ему и потом терпеть и ждать.
Эмоционально устойчивый человек — как ванька-встанька: у него внутри есть что-то, что не позволяет ему упасть, и он каждый раз поднимается. Это важное качество складывается, «выплавляется» из индивидуальных особенностей ребенка и опыта общения с мамой и другими близкими взрослыми.
Марина Мелия
Источник: группа в Контакте [Не] сижу в декрете
ПС: В статье (отрывок из книги) не указан возраст, и непонятно, какой возраст имеется в виду под словом «младенец». Так вот, как мне кажется, вполне разумно, если применять это к детям в возрасте от примерно 1,5 лет (сужу по своей дочери). К совсем младенцем до года, не стоит, однозначно.
согласна, я всегда беру паузу, иногда ребенок сам успокаивается и решает, что не хочет тратить на это свое время
Ну речь идет о младенце, у меня это слово ассоциируется с еще «лежачим» ребенком. Вот и говорю, что расплывчато написано, каждый толкует по-своему. Вообще Мелия как бизнес-психолог может хороший, а чего она решила книгу о детях написать-непонятно. У нее пол книги о том как правильно выбрать няню, а другие пол книги такие очевидные вещи которые итак все знают. Сейчас о психологии и развитии детей пишут все кому не лень. Дорогие мамочки, фильтруйте информацию, пожалуйста, проверяйте кто это написал, а лучше консультироваться у специалиста конкретно по своему ребенку!!!
Соглашусь с ОсторожноБрюнеткой, по крайней мере не раньше, чем ребёнок «отделит» себя от матери...
Ну это не наш метод))) С рождения и до года как минимум отзывалась не то что на плачь, просто при любой возможности носила ребенка на руках, он и плакать не плакал, не успевал))) Спокойно с ним договариваемся и ждать и выбирать, и может отказаться от чего-то в пользу подождать что-то другое.
Согласна! А то потом чуть что сразу в слёзы! Чтоб все прихоти выполнялись!