читаем вместе: 55. Почему малыш настаивает на своём

Почему малыш настаивает на своём

Вот этот будильник у вас старый?

Нет, новый.

А можно я его старым сделаю?

Вы помните, что в первые годы жизни дети решают вопрос доверия-недоверия. Началось это, когда младенец был беззащитен и полностью зависел от вас. Теперь же, встав на свои ножки, карапуз вдруг понял, что может не только ждать и просить, нет, теперь он почувствовал, что сам в состоянии кое-чем (о) владеть. Например, тем миром, который его окружает. А заодно изучить и проверить его на выносливость. Кто кого.

На втором году жизни, исследуя этот мир, малыш учится проявлять свою волю.

Вот он сосредоточенно выкладывает из мозаики то ли цветочек, то ли дерево, в общем, что-то жёлто-зелёное. Тут вы подходите и поправляете: цветочек, мол, делают не так, а травка вообще… Малыш кричит и швыряет коробку и… больше к мозаике не прикоснётся, как ни уговаривайте. Так и хочется поставить его на место: «Не своевольничай, ишь, упрямый (вредный, настырный) какой!» Но — не торопитесь.

Многие родители пугаются такого истового детского самоволия, своеволия и стараются ребёнка окоротить (на всякий случай, чтоб не избаловался). Но стоит всё-таки отделить зёрна от плевел. Разобраться. Если малыш, когда мы вмешиваемся в его деятельность, настаивает на своём, сердится, кричит, даже бросает занятие — это не простая вредность. Вы сможете (если захотите) понять, когда ребёнок упрямится «по делу», а когда потому, что его действительно избаловали.

Обратите внимание: стычки и происходят-то чаще всего из-за нашего некорректного вмешательства. Капризы начинаются, когда вы вмешиваетесь в процесс его работы, пытаясь поруководить и переделать по-своему? Он возмущается не напрасно.

Такой протест мы бы назвали «волеизъявлением». Так юный человек отстаивает своё право на автономию (независимость). Он учится без вас (самостоятельно!) исследовать мир и себя: ходить, кушать, брать и отбрасывать вещи, делать свой выбор и даже реализовать его (в меру своих возможностей). Не окорачивайте его, а радуйтесь: человек растёт. И не так это и просто: прорываться к новому и одновременно доказывать, что он может, хочет, способен кое-что сделать без вас — совершенно самостоятельно.

Правда, родители запросто могут доказать маленькому человеку, что самостоятельности в нём — кот наплакал и ни на что он не годен — без них.

Вот карапуз поднимается по лесенке (сам). Лесенка крутая, а вдруг упадёт? Как поступит умная мама? Она не станет кричать и удерживать, и даже поддерживать не станет, если малыш не желает того. Она просто подойдёт и станет рядом, и будет подстраховывать, но неназойливо, незаметно для него. Так, чтобы малыш, поднявшись и спустившись, почувствовал себя победителем. Он смог! Сам!

Отсюда, из таких «мелочей», берёт начало вера в себя, инициатива, упорство, умение отстоять свою точку зрения. Те самые черты характера, которые делают человека успешным в жизни.

Когда родители постоянно твердят «делай так», «учись у меня», они как бы показывают, что он, их малыш, ни на что не годен, что они ему не доверяют. И что в результате? Только одно: малыш тоже начнёт сомневаться в своих способностях. А тут и до безволия недалеко.

Умение проявлять свою волю и самому что-то делать необходимо малышу, иначе он начнёт сомневаться в своих способностях.

В возрасте примерно полутора лет малыш бросает вызов всякому внешнему родительскому контролю. А знак этого — коротенькое словечко «нет». Детское «неть!» — громкое заявление о своём праве стоять на собственных ногах, пользоваться собственными руками. Двух-трёхлетние дети так яростно борются за свою независимость, что услышать от них «да» так же необычно, как увидеть кота с зелёными усами. Протест, доходящий до абсурда.

Арина читает вместе с мамой стихи («Мы едем, едем, едем в далёкие края…»). Мама начинает, дочка продолжает. Получается так:

Мама говорит:

— Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой… Арина подхватывает:

— НЕ кота. Мама:

— Чижика… Дочка:

— НЕ собаку, НЕ Петьку забияку…

Мама:

— Обезьяну, попугая, вот… Дочка:

— НЕ компания какая!

Но этот забавный и абсурдный протест, эти бесконечные «не» и «неть!» — на самом деле дорога к собственному «Я».

Сохраняйте разумный баланс

Раньше были агрызубые тигры.

Нет, детка, тигры были саблезубые.

А ещё агрызубые — это которые огрызаются.

Конечно, ребёнок не может вечно протестовать, а мы — соглашаться. Мы живём в обществе, и никуда от этого не деться, и что «правильно», а что «не очень», человеку необходимо знать. В конце концов, ему жить среди людей и он должен научиться соблюдать правила поведения этого общежития, знать запреты и ограничения. Но те рамки, в которые мы ставим малыша, должны быть разумными.

Мы должны учить ребёнка социальному поведению и при этом развивать его независимость.

Как это можно сделать? Только проявляя уважение к воле малыша. Обратите внимание: не попустительствуя, а проявляя уважение. Когда он говорит «мама, я сам!» — надо дать ему делать самому. Когда он говорит «не щекоти» — надо перестать с ним возюкаться и сюсюкать.

То есть, где он может справиться и решить без нас, самостоятельно, сам — позволить (и не вмешиваться без крайней нужды). Где ещё не может — делать за него и вместе с ним. Хваля и поощряя правильное поведение и не акцентируясь (не ругая, не высмеивая) на ошибках. Например, малыш забыл про горшок—и его штанишки опять мокрые. «Ты опять описался? Да сколько раз тебе говорить…» А нисколько. Напоминайте про «пис-пис», хвалите его всякий раз, когда он сумел добежать и сделать свои дела самостоятельно. Когда положил игрушку на место, когда сам (!) помыл ручки, когда аккуратно ест супчик — всегда, когда есть повод. Показывайте малышу, как это хорошо — быть хорошим: чистым, аккуратным, щедрым, добрым и весёлым.

Очень важно во всех воспитательных мероприятиях сохранять разумный баланс между «можно» и «нельзя», между «умница» и «ай-ай-ай». Не просто остановить и погрозить пальцем (а то, увы, и дать подзатыльник), а показать, как можно сделать иначе, правильно, хорошо.

Маленькие дети искренне считают себя совершенными существами, поэтому они так открыты и искренни. Поэтому они не боятся дурно (глупо, непрезентабельно) выглядеть в наших глазах. Но к трём годам они способны уже испытывать чувство стыда. Они ещё не прикидывают, подобно взрослым, «а как я буду выглядеть со стороны», но уже начинают подозревать, в ответ на нашу реакцию и отношение, нечто вроде такого: «что-то тут не так… может, я и не такой замечательный… может, меня любить не стоит?..»

Когда малыша часто поправляют, критикуют, стыдят — ему становится стыдно (он уже дорос до этой несимпатичной эмоции). И он начинает бояться делать сегодня то, что не получилось вчера. «И почему он не рисует?» — удивляется дедушка-художник и подсовывает внуку новую раскраску и великолепный набор фломастеров. А тот, даже не сказав «спасибо», забрасывает их куда подальше. Почему? Потому что стыдится, что раскрасит не то и не так, а любимый дедушка опять будет недоволен. Если ребёнка часто критикуют и поправляют, если старательно указывают на ошибки, забыв отмечать его успехи, ребёнок теряет уверенность в своих силах. Ещё не приступив к какому-то делу, он начнёт заранее бояться, что у него не получится, — и отказываться от него. Сколько неуверенных в себе школьников, которые до дрожи в коленках боятся отвечать у доски, сколько подростков, которые не рискуют взяться за ответственное новое дело… А истоки — там, в раннем детском опыте.

На ошибки указывать надо и поправлять надо, когда в этом есть необходимость. Но — пореже и потактичней, помня о том, что любой (даже твой маленький неумейка) имеет право на проявление собственной воли и инициативы. Так он растёт и учится.

Маленькие дети всегда (даже вопя бесконечное «нет») готовы сотрудничать с нами. А если они этого не делают, то лишь потому, что не знают, как делать это правильно.

Очень здорово объясняют детям эти правила сотрудничества домашние животные, пожалуй, у них есть чему поучиться.

Наша Ариша растёт в компании собак и кошек. Она — самая младшая, и все звери относятся к ней с добродушной снисходительностью. Но — на своём зверином языке — очень доходчиво объясняют ей, что такое «правильно» и «неправильно», и как надо себя вести и как не надо, и что будет, если…

Кошечка Лата развлекает и смешит Арину; она азартно гоняется за верёвочками и бумажками, но, если малышка ненароком вцепится в её длиннющий хвост, ловко выскальзывает из детских лапок и, поставив этот хвост каким-то особым знаком вопроса, достойно удаляется на ближайшую гардину. И всё — никаких пряток и догонялок больше сегодня не будет. Кот Пуф объясняется с ребёнком по-мужски, языком жестов: сначала, когда детка потихоньку стучит по нему — так же потихоньку огрызнётся, а потом, если хулиганство не прекратится, может и цапнуть: получай, что заслужила! Собака Юта (сама многодетная мамаша) рычит и перегораживает дорогу, когда ребёнок пытается просочиться на кухню. При этом она запросто позволяет стучать по кудрявой спине и драть густую шерсть, но не пустит ни за что в место, потенциально опасное для маленького ребёнка. Эля, её старшая сестрица, взяла ребёнка под свою опеку. Она легко отдаёт Арише свои мячики, палочки, позволяет сунуть нос в миску с едой и готова облизать всю мордашку, когда детка с наслаждением ревёт. И (на всякий случай) вмешивается в любые кошачъе-собачьи разборки, оттесняя и заслоняя собой девчушку. А пёс Гришка, как истинный джентльмен, охраняет её на прогулках: с кем общается, куда направляется и не слишком ли отвлекаются взрослые, сопровождающие малышку. И никогда не рассердится, что, наводя порядок, ему приходится отвлекаться от собственных (не менее важных) собачьих занятий.

Поглядите на домашних животных, которые искренне любят вас и ваших детей, — они вам подскажут, когда надо вмешиваться, а когда оставить ребёнка в покое; понаблюдайте — и вы поймёте, что хороший воспитатель не надзиратель, он — страж и советник, бдительный, чуткий и ободряющий.

Из случайного разговора: Мама — сыну: «Ну, вставай, дружок-пирожок!» Сын: «А папа меня не зовёт дружок-пирожок… (Задумавшись.) Он называет дерево… дубина…»

Замечания, выговоры, бесконечные упрёки и выкрики «как тебе не стыдно!» в адрес малыша не так безобидны, как кажутся.

Проведите прямую линию. На одном конце её напишите «автономия», «независимость», на другом — «стыд», «сомнения». Если второе перевесит, юный человек окажется безвольным и зависимым существом.

Что такое воля? Воля — это решимость осуществить свободный выбор плюс умение сдерживать, контролировать самого себя. Пока он активно осваивает первую часть: осуществить свой выбор. Контролировать себя он тоже будет учиться. На это уйдут годы, это — трудное дело, и вам придётся не раз проявить и тактичность, и терпение. Но зато именно сейчас малыш учится не делать того, чего не стоит делать. Сказать «нет» дурной компании, например. Это случится через годы, но начало этому — здесь, сейчас, в его страстном желании освободиться от вашей опеки и обрести независимость.


Практикум

Как заставить убрать игрушки

Не надо спорить и доказывать (а тем более скандалить). Тихо и мирно ставьте в условия, когда он будет вынужден сделать это!

В силу своего неуёмного эгоцентризма дети подчиняются взрослым только в двух случаях: когда им это выгодно и когда опасаются санкций.

Воспользуемся этой особенностью детской головки, чтобы и чисто было, и отношения ваши не портились.

С малышами лет до двух такой проблемы не существует: они охотно делают то, о чём вы их попросите. Всем остальным возрастным категориям приходится напоминать регулярно. Почему напоминать? Потому что дети действительно часто забывают, что надо убирать за собою. Во-первых, точка зрения на порядок и беспорядок у взрослых и детей не совпадает. Во-вторых, у них слишком много дел, чтобы помнить о таких мелочах. В-третьих, дети — натуры увлечённые, и, занявшись чем-то новым, они легко забывают о том, что делали ещё минуту назад.

1. Повесьте «напоминалку»

Тогда вам не надо будет говорить одно и то же. Да и речи наши детвора слушает, как правило, вполуха.

Для маленьких «напоминалкой» может послужить любимая игрушка. Возьмите её в руки, и пусть она «попросит» малыша убрать за собой, а потом похвалит. Через несколько повторов у ребёнка свяжутся два понятия: вижу эту игрушку — навожу порядок. (Впрочем, если честно, малышу всё равно придётся помогать.)

«Напоминалкой» может быть что угодно: бантик на зеркале, у которого любит крутиться ваша дочка, колокольчик, подвешенный в дверном проёме, восклицательный знак на стене возле компьютера, даже песенка.

2. Приятное ожидание

Каждый раз, когда ребёнок наводит порядок по собственной инициативе, делайте для него что-то приятное.

Для детей постарше можно обобщить награду. Всю неделю убирал за собой — в выходной получаешь… что там у вас он особо любит (и не обязательно из еды)?

3. Пригласите собаку

Это отличный способ, действует он безотказно на детей любого возраста, от малыша до подростка.

Дети — большие собственники, они терпеть не могут терять то, что принадлежит им, даже если это что-то уже изрядно поднадоело.

Как только ребёнок удалился от разбросанных игрушек на приличное расстояние, «просите» своего четвероногого друга «навести порядок». Собаки всегда готовы поиграть, а уж тем, что валяется под ногами, — тем более. Она с удовольствием полежит и пожуёт, например, деревянные детали от «строителя», мягкую игрушку, кукольную посуду. Малыш, конечно, будет возмущён, но… что делать? Пожевать в отместку собачий коврик ему скорее всего в голову не придёт, а вот своё добро в следующий раз спасать кинется… ну, не в следующий, так через раз… главное, будьте мужественны, не покупайтесь на слёзы и не выбрасывайте обжёванные обломки (детали), пока ребёнок как следует не усвоит: что упало, то пропало, то собачкам перепало.

4. Поиграйте в «мусоровоз», «дворника» (и другие игры)

Только не позволяйте запрягать или превращать в «мусоровоз» домашних животных. В этом случае понадобится или валерьянка, или генеральная уборка. А возможно, и то и другое вместе.

5. «Я тебе помогу, но…»

Не упрекайте. Вы хотели пойти вместе в магазин, а потом покататься на качелях? Как жаль, но пока я убирала твои игрушки, прошло много времени, и мы теперь не успеем заглянуть в детский городок. Но завтра мы сделаем это… обязательно… если успеем.

6. Спортивное состязание

Очень удобно проводить, если у вас двое детей (тогда, возможно, вам повезёт и сами вы участвовать в нём не будете).

Делите территорию на две части (сообразно возрасту и силам ребёнка), и — кто быстрее?

7. Поменяемся местами

Разрешите (поручите) ребёнку взять контроль за наведением порядка на себя. Он, ребёнок, имеет право проверять, а сами-то вы после своих «игр» (занятий) всё убираете на место? И, если надо, в интересах дела он имеет право делать вам замечания. Главное — не обижайтесь и не возмущайтесь. Сейчас командует парадом он.

Вы можете, воспользовавшись ситуацией, спародировать его поведение (как, например, он обычно отвечает вам — на ваши замечания). И посмеётесь, и польза: он увидит себя со стороны.

8. Куча мала

Вам надоели разбросанные по дому игрушки и вещи юного наследника? Соберите в кучу и вывалите всё, например, у его кровати или любимого столика. Так, чтоб ему было неудобно (не перед вами, а в буквальном смысле слова).

9. «Угроза» разоблачения

У подрастающих детей школьного возраста появляются тайны от взрослых. Так и должно быть. Обычно они пустяковые (но это с нашей точки зрения), а ребёнку приятно почувствовать себя «почти взрослым». Просто скажите с невинным или слегка озабоченным видом, что если вы будете сами (вынуждены!) наводить в его комнате порядок, то придётся убирать везде: и в ящиках стола, и в старой коробке, и… Обычно ребёнок вздыхает (смиряется с неизбежным) и говорит: «Не надо, лучше я сам».

10. Прятки

Методично и последовательно прячьте (убирайте куда подальше) всё, что он не желает убирать. Пусть поищет. Он не хомячок; скоро его запасы игрушек (у малышей) и полезных предметов (у школьников) начнут потихоньку растворяться, уменьшаться… Главное, не сдавайтесь и не покупайте адекватную замену. Даже если ему грозит двойка из-за альбома по рисованию и красок, которые он не может отыскать.

11. Киска

Дети очень любят подражать животным. Воспользуйтесь этим. Возьмите в руки, например, игрушечную киску и скажите: «Киска устала играть, она хочет положить эти игрушки на место», — и начинайте убирать игрушки, приговаривая: «Мяу-мяу…» Ребёнок обязательно присоединится.

12. А почему бы не сделать выходной? От порядка?

В конце концов, это очень утомительно, вечно следовать заведённому порядку. Маленький беспорядок иногда тонизирует: так приятно нарушить устои… чтобы потом снова к ним вернуться.



lina
05769

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марина

вот интересно… наблюдаю сейчас у своей малой такую картину. Даю альбом, карандаш — садись рисовать. С удовольствием начинается этот процесс, но только с мамой! Я с ней немного порисую, отойду на секунду и опять меня тянет за стол — рисуй! Сама чето покалякает пару минут и опять нужна мама. Что это значит?

Пожаловаться
lina

и у нас так, мне кажется вполне нормально. Вместе — веселее

Пожаловаться
Надежда
Какой длиннущий отрывок)))но очень нужный!!!
Пожаловаться
Шурик

оу, ну сегодня море пищи для размышления )))

Пожаловаться
lina
Ахаха)))